Новости партнеров , Калининград ,  
0 

7 намеков на спасение финансов компании сегодня

7 намеков на спасение финансов компании сегодня
26 января в Калининграде стартует пятимодульная программа для владельцев и руководителей компаний «Фининасовый контроллинг»

Наконец, пришло время, когда мы начинаем задумываться о том, о чем мы задумываться не привыкли. Сегодня, когда евро стоит 85 рублей, а по статистике более 80% компаний не досчитываются даже самых пессимистичных планов по продажам (не говоря уже о прибыли), наступила новая реальность.

Очевидно, что в первую очередь начинают ощущать дискомфорт именно владельцы компаний. Причина проста:с молниеносной скоростью скукоживаются финансовые результаты и, как следствие,величина их благосостояния (собственный капитал). Для нас такой контекст непривычен, а для владельцев таких же компаний в развитых странах такие условия ведения бизнеса абсолютно нормальны:уровень конкуренции очень высок, а доходность не позволяет плодить планы по принципу «прошлый год + 20%».

Все это заставляет компании делать выбор: либо надеяться, что ситуация выправится и все будет как прежде, либо начинать менять что-то сегодня и выйти на новый уровень развития. Подробно пути решения этого вопроса мы рассматриваем на нашей программе «Финансовый контроллинг». Подробности здесь.

А в этой статье мы хотим обсудить с Вами несколько тем, которые могут помочь российским компаниям в эти непростые времена. Сразу скажем, что темы эти не новы, им много лет, многие из них являются стандартом в развитых странах.

Большая разница в маленьких нюансах.

Не многие знают разницу между затратами и расходами. Это не фатально до тех пор, пока не наступают трудные (кризисные) времена. Владелец компании, к примеру, должен держать свое внимание, в первую очередь, не на расходах, а на затратах. Потому что именно из-за них происходит обездвиживание его капитала. Деньги легко превратить в какие-либо активы, но крайне трудно «вытащить» их обратно.

Разница в смыслах между расходами и затратами очень велика. Каждая из этих категорий имеет свое влияние на финансовое состояние компании, при этом между ними ни в коем случае нельзя ставить равенство. Расходы, к примеру, используются при расчете прибыли, а затраты никогда не применяются при ее определении. Затраты являются главной (единственной) причиной всех возникающих у компании денежных выплат. Моменты возникновения затрат и расходов в большинстве случаев не совпадают.

Почему это так важно? Сейчас наступают времена, когда каждый рубль на счетах или в кассе является чрезвычайно ценным. Поэтому научившись обращаться с затратами, Вы начинаете понимать, как грамотно распоряжаться денежными потоками. Научившись обращаться с расходами, Вы получаете шанс корректно влиять на доходность (рентабельность) Вашего бизнеса. Кстати, в какую из форм отчетности Вы бы стали заглядывать, пытаясь ответить на вопрос о том, какова величина затрат компании за определенный период? А в какую, если бы этот же вопрос задан о величине расходов?

«Ножницы».

Ножницы – это ситуация, когда происходит два события одновременно, причем оба этих события имеют крайне негативный характер с точки зрения влияния на финансовую устойчивость компании. Событие первое – резко падает рентабельность инвестиций (активов) предприятия. Событие второе – резко возрастает стоимость кредитных ресурсов. Не многие знают, как определить те пределы ставки кредитования, которую компания могут выдержать в данный момент времени. Это несложно сделать в том случае, если у Вас есть корректно составленный управленческий комплект финансовой отчетности.

Ножницы предполагают пересечение (равенство) двух важнейших для жизни компании показателей, когда компании нет смысла кредитоваться даже при сверхнизких кредитных ставках (к примеру, под 3% годовых). Необходимо уметь оперативно определять значение этих показателей, чтобы понимать стоит ли Вам спасать текущее финансовое положение, обращаясь к кредитам.

Что важнее: сколько или когда.

Мы все привыкли считать деньги, складывая и отнимая суммы, не учитывая, что деньги имеют разную (стоимость) ценность во времени. Сейчас, когда инфляция и колебания валютных курсов стали существенными, мы начинаем это чувствовать, но как не умели, так и не умеем определять в денежном выражении, что это значит для компании.

Любой проект, даже прибыльный, может быть не интересен компании в том случае, если денежные потоки возникают в нем не так, как нам бы хотелось. К примеру, поступления денег задерживаются, а выплаты, наоборот, приближаются. Как понять и просчитать условия, которые компания может выдержать и как определить реальную денежную, а не нормативную бухгалтерскую доходность клиента, продукта или направления? Это делается с помощью дисконтирования чистых денежных потоков. Однако, Вы не сможете сделать этого, если в Вашей компании нет корректно составленного управленческого отчета о движении денежных средств.

Скорость.

Сейчас резко возрастает скорость принимаемых решений. Очень часто сидя на переговорах Вы должны суметь ответить (прежде всего, самому себе) на вопросы, которые могут оказать серьезное влияние на устойчивость компании. Есть целый ряд простых методик и инструментов, которые позволяют это делать очень быстро, но, что важнее, точно. К примеру, зная всего три цифры из отчетности компании, при условии что она составлена корректно, вы можете просчитать любого конкурента, который пытается демпинговать или использовать другие методы ценовой войны. Зная эти три цифры, вы сможете рассчитать 4 операционных рычага. Их можно использовать для принятия финансовых решений относительно любого события, происходящего в компании – при переговорах с клиентом, поставщиком, персоналом или принимая решения о покупке или продаже одного из активов. Но, это станет возможным только при условии, что Вы корректно сформировали управленческий отчет о финансовых результатах.

Бесполезные расходы.

По статистике в Германии порядка 40% расходов компаний являются бесполезными. Страшно себе представить каково значение этого параметра в России. Бесполезные расходы возникают в том случае, если вы оплачиваете ресурсы, которые по факту не приносят пользу, то есть не используются. Есть несложная пошаговая методика выявления величины бесполезных расходов в Вашей компании. Они гарантированно есть. Вопрос лишь в том, какова их величина и что делать после того, как Вам удастся их выявить.

Другой контекст.

В разные времена акцент ключевых параметров работы компании смещается. Сейчас важнее не прибыль, а чистый денежный поток компании. Это означает, что Вы должны научиться смотреть не на показатели, которые считаются по методу начисления, а на реальные денежные потоки. Но еще важнее знать причины их возникновения и факторы, влияющие на их изменения. Для этого существует два принципиально разных способа построения управленческого отчета о движении денежных средств. И если обычно хватает одного (директивного), то сейчас просто необходимо уметь пользоватьсявторым (недирективным). Кому и зачем нужны эти отчеты знает почти каждый предприниматель, который работает в Европе или за океаном.

«Косткиллинг»

Есть масса компаний, которые прославились тем, что они с хирургической точностью умеют вырезать излишние затраты и расходы. Такие компании называют «косткиллерами». Они последовательно применяют простой набор инструментов, доступный каждому, который позволяет существенно увеличить доходность компании не за счет роста продаж, а за счет грамотного обращения с ресурсами. И многие из этих инструментов настолько просты, что применить их может даже школьник.

К примеру, понимание того, какова структура ваших расходов позволяет вам быстро определять параметры финансовой устойчивости и безубыточности. Но это возможно только при условии, что Вы корректно структурировали их. Или понимание термина «релевантный» сослужит Вам добрую службу, если Вы собираетесь сокращать какие-то подразделения или отказываться от каких-либо продуктов ради экономии, делая это так, чтобы «с водой не выплеснуть ребенка».

Это всего лишь несколько из большого количества тем, которыми мы уже 6 лет делимся с предпринимателями Калининграда и помогаем им самостоятельно, без посторонней помощи, научиться их применять у себя на практике, не обращаясь за помощью консультантам и «айтишникам».

26 января в Калининграде стартует пятимодульная программа для владельцев и руководителей компаний «Фининасовый контроллинг». Все подробности узнайте на сайте 

Валентин Усенков, основатель проекта usenkov.pro