Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Сергей Хромов-Борисов: Изучением потребителя никто не занимается

Сергей Хромов-Борисов: Изучением потребителя никто не занимается
Главная цель любой компании – создать максимальную ценность для своих нынешних и потенциальных потребителей, уверен эксперт

11 марта в Калининграде пройдет практический тренинг Сергея Хромова-Борисова: Разработка востребованных рынком продуктов. Опытный практик, один из создателей бренда «МегаФон» и сервиса «Универсальная карта оплаты МегаФона», Хромов-Борисов последние 9 лет занимается консалтингом.

С какими трудностями сталкиваются компании при разработке продуктов?

Одно из главных направлений моей тренинговой и консалтинговой деятельности – действительно разработка новых товаров и услуг. Но это всего лишь средство, а не цель.

Главная цель любой компании – создать максимальную ценность для своих нынешних и потенциальных потребителей. Просто потому, что эта ценность, это потребительское качество – единственное, ради чего те готовы расстаться с деньгами.

А главная беда здесь в том, что подавляющее большинство управленцев не привыкли мыслить в таких категориях. Они впадают в две крайности: либо влюбляются в собственный продукт и искренне считают, что он нужен всем (это производственники). Либо вообще пребывают в уверенности, что никакого своего продукта у них нет, что они перепродают чужой (все посреднические компании, включая розничную и оптовую торговлю) а значит, и ценность запечатана внутрь этого чужого продукта.

В первом случае разработка отталкивается от технических возможностей и от пристрастий самих разработчиков и прочих технарей. Изучением потребителя никто не занимается, это даже в голову не приходит. Во втором случае контур разработки и контроля качества в компании вообще отсутствует – а потребители постоянно жалуются на низкое качество обслуживания.

В какой степени на создание качественных продуктов влияет разрыв между стратегий и тактикой?

Хронический разрыв между стратегий и тактикой влияет на всю деятельность компании, а не только на ее продукты. А причина этого разрыва – неверное понимание самой сути стратегии. Почти 100% менеджеров отождествляют стратегическое управление со стратегическим планированием – которое, в свою очередь, увязывают с временным горизонтом.

То есть, если у нас план на день или на полгода – это тактика. А если на год или на пять лет – это уже стратегия. Что в корне неверно!

Стратегия - это система принятия решений об изменениях в компании. То есть, если у нас ничего не меняется внутри и снаружи компании, или если мы принимаем управленческие воздействия, чтобы противостоять внешним изменениям – это тактика. А вот если мы осознанно меняем суть нашего бизнеса – это уже стратегия.

То есть, сама идея стратегического управления заключается в силе нашего воздействия на объект этого управления – а не в попытках угадать дальнее будущее.

Отсюда сразу вывод: чтобы перекинуть мостик между стратегий и тактикой, нам нужен специальный инструментарий, облегчающий описание объекта управления (нашего бизнеса) и позволяющий вносить в него продуманные изменения с минимальными ошибками и издержками. Такой инструмент называется «Шаблон бизнес-модели».

Как определить соответствие своей бизнес-стратегии созданию востребованных продуктов?

Если мы правильно описали бизнес-модель своей компании, ее неотъемлемой частью сразу будет ценностное предложение, о котором мы говорили в самом начале. А ценностное предложение всегда состоит из двух частей, потребительской и производственной.

Потребительская часть отвечает на вопрос «ЧТО» нужно нашему покупателю, дает комплексную картину его потребностей, определяющую так называемое потребительское качество. Производственная часть отвечает на вопрос «КАК» сделать продукт, максимально соответствующий набору потребностей, она определяет более привычные и понятные нам стандарты производственного качества.

Таким образом, сама структура бизнес-модели и алгоритм ее разработки закладывают высокое качество еще на стадии дизайна продукта и гарантирует, что потребитель с радостью захочет за него заплатить.

Как руководителю повысить экспертизу в построении бизнес-моделей?

Можно прочитать пару-тройку хороших книг и попробовать применить полученные знания. Тем более, что полезная литература теперь доступна на русском языке. Можно также совершить максимум возможных ошибок и наступить на различные грабли в безопасной среде. То есть, прежде чем экспериментировать на живом бизнесе, попробовать применить управленческие инструменты в режиме тренинга, когда риск минимален, и можно оперативно получить обратную связь от экспертов в данной области.

Как создать инновационный продукт в традиционной отрасли?

Очень хороший вопрос. Само слово «инновации» мгновенно вызывает у нас образ чего-то высоко технологичного – нанотехнологии, космические запуски, передовые лекарства, ну или хотя бы какой-нибудь очередной смартфон.

И действительно, технические инновации это очень важный инструмент прогресса – но это только один из трех видов. Два других это маркетинговые и организационные инновации. И вот они как раз доступны бизнесу, работающему в отраслях, ошибочно уверенных, что ничего принципиально нового у них придумать невозможно. Та же торговля, например.

А самый лучший инструмент для разработки и внедрения нетехнических инноваций – уже упомянутый нами Шаблон бизнес-модели. И те, кто его начнет применять регулярно и системно, получат реальный шанс опередить всех конкурентов.

Практический тренинг Сергея Хромова-Борисова пройдет 11 марта. Программа тренинга на сайте