Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Десятый конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде

Десятый конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде
Генеральный директор Кафедрального собора Вера Таривердиева о том, какое место может и должен занять символ Калининграда в мировой культуре.

— В конце 2016 года вы стали директором Кафедрального собора, и позиционирование этого учреждения культуры изменилось. Раньше Собор посещали в основном туристы, чтобы посмотреть на одну из главных достопримечательностей Калининграда. Сейчас там можно встретить публику, которая не просто любопытствует, а любит музыку и искусство. Было ли это частью вашей миссии?

— Мне приятно это слышать. Когда мы собирались с коллективом Собора в первый раз, вместе определили его значение для города — главное культурное место. Несмотря на все происходящее с ним за его огромную историю, Кафедральный собор всегда оставался главным: историческим, архитектурным, культурным. И стал символом судьбы города, его воссоединения и даже истории. Мне бы хотелось, чтобы Собор объединял и собирал людей: тех, кто живет в городе и за его пределами. Собор никому нельзя пропустить, обойти стороной — и мне не удалось. Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева работал с Собором многие годы, практически с даты его основания в 1999 году. Это сотрудничество не всегда было простым, но всегда плодотворным. И проведение финала именно в Соборе придало конкурсу статус одного из самых значительных соревнований по специальности «орган» в мире. Одновременно конкурс тоже проводил мировой промоушн Собору. За годы присутствия конкурса органистов в Калининграде мы завоевали «звание» органной столицы России, если так можно выразиться. Это взаимодействие с городом и всем миром и хотелось продолжать. Ведь Собор — не только выдающийся органный центр, но и удивительное концертное пространство. Здесь готовы выступать все, но мы не можем, к сожалению, всех себе позволить.

— Что нужно сделать, чтобы Калининград стал одним из главных культурных городов России?

— Нужно сформировать и привлечь новую публику, приобщить ее к классической музыке, находиться в диалоге со страной и миром. И необходимо задавать тон в каких-то направлениях. В этом смысле у нас уже есть наработки — наш конкурс, взаимодействие с органистами, лауреатами. Даже сам формат конкурса уже задает тон в органном мире.

— Ждут ли изменения десятый конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева? Можно ли подвести какие-то итоги к юбилейной дате?

— Каждый конкурс открывает новых звезд. Знаете, я недавно встречалась с Филиппом Клайсом, его немецкая фирма «Клайс» — одна из лидеров в органостроении. Он прилетел из Бонна в Гамбург на концерт закрытия первого тура нашего конкурса. И у меня была к нему одна просьба. Он ответил мне буквально следующее: «Я бы отказал любому. Но вам — не могу. Вы делаете будущее органного искусства, ваши лауреаты занимают сейчас ключевые позиции в мире». В какой-то степени это преувеличение, но есть в этом и доля правды. Конкурс имени Таривердиева действительно играет большую роль в судьбах молодых музыкантов.

На открытии юбилейного мероприятия будут выступать несколько наших лауреатов. Например, Ивета Апкална сегодня просто суперстар, она главный органист гамбургской Elbphilharmonie Hall. Сегодня это самое престижное место работы в мире! Батист-Флориан Марль-Уврар — главный органист знаменитого Парижского собора St. Eustache. Он сменил на этом месте легендарного Жана Гийю, который дважды был на нашем конкурсе. Звезды есть, их можно будет услышать 3 сентября на открытии конкурса. Мы строго держим свой удачно найденный регламент, — с европейским туром в Гамбурге, североамериканским в Канзасе, московским туром, полуфиналом и финалом в Калининграде. А вот фестиваль «Орган+» всегда предлагает разные программы. Я его очень люблю: и наш музыкальный трамвай, и концерты в Депо № 1. В этом году выступит Гоша Куценко с ансамблем солистов Калининградского оркестра народных инструментов, покажет свой фильм «Со мною вот что происходит». Всю программу мы посвятим 90‑летию Эльдара Рязанова. С авторским концертом приедет композитор с мировым именем Леонид Десятников и будет выступать у Фридрихсбургских ворот.

— Десятников — авангардный композитор. Современное искусство может появи­ться в Соборе, его ведь не так просто понять и принять?

— Современное искусство в Соборе уже есть. Любая интерпретация Баха — это тоже современное искусство. Потому что это делает человек, который живет сегодня и переживает Баха здесь и сейчас. Мы сотрудничаем с современными композиторами и современными художниками, фотографы выставляются в наших залах. Работаем с авангардным искусством. Не так давно вместе с Центром современной музыки проводили концерт, на котором звучала музыка Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Сильвестрова — признанных — уже можно так сказать — классиков музыкального авангарда. Я боялась, что публики не будет. Но концерт прошел замечательно.

— Авангардные художники по-другому смотрят на многие вещи в искусстве. Новатором своего времени можно назвать и Микаэла Таривердиева. Вы продолжаете его философию?

— Каждый серьезный художник по-своему смотрит и слышит. Для меня мир Микаэла Таривердиева, его слушание, новизна и совершенно своя авангардность очень близки. Конечно, он, его музыка и взгляды не только повлияли, но и сформировали меня. Одна из сильнейших сторон его философии, которой я бы очень хотела соответствовать, — это любовь и внимание к другому таланту. Не случайно он был художественным руководителем программы «Новые имена». Благодаря ей мы имеем блестящую плеяду выдающихся исполнителей. В их числе Мацуев, Гиндин, Андрианов, Огринчук, Федоров, сестры Самуил — я могу продолжать называть громкие имена. Микаэлу Леоновичу было свойственно редкое качество для композитора — искренняя любовь к коллегам, к тем, кого он ощущал близкими и восхищался. Среди них был и Леонид Десятников. Интеллектуальное, ироничное и вместе с тем трогательное звучание десятниковской музыки кровно связано с большим стилем предыдущих эпох. И вместе с тем это то новое, что могло появиться только в новом времени. Десятников уникальным способом стал классиком постмодернизма. Парадоксальным сочетателем и сочинителем звучащего на самых высоких нотах нового пространства.

— Орган в Калининграде любят, но для многих он остается инструментом загадочным и не всегда понятным, как и его музыка. Стояла ли перед вами задача сделать его понятнее и даже — проще, чтобы сделать популярнее?

— Я люблю стихотворение Бродского, в котором есть такая строчка: «В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог». И это сущая правда. Я люблю смотреть на лица людей, часто неофитов, приходящих в наш большой концертный зал. Как они слушают Баха! И видно сразу то самое, о чем написал Бродский. Мне хочется всем родителям, которые хотят, чтобы их дети были хорошими людьми, посоветовать учить музыке. Дети, в которых Бах проявлен более определенно, совсем другие. Недавно к нам приходили дети из гвардейской школы имени Таривердиева. Мы им показывали орган, разрешили потрогать и послушать клавесин. Они были в восторге. Уверена, они станут нашими слушателями и будут посещать концерты абонемента «Детский мир». Пять таких абонементов этой школе подарил Александр Торба. Первый абонемент купил врио губернатора Антон Алиханов для своей семьи. Мы хотим сотрудничать и с другими музыкальными школами, и просто со школами, и с Музыкальным колледжем, и с БФУ имени Канта. Мы хотим, чтобы к нам все приходили. Моя позиция — каждый человек нуждается в прекрасном. Классику нужно стараться делать привлекательной, и мы стараемся.

Полную версию интервью читайте на сайте http://korolevskievorota.ru/na-ostrove-bolshoj-zemli/