25 февраля в Калининград приезжает Максим Батырев (Комбат). Известный российский менеджер, обладатель премий «Коммерческий директор года» и «Менеджер года», автор бестселлера «45 татуировок менеджера» и один из самых «денежных» блогеров проведет мастер-класс по управлению бизнесом, основываясь на личном опыте и достижениях своей компании.
Его книга «45 татуировок менеджера» признана лучшей бизнес-книгой года в национальной премии «Электронная буква - 2014», а также получила «Книжную премию Рунета - 2014» как самая продаваемая бизнес книга в России. Если вы еще не читали книгу, то в интервью вы найдете аргументы,чтобы начать с ней знакомство или 25 февраля пообщаться лично с автором.
Читали вашу «историю становления» - все довольно просто, но были ли какие-то камни преткновения, которые изменили вас и повлияли на вас как на профессионала?
Конечно, были, и об этом я тоже писал в своей книге. Особенно сильно на меня повлияли, так скажем, «сложные» сотрудники. Когда у тебя получается развернуть «сложного» сотрудника в нужном направлении и он начинает смотреть на бизнес твоими глазами, тогда про себя и думаешь, что в этот момент ты стал чуточку сильнее. Укротить льва всегда сложнее, чем кошку.
Вы очень много говорите о том, что ваш опыт и работа помогли вашим же сотрудникам и другим людям. Видите ли в этом свою наивысшую цель или призвание?
Да.
Несомненно, я сам придумал себе некую миссию по улучшению бизнес-сообщества. Но ведь меняется что-то, меняется в лучшую сторону! Я каждый день получаю сотни писем от руководителей из разных точек нашей большой страны и соседних дружественных государств. Люди говорят и пишут невероятные вещи, начиная с того, что мастер-класс или книга помогли вернуть веру в себя как в руководителя и заканчивая конкретными цифрами, на сколько увеличилась их прибыль.
В чем видите принципиальные ошибки руководителей российских компаний/предприятий. Влияет ли менталитет? Или ошибки совершаются «как правило»?
Ошибки совершаются всеми нормальными менеджерами. Кто их не совершает, тот скорее всего трус, который не выходит из зоны комфорта. И я не уверен, что такие люди могут быть хорошими руководителями.
Что касается менталитета, то, несомненно, наш советский менталитет наложил огромный отпечаток на социум и бизнес-среду. И он абсолютно точно другой, не похожий на западный, откуда мы черпаем большинство бизнес-кейсов и технологий по работе с персоналом.
Одна из распространенных ошибок отечественных менеджеров – это надежда на то, что их спасет какая-то волшебная западная технология или разработка, которая будет работать за них. Допустим, какая-то волшебная CRM-система. CRM-система не сделает чуда! Она, несомненно, нужна, и это отличный способ для достижения результатов, но она не заменит собой ту управленческую энергию, которая нужна людям в нашей стране, чтобы достигать результатов. И это одна из наших особенностей и одна из классических ошибок управленцев – начинать себя беречь, переставать себя отдавать бизнесу и людям. Во всех таких случаях результаты падают вниз.
Вашу книгу называют библией, а вас профессионалом. Вы с этим согласны? Можно ли благодаря книге сломать систему компании, которая выстраивалась годами? И можно ли ее считать «руководством по использованию»?
Ну это очень громкие названия. Не надо так.
В книге описан очень субъективный и достаточно категоричный взгляд на отечественный менеджмент. Все мои истории прошли через призму моего опыта. У кого-то опыт может быть другим, с другими татуировками, и он тоже будет правильным и успешным.
Что касается вопроса «ломания» системы в организациях. Я думаю, что ломать ничего не нужно. Если компания существует, значит, она выжила в высококонкурентной и агрессивной среде и, скорее всего, у управленцев существует представление о том, как в этой компании нужно эффективно вести дела.
Но прочитать всем сотрудникам организации книгу, несомненно, стоит. Хотя бы для того, чтобы линейный персонал понимал логику, которой руководствуется их менеджер. Предприниматели говорят, что после того, как книгу сотрудники читают, они становятся другими и это похоже на чудо (улыбается).
Сейчас некоторые организации просят меня провести управленческий мастер-класс и зовут на него всех своих сотрудников. Я говорю: «Не надо звать сотрудников. Это информация только для управленцев», но слышу в ответ что-то типа: «Пусть они начнут понимать нас», и в целом в этом есть определенное разумное зерно. Мне кажется, что когда сотрудники учатся вместе со своими руководителями, это говорит о некоей культурной зрелости компании. Ведь если люди будут понимать, по каким законам и правилам живут где-то там, наверху, они точно станут более лояльными к власти, а может быть, и более эффективными по жизни.
Можно ли научиться «продажам» (в вузах, на курсах) или с этим нужно родиться?
Конечно, можно продажам научиться! Но только учиться желательно у тех людей, которые действительно чего-то существенного в продажах достигли. Потому что у нас «поучающих продажам» много, а «понимающих продажи» мало. Некоторые бизнес-тренеры пытаются взять американские технологии продаж и практически без адаптации под нашу ментальность начинают их доводить до умов и сердец наших людей, люди пытаются эти технологии применить, обжигаются, у них не получается, еще раз пробуют, опять получают по лбу и потом разочаровываются в профессии и говорят, что продажи – это не мое.
А в действительности ему просто попался не самый лучший тренер в жизни, который отбил у него любое желание развиваться в этой профессии. Причем тренер, который сам продавать толком не умеет.
Как стать лучшим, но при этом оставаться честным и не потерять себя?
А я вообще не вижу никаких противоречий и противопоставлений этих двух качеств друг другу.
У человека всегда есть два пути достижения результатов: быть честным перед самим собой и добиваться результатов легальными и открытыми способами или перейти на сторону зла, начать подсиживать своих начальников, придумывать хитросплетенные интриги, распускать сплетни и т.д. И при том и при другом подходе можно добиваться результатов. Но мне не нравится грязный второй путь, поэтому я выбираю первый. Даже если первый гораздо тяжелей.
Вы упоминали о качествах, которыми должен обладать менеджер, они все универсальны. Но что касается персональных качеств, таких как харизма, сексуальность, личное обаяние?
Из личных качеств я бы выделил такие, как уверенность и адаптивность. Уверенность в том, что ты прав и делаешь нужное и правильное дело. Уверенность менеджера сильно передается людям, и они готовы свернуть горы за правое дело.
Адаптивность сильно связана с внешней средой и её постоянными изменениями. К сожалению, менеджеру нужно показывать личным примером, как необходимо действовать по-новому в новой среде. Если ждать этого только от сотрудников, то навряд ли произойдет чудо и случится сверхрезультат.
Что касается сексуальности и харизмы – то очень странно, но люди, у которых появляется власть, автоматически приобретают к должности некий магнетизм и харизму. Человек наверху иерархической пирамиды всегда более привлекателен, чем работяга на заводе. Даже если это маленький, лысый и картавый человек.
Успешный менеджмент строится на правильном планировании. Вне работы вы планируете свою жизнь? И как в таком случае относитесь к поговорке: лучший способ рассмешить Бога – рассказать о своих планах?
Вы знаете, моя жизнь не делится на работу и после работы. Мне в какой-то степени повезло, что то дело, которым я занимаюсь, – это мой образ жизни. Дома ли я, на море, в самолете – я занимаюсь своим делом и мне это нравится. И конечно же я планирую свою жизнь, ставлю себе цели и в профессиональном и в личном плане.
В книге я писал, как заявил сразу после прохождения испытательного срока о том, что стану членом правления своей организации, и стал же! Я иногда добивался целей на спор, иногда специально заявлял о целях публично, чтобы сжечь все мосты и не оставить себе шансов их не достичь.
Я считаю, что нужно давать себе обещания. Что целей ты в жизни достигнешь. Ибо это двигает тебя к определенным действиям. А если обещание будет еще и публичным, то внутренней энергии станет еще больше.
Хотя, честно говоря, проще никому ничего не обещать. Тихо спрятаться и в случае недостижения целей радоваться, что об этом никто не знал. Но. Я вас уверяю, у таких людей и шансов достичь целей тоже гораздо меньше.
Бегбедер писал, что купить/продать можно все: искусство, воздух… По-вашему мнению, есть ли пределы, есть ли то, что продать нельзя?
Продать действительно можно всё. Даже поверхности Луны или звезды в космосе, это действительно так. Другое дело, что я бы не стал продавать всё. Точнее, даже не смог бы.
Есть ли у вас ощущение, что автор Максим Батырев уже стал своего рода брендом или «татуировкой»?
Скорее да, чем нет. И я не вижу в этом ничего плохого (улыбается). Но я сам лично звездой себя совсем не считаю и пытаюсь в первую очередь всегда оставаться человеком.
Читала историю, откуда появился Комбат. По прошествии времени «повышения» в звании не планируется?
Комбат – это тоже скорее образ жизни и уже неотделимая часть меня. Впервые меня так назвали мои сотрудники аж 11 лет назад. Как же я могу выбросить это из своей жизни? Никак. У Комбата своя философия (в отличие, допустим, от Комдива), и это определенный набор ценностей, от которых отказываться я не хочу.
Во что вы верите? Ваше отношение к религии?
Я верю в то, что когда делаешь хорошие и добрые дела, они рано или поздно возвращаются к человеку в разном виде и в разное время. Если же совершать какие-то поступки со злым умыслом, то и жизнь вернет это в самых неожиданных и странных формах.
Я верю в Бога. Мне кажется, что вера помогает держать в человеке стержень из набора правильных общечеловеческих принципов.
Как бы вы выстроили свою пирамиду ценностей?
Очень сложный вопрос, ибо он требует расстановки ценностных приоритетов.
Дело, которым ты занимаешься.
Честь, нравственность, мораль.
Семья и дети.
Родина. Служение стране и обществу.
Будет ли продолжение у вашей книги?
Да, я обязательно напишу продолжение, потому что далеко не все татуировки были отражены в первой книге. По сути, мои мастер-классы – это набор других татуировок, которые никаким образом не пересекаются с книгой. Когда-нибудь я переложу эти истории на бумагу.