#5 Регион и инновации, 26 августа 2021
Рыночный расклад , Калининград ,  
0 

Промышленники: экономика просыпается, «эффект Титаника» сохраняется

Промышленники: экономика просыпается, «эффект Титаника» сохраняется
В 2021 году крупные промышленные предприятия и объединения региона планируют частично восстановить темпы и объемы, потерянные из-за пандемии

Показатели развития промышленности Калининградской области говорят о том, что экономика постепенно оживает. Многие крупные предприятия региона начинают «доставать из-под сукна» отложенные из-за коронавируса инвестпроекты.

От чего сегодня зависит эффективность производства, как меняются приоритеты и какие проблемы беспокоят промышленников — обсуждали участники круглого стола, организованного РБК Калининград.

Разговор прошел в режиме свободного микрофона в формате PublicTalk (от англ. — открытый разговор). Основными экспертами выступили учредитель технопарка «Экобалтик», совладелец бренда «Мирамистин» Андрей Горохов, вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент» Дмитрий Чемакин, генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов, заместитель президента Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области, генеральный директор ООО «Виктел» Маргарита Сарапий, управляющий партнер рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова.

След пандемии

Мир после пандемии хотя и не будет прежним, но за год с небольшим экономика адаптируется к новой реальности. Промышленность оживает, но восстановилась пока не до конца. Сейчас время активной перестройки и смены приоритетов.

Трудно пришлось машиностроителям. В холдинге АВТОТОР констатируют, что по итогам 2020 года объемы производства по сравнению с 2019 годом упали на 26-27%. В то же время, компания сохранила за собой прежнюю долю в общем объеме регионального продукта — порядка 53% всей вывозимой переработанной товарной продукции региона.

СПРАВКА: Индекс промышленного производства в мае 2021 года по сравнению с маем предыдущего года составил 114,1% (рост 14,1%), а в январе-мае 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — 109,6% (рост 9,6%).

«Наши технологические цепочки очень длинные — как я говорил, почти два месяца грузы только на воде, поставка комплектующих со всего мира, то есть, у нас вот такой эффект маятника, он все еще чувствуется. Поэтому прогнозный объем выпуска продукции в 2021 году где-то на уровне 2020 года», — сообщил Дмитрий Чемакин.

Дмитрий Чемакин, вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»
Дмитрий Чемакин, вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»

По его словам, одним из главных достижений 2020 года для холдинга можно считать тот факт, что удалось избежать сокращения персонала.

«Социальная программа предприятия была скорректирована вынужденным уменьшением объемов производства, высвободившиеся силы были использованы в проекте «Автотор-Арена», сотрудников привлекали к работам по различным специальностям, выплачивали им заработную плату. И, конечно, это позволило активизировать работу по новым, далеко идущим и стратегическим проектам», — сказал вице-президент.

Мало кто из калининградских производственников сумел удержать прежние темпы роста, начиная с весны прошлого года. Если это и удавалось, то, в основном, за счет конъюнктуры рынка. Пример тому — фармацевтическая отрасль, где повышенный спрос позволил компаниям увеличить число рабочих мест.

«В 2020 году рост был и по мирамистину, и по окомистину — около 17%-20 с небольшим процентов. В среднем по итогам года мы вышли в плюс на 20%. В 2021 году мы идем по сценарию 2019 года: то есть, в этом году темпы ниже, чем в 2020-м году, но побольше, чем в 2019 — пока на 5% и плюс по итогам года процентов на 10% еще, может быть, подрастем», — рассказывает Андрей Горохов.

Потребление мяса не зависит от того, есть пандемия или нет, тем более, что 2020 год для сельского хозяйства региона стал весьма благоприятным — производство пшеницы и кукурузы было рекордным. С другой стороны, у переработчиков тоже изменились приоритеты, констатирует Маргарита Сарапий.

«Торговля вся пользуется удаленными доступами, все перешли в интернет. Это позволяет экономить много времени и расширяет вариативность».

В одной из ключевых для региона отраслей — переработке янтаря — обвала не случилось, как не случилось и поступательного роста. В 2020 году развитие остановилось, говорит Антон Федосов.

«Это, безусловно, связано с отменой ряда значимых определяющих выставок, снижением уровня потребления ювелирных изделий. 20 год мы закрыли небольшим, но падением в производственном секторе. Сейчас очень сдержанно скажем, что это рост где-то в районе 3-4% по сравнению с 2020 годом. Ожидания более оптимистичны, они связаны с массовой вакцинацией, с надеждой, что откроют границы и так далее», — сказал руководитель объединения.

Единственным заявленным крупным инвестпроектом в отрасли в прошлом году стал проект госкорпорации Ростех по модернизации производства готовой продукции на Янтарном комбинате на сумму 220 млн рублей.

Антон Федосов, генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности»
Антон Федосов, генеральный директор ассоциации «Кластер янтарной промышленности»

Вообще приоритеты янтарщиков сейчас смещаются в онлайн торговлю, за счет этого там идет хороший рост. Компании отрасли постепенно выходят на зарубежные и российские интернет-площадки типа Wildberries, Ozon, Amazon и др., но пока это — индивидуальные случаи, коллективных аккаунтов нет.

«Отлично покупают в интернете. Появляются старт-апы, позволяющие кастомизировать твое изделие прямо онлайн, придумать что-то самому и заказать на производстве из готовых элементов. Если несколько лет назад это было фантастикой, то сейчас уже работает в полный рост. Трудности вывоза пока не решены. Особенно это касается розничной истории. Поэтому ряд предприятий пришли к тому, что нужно держать склады в Европе или в других ключевых направлениях сбыта и вывозить туда товар партиями. [...] У нас есть маленькие компании, которые показали увеличение объема в районе 30-40 млн рублей по году, и они за счет онлайна кратно увеличили свои объемы. Это небольшие производства с правильно организованными интернет-продажами и процессами», — говорит Антон Федосов.

Притока нет, но кадры решают все

2020 год усилил и без того острую проблему нехватки трудовых ресурсов. Современные тренды рынка труда отнюдь не способствуют росту популярности у молодежи промышленных специальностей.

Наталья Воронцова, управляющий партнер рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь»
Наталья Воронцова, управляющий партнер рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь»

«Дефицит существует и еще будет какое-то время продолжаться. Это связано и с тем, что мы находимся в демографическом падении, когда нет притока персонала, но появляются новые сферы на рынке труда и перетягивают к себе», — описала кадровую ситуацию в промышленности региона Наталья Воронцова. По ее словам, рынок труда меняется, и предприятиям придется задуматься, как подстроиться под эти перемены, чтобы привлечь работников. «Помимо отраслевой конкуренции есть еще и новые направления — та же курьерская доставка, которая привлекает кадры. И промышленным предприятиям очень сложно конкурировать с такими условиями, как и ежедневный расчет зарплаты, и свободный график, и бонусы, и свободная форма одежды. Сегодня на рынке труда установилось некое спокойное плато, все компании региона предложили плюс минус одну и ту же зарплату 30-35 тысяч рублей, это средняя цифра по рынку, никто к нам не приходит. Достаточно стабильная ситуация, но притока нет, персоналу неоткуда взяться. Это связано с ограничением движений. И молодежь все меньше хочет работать в промышленном секторе, а предпочтет, например, быть дистанционным блогером. Появились и совершенно другие формы занятости — удаленные и гибридные, на которые вряд ли перейдут предприятия», — говорит Наталья Воронцова.

Маргарита Сарапий, генеральный директор ООО «Виктел»
Маргарита Сарапий, генеральный директор ООО «Виктел»

На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, люди не могут найти работу, а с другой — предприятия не могут найти квалифицированных специалистов, продолжает Маргарита Сарапий.

«Сейчас промышленность требует более точечных знаний. На порядок выросли требования. И идет рождение новых компетенций за счет их соединения», — полагает она.

Большим конкурентным преимуществом работы в промышленности является коллектив, внутри которого сотрудник может развиваться, убежден Дмитрий Чемакин.

«На одном хайпе можно держать только какой-то минимум заработка. Значит, человеку нужно давать возможность развиваться профессионально. Но важно не просто обучить и дать работу. Нужно, чтобы человек, работая в коллективе, получал удовольствие. Вот это ощущение своего места — его не так просто найти внутри компании.

Для чего сегодня молодежи идти на завод? Это как логика старт-апов, которая всем понятна. Уровень зарплаты главного инженера, ведущего специалиста сегодня намного превышает среднюю зарплату по области. А именно на передовых предприятиях можно и профессионально развиться, и работать на передовом оборудовании с передовыми наставниками. И, получив такую подготовку, дальше можно смело продолжать карьеру в любом месте», — рассуждает вице-президент АВТОТОРА.

На ряде предприятий янтарного кластера есть проблема воспроизводства уникальных компетенций. Если их нет, бизнес сразу оказывается под серьезной угрозой.

«Мы сейчас развертываем Центр коллективного пользования, создаем инфраструктуру с возможностью проектирования ювелирных изделий, изготовлением прототипов и тиражирования их в массовку. И когда Башня Врангеля заработает в полную силу, после общей реконструкции, там должна быть акселерационная программа, которая создает малые бизнесы и там дальше появится развилка: либо молодые команды дизайнеров и ювелиров сами создают свой бизнес, либо они продают его компании, которая профессионально этим занимается. В сентябре постараемся запустить первую группу. Сейчас у нас есть на примете сейчас 10 компаний, которые достаточно малы, но имеют высокий потенциал для роста и готовность развиваться», — рассказал Антон Федосов.

Многие работодатели задумывается о внедрении на своих предприятиях системы наставничества и «выращивания» кадров. Фармацевтическая компания «Инфамед» реализует целую цепочку по подготовке кадров для своего производства.

«Мы понимаем, что должна быть преемственность от школы к вузу, поэтому нас есть специализированные классы — биологический и химический — которые мы финансируем в Школе будущего (МБОУ СОШ «Школа будущего» в Гурьевске — прим. РБК Калининград). Дальше — мы достаточно давно работаем с БФУ им. Канта в плане подготовки кадров по специальностям, которые нам нужны. Потому что пока единственный вуз, который их готовит, — это Санкт-Петербургская (государственная химико-фармацевтическая) академия. Вообще скажу все идет от учителя, а учителю — чтобы увлечь детей — важно, в том числе, и оборудование, на котором он работает. Вот оснащение самым современным оборудованием мы и финансируем. 5,5 млн я выделил на оборудование в Багратионовском городском округе», — рассказал Андрей Горохов.

Карбоновый след и зеленая экономика

Еще один постпандемийный тренд в промышленности касается автоматизации, использования природной энергии и снижения объема вредных выбросов в атмосферу. О сокращении «углеродного следа» сегодня говорят лидеры крупнейших мировых корпораций. Например, в мировом машиностроении уже всерьез обсуждается перспектива отказа от двигателей внутреннего сгорания в ближайшие 15-20 лет.

«Если мы хотим быть завтра, то мы должны сегодня в это вкладывать», — считает вице-президент АВТОТОРА. «Универсальное мерило у нас появляется — это карбоновый след. И здесь самое неожиданное: организованное в Калининграде производство по локализации автомобильной продукции в итоге дает меньший карбоновый след, чем продукция, которую мы закупаем в РФ, потому что его оттуда надо еще перевезти. А это автомобиль, бензин, границы, и след удлиняется. Развивать «зеленую» экономику в Калининграде — это, безусловно, в интересах региона. Новые передовые технологии не просто двигаются, а стремительно «бегут» в сторону зеленой экономики: мы от традиционных красок на органических растворителях переходим на более экологически чистые — водорастворимые, запустили модели на газовом топливе, прорабатываем использование альтернативных углеводородам виды топлива», — говорит Дмитрий Чемакин.

С другой стороны, пока энергоэффективное производство — в самом начале своего развития в Калининградской области и составляет не более 5% от общего объема.

Андрей Горохов, учредитель технопарка «Экобалтик» и совладелец бренда «Мирамистин»
Андрей Горохов, учредитель технопарка «Экобалтик» и совладелец бренда «Мирамистин»

«У нас это пока, в основном, использование альтернативной энергии. К примеру, мы работали на сжиженном газе, а сейчас на природном. Вода у нас на входе грязнее, чем на выходе. Воздух тоже очищаем. Скоро в индустриальном парке Черняховска начнут производить оборудование для солнечных батарей. И мы думаем, чтобы такие источники энергии тоже использовать», — резюмирует Андрей Горохов.

Коронавирус и вакцинация

Участники сошлись во мнении, что о каком бы радужном перспективном развитии ни шла речь, все далеко идущие проекты могут снова вернуться «под сукно», если пандемия не уйдет, и одна новая волна заболеваемости будет следовать за другой. Именно поэтому собственники и руководители предприятий инициируют вакцинацию в коллективах. Добровольную — подтвердил каждый из спикеров круглого стола.

«Мы работаем по европейским правилам. Очень жестко контролируется на производстве: все сотрудники должны быть только в масках. Маски FFP2, определенной степени защиты, обязательное соблюдение сегрегации — максимально 10 кв метров на человека в офисе. Если в кабинете площадью 25 кв метров сидят трое сотрудников, то мне приходится делать им частично удаленный доступ для востребованных специальностей», — объясняет Маргарита Сарапий. В компании, которой она руководит, 57% сотрудников поставили или собираются ставить прививку.

«У нас стерильное производство. Задача была обеспечить защиту на этапе пропуска. Сейчас многие сотрудники вакцинируются. Убеждаем их на собственном примере. Я сам поставил прививку 6 июля», — продолжает Андрей Горохов.

На проходных завода АВТОТОР установили тепловизоры, измеряющие температуру тела. До 1 августа руководство предприятия настоятельно попросило всех сотрудников посетить медпункт и поговорить с врачом, чтобы он ответил на все возможные вопросы.

«Дальше каждый будет принимать решения сам. Но вакцинация — это добровольно и останется таким. Хотя, в бригадах, повторюсь, где никто не хочет болеть, люди друг друга мотивируют. у нас уже свыше 50% обладают подтвержденным статусом иммунной защиты, включая прошедших вакцинацию по месту жительства и переболевших. Выездной пункт по вакцинации работает, охвачено несколько площадок, и каждый раз по 40-50 человек прибавляется. Порог в 60% вакцинированных — планка очень высокая, но это наша задача, она обозначена и акционерами, и руководством компании, и эпидемиологами, мы на нее ориентируемся. У нас за все это время заболело порядка 90 человек из 3 тысяч, это хороший показатель. Обо всех мерах не хватит времени рассказывать. Но никто не хотел быть отстраненным от работы, в том числе, и как контактный», — делится опытом Дмитрий Чемакин

В ходе полуторачасовой дискуссии участники круглого стола сделали несколько выводов. Главные из них — производство должно быть безопасным и максимально исключать заражение коронавирусной инфекцией, торговля и дальше будет уходить в онлайн, а это повод задуматься о площадках в интернете. Наконец, нужна квалифицированная рабочая сила, а значит — и новые стимулы для привлечения молодых людей на производство.

Компетенция «Мы создаем экосистему изменений и развития»
Материалы выпуска
Инновации Совместный проект калининградских машиностроителей и автоперевозчиков
Рыночный расклад Янтарный кластер: на экспорт пойдет только готовая продукция
Практика «Летать» в Храброво. Как гигабитный интернет поможет развивать экономику
Практика Стадион «Спартак» реконструируют под международный спорткомплекс
Рыночный расклад Промышленники: экономика просыпается, «эффект Титаника» сохраняется
Компетенция «Мы создаем экосистему изменений и развития»
Решения «Мираторг» выходит на штатный режим работы
Инструменты Калининградские производители — об опыте участия на «Фабрике процессов»
Инструменты Почему калининградские предприятия изучают бережливое производство
Бизнес-кейс Удар по кризису. Как АВТОТОР преодолевает трудности, вызванные пандемией
Инновации Ликвидировать потери: шесть вопросов о «Фабрике процессов»
Инструменты Как калининградские производители бесплатно улучшают свою работу
Бизнес-кейс Калининградская компания вошла в нацпроект «Производительность труда»
Практика Роман Злотников пишет книгу про Калининград и партию «Новые люди»
Компетенция «Строим среду обитания»: «Калининградстройинвест» исполняется 25 лет
Содержание
Закрыть