Какие стратегии помогут в этой ситуации не только удержаться на плаву, но и встать на путь развития, предприниматели региона обсудили на онлайн-конференции, организованной РБК Калининград вместе с Центром поддержки предпринимательства Калининградской области «Мой бизнес».
«Бизнес на пороге перегруппировки»
Бизнесу еще предстоит пройти этап оценки последствий пандемии, отметил директор по финансам и развитию УК «Содружество» Павел Зарьков. «Предприниматель должен перегруппироваться, понять роль и место в новой сложившейся ситуации, — говорит он. Сегодня на развитие бизнеса оказывают влияние разнонаправленные факторы, каждый из которых необходимо учитывать компаниям.
«Предприниматель стоит на пороге переоценки, перегруппировки, осознания новой реальности. Сегодня еще не пришло четкое понимание анализа факторов. Есть две тенденции. С одной стороны — временное закрытие целых отраслей: туризм развлечение, спорт. С другой — есть мощнейшие меры стимулирования и господдержки для бизнеса», — подчеркнул Зарьков.
Возвращения к старому образу жизни ждать не стоит. «В течение 1-1,5 лет он не вернется. Мы должны это принять, понять и думать, что с этим делать. Что будет, если придет вторая волна. Бизнес готов к ней? Не надо пребывать в иллюзиях. Мы не будем жить в ближайший год в тех же условиях, которые были до этого. Из этого и нужно исходить», — уточнил директор по финансам и развитию.
«Жировые запасы истощены»
Одна из первых отраслей, пострадавших от ограничений, введенных для противодействия распространению коронавируса, стала HoReCa. «Городские отели не были закрыты. Но туристов там было на 1-2 номера — тех, кто решил переждать пандемию, или случайных гостей. HoReCa очень сложно. Убытки, которые понесла отрасль, сейчас трудно оценить», — поделилась руководитель калининградского отделения Федерации рестораторов и отельеров, глава холдинга HoReCa-Solutions Ольга Тесленко.
По ее словам, ошибочно думать, что если HoReCa не работала, то ничего не потеряла, поскольку ограничения были введены на старте нового турсезона. «Мы все знаем фактор сезонности в этом бизнесе. Мы потеряли половину сезона. Сейчас за июль и август HoReCa должна заработать перед падением посещаемости, ведь все жировые запасы истощены», — поделилась Тесленко.
«Доставку хотели все, но не все сумели организовать. Были те, кто оказался готов — крупные сети, у которых развиты приложения и клиентская база. Но они остались на отметке 20-30% от своего обычного оборота», — отметила она. По словам Тесленко, в организацию доставки лишь 10% ресторанов и кафе смогли «войти комфортно». А 90% не удалось наладить работу. При этом многие даже не стали пытаться, потому что продажа блюд навынос не окупает расходов на оплату персонала и коммунальных услуг.
«Пандемия остановила рынок»
Последствия самоизоляции и текущей ситуации для рынка оценивать рано, считает президент БДК, владелец агрофабрики «Натурово» Александр Иванов. «Это коснется многих. Оценивать последствия нам придется чуть позже. Пандемия остановила рынок в определенном смысле. Люди перестали ходить на улицы, общаться, тратить деньги. Более того, они перестали их получать», — заметил он.
При этом деньги уже начали вымываться из оборота, что вредит большему числу предприятий: для ряда отраслей бизнеса простой обходится дороже, чем минимальная деятельность, говорит Иванов. Однако, кризис может быть и полезен некоторым сферам, добавляет предприниматель.
«Основные последствия текущей ситуации — остановка рынков и связанное с ней вымывание денег. Мы столкнулись с необходимостью тратить без возможности восполнить. Очень немногим помогла пополнить обороты поддержка государства, но она была направлена на поддержку рынка труда и этой цели удалось достигнуть», — рассказал Иванов.
Нестандартные последствия
Поскольку природа текущего кризиса отличается от известных ранее ситуаций, ее последствия также будут нетипичными для бизнеса, уверен генеральный директор ООО «Юринат» Юрий Дергачев. Сегодня уже произошло изменение принципов коммуникации между арендатором и арендодателем
Произошло снижение оборота до 30% у большинства розничных компаний. В тяжелом состоянии находится морально-психологическое состояние сотрудников, связанное с изменением привычек и образа жизни, а также графиков работы. Кроме того, в текущей ситуации предприниматель зависит от мер поддержки со стороны государства, поскольку не имеет возможности самостоятельно решить проблемы, перечислил Дергачев.
Есть надежда
Центр поддержки предпринимательства области «Мой бизнес» может оценивать ситуацию только по отзывам тех компаний, с которыми взаимодействует. «По моим ощущениям, между тем, что происходило месяц назад, и тем, что мы слышим сегодня, большая разница. Сама ситуация и высказывания о ней стали немного более позитивными. Есть какая-то надежда. Может, это связано с привычкой и тем, что некоторые хоть немного освоились в данной ситуации», — предположил руководитель калининградского центра Кирилл Лило.
Инвестиционные сделки
В условиях кризисной ситуации предпринимателям удалось наладить новые каналы связи между собой и представителями власти, которые помогли оперативно отреагировать на изменения, рассказала директор ООО «Ремжилстрой-Инвест» Ирина Губко. «Создали общий чат, в котором мы получали информацию, и это было очень своевременно сделано. Наладилось общение друг с другом, поставщиками и властью. Мы быстро договорились, чтобы приступить к работе. И это нас спасло», — пояснила предприниматель.
В то же время, несмотря на то, что валютный кризис наложился на самоизоляцию, жители области активизировались в покупке недвижимости. «На сегодня у нас разобрали практически все однокомнатные квартиры. Такая ситуация наблюдалась в 2008 году. У нас 6 проектов и все однушки продали. Люди совершают инвестиционные сделки. И с этим нам нужно будет считаться», — добавила Губко.
Поиск стратегии
Последствия пандемии долгое время будут сказываться на бизнесе. «Вначале будет тактика выживания и нащупывания. Потом каждый будет искать себе личную стратегию. Каждая компания будет искать пути дальнейшего существования, стабилизации либо смены бизнеса», — высказал мнение Александр Иванов, отметив, что пока сложно выявить определенные тенденции, поскольку сейчас сигналы рынка «похожи на броуновское движение».
Калининградская HoReca уже начала придумывать новые продукции и коллаборации для того, чтобы удивлять клиентов, ценности которых изменились во время пандемии, пояснила Ольга Тесленко. О важности объединения сказал и Павел Зарьков. «Поодиночке сложно будет выжить. Экономика — взаимосвязанная структура, живой организм. Большее количество игроков на рынке сильнейшим образом пострадает. Только идя навстречу друг другу, понимая ситуацию и смотря вперед, компании смогут рассчитывать на совместное развитие. По отдельности бизнес не выживет», — высказал мнение эксперт.
Слияния и поглощения неизбежны, заявил Юрий Дергачев: грядет укрупнение бизнеса. «Крупные покупают мелких, средние сливаются для сохранения на рынке». Вместе с тем стоит ожидать ускорения цифровой трансформации предприятий, поскольку многим предприятиям пришлось перенести почти все рабочие процессы в онлайн.
Кроме того, пандемия показала важность легального ведения бизнеса, акцентировал внимание он. «Компании, работающие официально, получили неоспоримое преимущество уже сегодня, а завтра официальное существование станет просто необходимым, особенно если придет вторая волна», — подчеркнул Юрий Дергачев.
Самый ощутимый кризис
«Текущий кризис — самый ощутимый за историю 2000-х годов. Последствия будут, и будут изменения. Мы увидим шаги по созданию новых продуктов, изменению структуры продуктовой линейки», — уверен Кирилл Лило. Одновременно с этим компании должны будут изменить подход к управлению рисками.
«Многие, особенно некрупные, предприниматели жили сегодняшним днем. Горизонты планирования — максимум неделя. Текущая ситуация показала, что смогут выжить те, кто сумел накопить хоть какие-то резервы. Большая доля предпринимателей постарается рассчитывать свои финансы», — уверен глава центра «Мой бизнес» в регионе.
Перспективы на рынках
Кризис не только приносит сложности для бизнеса, но и дает ему ряд возможностей. «Сегодня большое внимание будет уделяться мерам помощи, связанным с выводом продукции на другие рынки и ее перемещением туда. Направления, связанные с экспортом, будут перспективными. Мы видим ослабление рубля. И в плане экспорта это дает преимущества нашей продукции. Самое главное, чтобы кризис не «поставил на стоп» или не уничтожил зарубежные рынки», — пояснил Кирилл Лило. Он отдельно отметил, что на рынках России для калининградских товаров также существует множество возможностей.
«Запустили новый сервис — поиск российского поставщика по запросу иностранного покупателя. Мы уже работаем с пулом компаний. Переговорные процессы в Калининграде уже идут: в отношении продуктов питания, шоколада, рыбной продукции», — перечислил руководитель калининградского отделения РЭЦ Александр Пряхин. Кроме того, пандемия привела к тому, что компании стали развивать второй канал продаж — онлайн.
«Торговля в сети позволила компаниям РЭЦ возместить часть прибыли от продаж, которую они потеряли. Некоторым — до 80%. Многим компаниям экспорт позволил удержаться на плаву. А некоторые выросли и находятся в стадии контрактования», — обрисовал ситуацию Пряхин.
Калининградский бренд
Выход на другие рынки должен способствовать развитию региональных предприятий. «Давно обсуждается проект «Сделано в Калининграде». Это должен быть зонтичный бренд, который подчеркивал бы особенности и преимущества калининградских компаний и их продукции на территории РФ и за границей. Вижу хорошую перспективу именно в этом: небольшое изменение отношения россиян к нашим товарам имеет мультипликативный эффект. 1% россиян изменит его, и валовой продукт области удвоится», — поделился Александр Иванов.
Это мнение поддержал и Юрий Дергачев. «Сделано в Калининграде» надо развивать. Действительно, в России региональные товары воспринимаются, как качественные продукты из Прибалтики», — добавил он. Ольга Тесленко предложила отмечать этой маркой не только продукцию, но и услуги сегмента HoReca, которые также будут способствовать развитию бренда региона.
«Вся эта ситуация в значительной степени увеличила интенсивность общения бизнеса между собой. Появились новые примеры кооперации, взаимодействия, открытости. Мы все стали понимать, что только в партнерстве можно выжить, развиваться и идти дальше. Многие в силу того, что все было хорошо, не вели диалог с государством и органами власти. Начали по необходимости. И в нашем регионе уровень доверия к государству и господдержке вырос», — резюмировал Кирилл Лило.