Что важнее: маржинальность или долгая работа с большими заказчиками? Спикеры деловой конференции Business Day — наставники проекта «Бизнес Баттл» — выбрали для своих выступлений сложные темы и постарались сформулировать непротиворечивые ответы на злободневные вопросы.
Конференция прошла 25 марта на площадке Калининградского областного историко-художественного музея в рамках четвертого сезона конкурса стартапов «Бизнес Баттл». По оценкам организаторов, она собрала более 150 человек: заявителей проекта, партнеров, всех, кто неравнодушен к вопросам ведения бизнеса в Калининградской области.
Проект как антикризисный тест
Мероприятие открыл издатель медиагруппы «Западная Пресса» Александр Власов. Он напомнил, что миссия конференции и всего проекта — это соединить людей, которые ищут знания в области бизнеса, и людей, которые готовы этими знаниями делиться. Александр Власов обратился к участникам и призвал помнить, что даже если их проекты не пройдут в очный этап конкурса, они уже сделали большой шаг в сторону развития своего бизнеса и деловой победы.
«У меня есть искреннее предположение, что раздавать знания, как это делают наши наставники, отдавать то, что знаешь — это великий подвиг. Самый главный приз проекта — это не миллион рублей, не промопакет от «Западной прессы». Самое главное — это развитие. Мы даем его новым проектам уже четыре года подряд», — пояснил Александр Власов.
Учиться работать и развиваться в новой реальности
Деловую программу конференции открыла управляющая ВТБ в Калининградской области Елена Шендерюк. По ее словам, новый сезон «Бизнес Баттла» будет отличаться от предыдущих. Участникам вместе с наставниками традиционно предстоит тщательно поработать над проектами для модификации своей бизнес-идеи. Но на этот раз бизнесу придется пройти стресс-тест на устойчивость и готовность к изменениям: и маленьким стартапам и компаниям с большими оборотами.
«В связи с текущими событиями уже через несколько месяцев мы увидим, как сильно изменился рынок в нашей стране. Но не стоит давать этому процессу каких-либо оценок, мы должны просто принимать происходящие события как данность и учиться работать и развиваться в новой реальности. Это возможности в тех параметрах, в которых мы существуем, точка роста для каждого из нас. Вы пришли сюда с определенными проектами, которые в четвертом сезоне «Бизнес Баттла» мы вместе с вами будем перерабатывать. Вместе будем их адаптировать и изменять, получать знания, делиться опытом, искать и находить пути для дальнейшего развития. Вы выйдете с другими, уже актуализированными проектами, и получите навыки работы в условиях быстрых изменений», — подчеркнула управляющая ВТБ в Калининградской области.
Елена Шендерюк отметила, что сегодня состоявшиеся предприниматели сравнивают ситуацию с 90-ми годами прошлого века, хотя она во многом иная. При этом большому сформировавшемуся бизнесу на фоне подобных экономических потрясений есть что терять и чем рисковать. В то же время начинающим бизнесменам новые обстоятельства открывают интересные возможности и дают повод заявить о себе. В более стабильной ситуации, когда ниши на рынке заняты, сделать это гораздо сложнее, подчеркнула спикер.
Бизнес — это серьезная профессия
Совладелец сети калининградских ресторанов Britannica Project Максим Здрадовский провел мастер-класс «Кризис и деньги. Советы по выживанию». Здрадовский поделился с участниками конференции простыми и работающими инструментами: считайте маржу и фокусируйтесь на деньгах. Другие индикаторы на начальном этапе развития бизнеса несущественны, полагает эксперт.
Путем беглого опроса Максим Здрадовский определил, что не более 10% участников конференции имеют профессиональное образование в менеджменте или экономике. Поэтому спикер порекомендовал авторам стартапов сделать первые инвестиции не в материальные ценности, а в свою профессиональную подготовку.
«Прежде чем купить первый станок, арендовать магазин, попросить деньги на инвестиции у банка, вложите первые ваши деньги не в кирпичи, не в оборудование, не в закуп, а в себя. Вложите первые деньги в свое знание бизнеса, вложите деньги в бизнес-образование — это ваша первая и поверьте, самая главная инвестиция. Иначе вы как шаманы будете работать. Осознайте, что бизнес — это серьезная профессия, а не шаманство. Нет там никакой магии, нет предвидения будущего, это просто знания», — поделился Максим Здрадовский.
В заключение он выразил мнение, что в бизнесе наступают «новые 90-е» и «лично у него глаза горят», а значит, и перед начинающими предпринимателями именно сейчас открыты огромные возможности.
«Бизнес - это про цифровизацию»
Эпоха перемен и особенности ведения бизнеса в это время стали темой для мастер класса Олега Пономарева. Соучредитель, председатель директоров «SPAR-Калининград», доктор экономических наук, наставник проекта «Бизнес Баттл» всегда охотно делится информацией с его участниками. Олег Пономарев рассказал, что объявленные странами Евросоюза санкции уже отражаются на бизнесе его компаний: необходимо перестраивать логистику и связи с поставщиками.
Несмотря на то, что многое в экономике меняется прямо на глазах, есть тренды, которые остаются неизменными. В их числе — цифровизация, развитие диджитал-экосистем для дистанционного и максимально оперативного общения с клиентами, отказ от офлайн-форматов в пользу гибридных проектов. В овладевании новыми технологиями Олег Пономарев видит надежную траекторию для преодоления «эпохи перемен».
«Главное, что невозможно остановить, — это прогресс. Он точно не поменяется. Более того, в кризис время сжимается, и события начинают происходить очень, очень быстро. Там, где ты мог позволить себе неделю подумать, ты уже к утру должен принять решение. И так будет со всеми бизнесами. Те, кто проспят кризис, из него не выйдут. Главное — это двигаться по своему пути. Там много возможностей. Будущее уже рядом», — прокомментировал председатель совета директоров «SPAR-Калининград» и призвал участников быть инженерами, «айтишниками», профессионалами. «Современный бизнес — он про цифру», заключил Олег Пономарев.
Социальная ответственность и нелогичные шаги к успеху
Еще два наставника «Бизнес Баттла» — глава группы компаний «Мегаполис и партнеры» Евгений Морозов и директор группы компаний «Атлантис» Бхагат Дхананджаи построили свои мастер-классы вокруг конкретных примеров из собственной практики. Оказалось, что у крупного бизнеса из, казалось бы, разных областей («Мегаполис» известен своими строительными и инфраструктурными проектами, а «Атлантис» — группа по производству полуфабрикатов и продуктов питания) очень много общего.
Оба спикера особо выделили роль диверсификации проектов и значение вертикальной интеграции. Когда компания-производитель по большей части обеспечивает заказами на промежуточные работы предприятия своей же группы, это позволяет не только снизить зависимость от сторонних организаций. Так удается вырастить сильную команду, с которой можно уверенно начинать новые проекты.
Евгений Морозов подчеркнул, что кадры в компании любого уровня — это основа всего. В периоды турбулентности предприниматель должен приложить все усилия, чтобы сохранить надежный коллектив.
«Финансы — это хорошо, но личность и команда — это основа любого бизнеса. Если вы будете знать, что делать, как делать и подберете себе партнеров или команду, успех вам гарантирован. Когда мне было сложно [делегировать], я делал многое сам, пока не увидел, что в команду пришла личность, которая понимает меня и может развивать направление бизнеса. Сегодня в группе компаний «Мегаполис и партнеры» работает 3,5 тысячи человек. Это почти 50 направлений бизнеса. Самое главное — это сохранить коллектив, который есть, или наоборот привлечь людей, из которых вы могли бы команду себе в будущем собрать. Потому что сегодня — время людей. Это время возможностей и время, чтобы вы думали о людях», — подчеркнул глава группы компаний «Мегаполис и партнеры».
Проводить диверсификацию и реинвестировать в бизнес
Бхагат Дхананджаи рассказал о роли вертикальной интеграции в бизнесе. «Если бы мы не делали диверсификацию и интеграцию, мы бы так и остались производителями полуфабрикатов, не получили бы шанс вырасти. Поэтому я хочу объяснить, почему важно реинвестировать в бизнес. Это открывает новые рынки, новые возможности, новые категории», — подчеркнул спикер.
Порой, отметил Дхананджаи, в бизнесе также приходится рисковать и делать вещи, которые кажутся нелогичными, но эти действия потом приводят к успеху. Он вспомнил, как для реализации одного проекта пришлось завозить оборудование в Калининград грузовым самолетом в срочном порядке.
Четвертая конференция Business Day действительно отличалась от многих других образовательных мероприятий для бизнеса. «Звездопад спикеров», по меткому определению Елены Шендерюк, был живо и с интересом воспринят участниками конференции — начинающими предпринимателями. Сессия вопросов и ответов после каждого мастер-класса длилась едва ли не дольше самого выступления. Это означает, что в новом сезоне «Бизнес Баттла» за знаниями пришли те предприниматели, кому они действительно нужны.
В завершение программы конференции наставники огласили свой выбор и представили четыре команды участников очных этапов проекта «Бизнес Баттл». Впереди у них — четыре этапа акселерации. В итоге только пять участников (по одному от каждого наставника) дойдут до финала и смогут претендовать на главные призы четвертого сезона проекта.
Смотрите видео «5 цитат наставников» здесь.
За новостями проекта «Бизнес Баттл» вы можете следить на сайте проекта. Здесь же размещаются интервью наставников и их видео-уроки на актуальные темы.
Генеральные партнеры проекта: правительство Калининградской области, Банк ВТБ (ПАО) и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХИГС.
Партнеры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата. Организатор проекта — медиагруппа «Западная пресса».