На встрече с начинающими предпринимателями своим опытом поделились ведущие бизнесмены и управленцы региона. Также во встрече поучаствовал губернатор области Антон Алиханов, больше часа отвечая на вопросы аудитории.
«Надо выглядеть конфеточкой»
Важному для начинающих проектов упражнению предпринимателей научил сооснователь калининградской компании «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков: рассчитывать идеальный конечный результат проекта — ИКРу.
«Представьте, что у вас все получилось, вы ни в чем не ограничены. А теперь опишите, что получится. И это тяжело получается. Почему? Начинается столкновение с реальностью. Стартап сталкивается с действительностью», — объяснил бизнесмен.
Проработку своей идеи надо проводить в мелочах, уделяя особое внимание тому, что часто остается за рамками проекта — реальной конкуренции. Это самое главное в разработке стартапа. К ней и надо готовиться, наставляет Рыжиков.
«Придумайте описание продукта — напишите пост от себя в социальную сеть. Придумайте продукт, чтобы вам самим понравилось и понравилось вашим клиентам. Следующий уровень — нарисуйте его. Даже на картинке, в самом начале, идее надо выглядеть конфеточкой. И только потом надо делать стартап. Когда проработано и собрано множество материалов. Их и показываете инвестору, если он вам нужен», — обрисовал схему сооснователь «1С-Битрикс».
«Заканчивайте начатое»
Заместитель управляющего ВТБ в Калининградской области Виталий Ященко в рамках мероприятия рассказал о тех действиях, которые помогут начинающим предпринимателям реализоваться и добиться успеха. Одно из ключевых правил — начинать с маленьких шагов.
«Чтобы избежать финансовых потерь, не стоит начинать предпринимательскую деятельность с проекта стоимостью 100 миллионов. Начинайте с небольшого: несколько станков, один цех. В течение последующих трех-пяти лет он сможет стать полноценным производством», — советует Ященко.
Также, по его мнению, начинающим бизнесменам следует избегать переоценки своих возможностей и внимательно подходить к анализу социальных обстоятельств, рынка.
«Корректировки можно будет вносить на любом этапе проекта. Это абсолютно нормально. Они могут исходить от членов команды, банка и инвесторов. Даже от семьи. Подобные правки не требуют изменения основной идеи, но к ним стоит прислушиваться, чтобы дополнить ее или увидеть какие-то альтернативные пути воплощения. Тем не менее следует помнить, что есть вещи, которые нужно корректировать, и те, что надо оставлять без изменения», — пояснил спикер.
Еще один шаг к успеху — умение доводить проекты до логического завершения.
«Заканчивайте начатое, даже если сомневаетесь в успехе. Пусть вы потратите время и ресурсы, но приобретете бесценный опыт. Именно его вы сможете использовать в будущем. Умение доводить до конца каждое дело формирует правильную модель поведения», — добавил Виталий Ященко.
Немаловажно и постоянно учиться, обновляя свои знания, подчеркнул представитель ВТБ:
«Не бойтесь учиться и задавать вопросы. Это обязательно нужно делать. Учитесь у конкурентов. Наблюдайте, перенимайте их опыт. Копировать не надо. Но адаптировать под свои взгляды порой необходимо».
«Самый ценный ресурс — время»
«Чего не хватает всем предпринимателям в России? Базового образования, в Европе его дают, в России нет. А бизнес — это про деньги. Цель любого бизнеса — заработать денег», — начал выступление совладелец сети калининградских ресторанов Britannica Project Максим Здрадовский.
Он поделился кейсом о важности управленческих решений на простом примере: например, два предпринимателя выиграли «Бизнес Баттле» и каждый получил по миллиону рублей. Это идеи-близнецы об открытии пиццерии.
«В конце первого месяца цифры у них получились одинаковые. Но затем Вася решил потратить все деньги на закуп продуктов на полгода вперед. И все, его инвестиционные деньги потрачены полностью. А Маша ходила в магазин часто. И потратила всего 100 тысяч рублей. У нее осталось 900, которые она вложила в развитие бизнеса. Через год у Васи осталась одна работающая пиццерия. А у Маши была сеть», — привел яркий и простой пример Максим Здрадовский и посоветовал будущим и начинающим бизнесменам читать как можно больше книг. Не только про управление и менеджмент, но и про обращение с финансами: это иногда упускают из виду. Но не стоит забывать и про ценность персонала. «Без сотрудников я хозяин бывшей в употреблении мебели и старых сковородок», — пошутил ресторатор.
«Мечтайте — оттуда все идеи, визуализируйте их и каждый день делайте шаг к реализации. Самый ценный ресурс — время. Он невосполняемый. Хотите сделать? Работайте где угодно. Но каждую секунду делайте шажок», — наставлял Здрадовский.
Инвестиции в активы
«Диверсифицируй все» — название доклада и посыл главы ГК «Мегаполис» Евгения Морозова. В 1991 году он зарегистрировал свою первую фирму. «Денег не было. Сейчас можно взять кредит. Тогда такой возможности не было. Только зарплата 150 рублей», — вспомнил предприниматель. Начать развитие удалось с аванса по первому договору.
Вести свое дело было тяжело: могли подвести поставщики, подрядчики и исполнители. Поэтому на разных этапах пришлось диверсифицироваться: вкладывать в разные активы, снижая риски для своего бизнеса. Открывать свои цеха по производству, самим заниматься не только строительством, но и электрикой, отделочными работами.
«Мы сталкивались со сложностями: крановщики обещали приехать к восьми, их два часа ждали на объекте, а они приезжали к десяти и требовали платить так, как будто прибыли вовремя. Ситуация на рынке была такой, что приходилось платить. Но мы создали свою компанию. Так оперативность и качество работ сохраняются, а финансы остаются в фирме», — поделился решением одной из проблем Евгений Морозов.
К развитию других направлений бизнеса также порой подталкивают ситуации. Например, в одном из домов, построенных ГК «Мегаполис», открыли продуктовый магазин плохого качества: жильцы жаловались. Так появился магазин, а потом и торговая сеть «Брусничка». «Мне как бизнесмену интересно. Я как бизнесмен кайфую, когда открываю новый процесс», — сообщил Морозов.
«Не сдаваться»
Многие успешные бизнесмены сегодня в своей тяжелой работе преодолели не один кризис, начиная с 1990-х годов, когда только для того, чтобы зарегистрировать фирму, приходилось месяцами стоять в очередях с ночными перекличками, чтобы не потерять место в очереди, вспомнил глава группы компаний «Залесское молоко» Андрей Романов. Его выступление было посвящено работе в сложных для предпринимателей условиях.
«Я быстро понял, что, не имея опыта, быстро заработать можно только проблемы, и устроился в большую компанию. Начал с азов. Первая должность — курьер. Тогда так стеснялся этого, что даже попросил не записывать в трудовую. Мы все хотели быть директорами и большими руководителями. Об этом сегодня очень жалею. Это было неправильно», — вспомнил предприниматель.
Обратив внимание на отсутствие сырья для мясопереработки, Романов наладил отношения с другими странами и стал поставлять заводам продукцию для производства. Но началось время разводил — людей, которые в один момент могли исчезнуть с предоплатой и документами. «Наш таможенный брокер исчез, когда на границе стояли товары с продукцией на 180 тысяч долларов. Так мы учились работать и выживать на рынке», — поведал Романов.
Валютный кризис 1998 года привел к поиску новых рынков и новым коммуникациям. «Нам удавалось договариваться о закупках, авансах и перерасчетах платежей. Только это помогло выйти из кризиса», — отметил глава ГК «Залесское молоко».
«Бизнес-планы — замечательно. Но, работая в кризисных условиях, в первую очередь верю в действующие бизнесы и проекты, которые говорят об их расширении и улучшении. В реальные кейсы», — признался Романов, поделившись четырьмя жизненными и управленческими принципами, позволившими преодолеть локальные и мировые кризисы: честность и справедливость, коммуникации и доверие, круг общения и знакомств, контроль.
«Шоры не должны закрывать глаза»
«За три года работы конкурса мы увидели около 250 заявок. Это хорошая выборка, чтобы поговорить о типовых ошибках, которые совершают предприниматели. Иногда грамотная проработка не гарантирует успех. Но можно на своем пути собрать все косяки, а можно парочку. Расскажу о советах, которые дал бы себе, если бы начинал бизнес сегодня», — начал выступление учредитель технопарка «Экобалтик», совладелец бренда «Мирамистин» Андрей Горохов.
Среди начинающих предпринимателей много людей с претензией на визионерство: подобно Маску и Джобсу они хотят смотреть на десятилетия вперед, прогнозируют появление новых запросов в будущее. Однако 90% визионеров прогорают, добавил бизнесмен.
«Люди либо удерживаются на вершине, либо на дальних подступах к ней падают. Последнее случается намного чаще. Гордыня и самомнение — главные грехи начинающих предпринимателей. Как будто шоры на глазах, они мешают видеть. Это особенно актуально сегодня», — подчеркнул Андрей Горохов.
На старте проекта зачастую не задумываются о проработке финмодели, юридическом сопровождении и других деталях, которые становятся решающими в конечном счете.
«Бизнесу нужна опора — юристы, маркетологи и так далее. Каждую неделю нужно совещание — обсудить, куда пришли, зачем, где отклонились от курса, как будем исправлять ошибки и так далее», — объяснил предприниматель.
«Превратить хобби в бизнес»
Управляющая ВТБ в Калининградской области Елена Шендерюк отметила: «Отборочный тур третьего сезона показал, что предпринимательская активность в регионе, несмотря на трудности 2020 года, как обычно высока. Многие проекты были начаты и реализованы в разгар пандемии. Появились новые направления с экологической составляющей, соответствующие мировым трендам. По моим наблюдениям, в этом году было представлено сразу несколько бизнес-идей, которые трансформировались в реальный бизнес из хобби, из увлеченности. Много молодых предпринимателей, семейных компаний, студентов, которые не только учат теорию, но и приобретают первый опыт на практике. Вдохновляет, что люди не боятся пробовать и делать то, что им интересно. Благодаря этому малый бизнес развивается и становится прозрачнее».
Проблема — отсутствие идей
Чтобы пообщаться с участниками и начинающими бизнесменами, на встречу пришел губернатор области Антон Алиханов. Он больше часа отвечал на вопросы, волнующие предпринимателей. Детально обсудили логистику, проблемы серых зарплат, кадровые вопросы и программу релокации, которая призвана помочь региональным компаниям в организации переезда сотрудников для работы в Калининграде. Обсудили и перспективные отрасли. Среди них туризм и использование потенциала существующей в регионе инфраструктуры. Так, сейчас ведутся переговоры с Wildberries о размещении складов в черте области.
Размещение мест хранения товаров в Нестерове или Черняховске, где есть железнодорожные колеи двух типов: российская и европейская, — хорошая возможность для развития, считает губернатор.
«По границам России такие склады созданы в Китае, Латвии и Литве. Калининградскую зону для этого не используют. На мой взгляд, это вопрос для внимания и понимания — что там такого и почему этого не делают у нас. Мы ведем эту работу», — рассказал Алиханов.
Глава региона отдельно отметил, что разного рода помощь начинающие и уже действующие компании могут получить в Центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Но важной остается проблема инициативных людей, признал губернатор.
«Любые проекты будут актуальны для региона. Главное, чтобы они были успешны и интересны потребителям. Главная проблема — люди. А точнее — отсутствие достаточного количества людей с идеями. Мало людей, которые хотят рисковать и воплощать идеи в своих проектах. Хотелось бы, чтобы таких «буйных» было больше. Готовы вам «Озверин» выдавать в виде субсидий», пошутил Алиханов, добавив, что проект «Бизнес Баттл» приносит региону полезные и перспективные бизнес-проекты и помогает в обучении и развитии начинающих предпринимателей.
Сайт конкурса: бизнесбаттл.рф.
Генеральные партнеры проекта: правительство Калининградской области, банк «ВТБ» и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХИГС.
Партнеры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата.