Готовясь к нему, участники встречались со своими наставниками, структурировали видение бизнес-идей. Итогом совместной работы стали презентации на тему «Анализ рынка возможностей» для каждого из стартапов, который представили участники.
Наставникам пришлось сделать непростой выбор и назвать пять стартапов — по одному из каждой команды, — которые должны покинуть проект. О том, кто ушел и кто остался бороться за главные призы «Бизнес Баттла», читайте в нашем материале.
Сапы, латунь и луковый пирог
Первыми свои презентации защищали подопечные Елены Шендерюк, управляющей ВТБ в Калининградской области.
Наталья Добровольская, хозяйка гостевой усадьбы в Краснолесье и проекта «Роминта для всех», угостила участников встречи фирменным луковым пирогом и рассказала об идее адаптировать свой туристический продукт для людей с ограниченными возможностями здоровья. План встретил поддержку наставников. Однако они обратили внимание на смысловые лакуны бизнес-идеи. Максим Здрадовский поинтересовался, подумали ли авторы о том, что еще, кроме сна и еды, «Роминта» готова предложить своим гостям. «Есть проблемы, чем заняться этим людям. Между тем, в регионе много тех, кто ведет активный образ жизни», — поддержал тезис Здрадовского Олег Пономарев.
Наталья и Павел Кудиновы защищали проект по расширению литейного производства «Амберкинг». Предприятие чуть больше года занимается выпуском латунных фигурок и фурнитуры. Кстати, дверные ручки их производства уже устанавливают при реконструкции исторических зданий Калининграда, но авторы проекта хотели бы выйти на массовый рынок. Оценку своего роста команда Кудиновой провела именно с учетом ввода в регионе квадратных метров жилья в новостройках. Такой подход вызвал замешательство в стане наставников.
«Я не понимаю, почему такие эксклюзивные ручки должны быть в новостройках», — заметил Максим Морозов.
Третий участник, проект «Кедры России», уже перерос уровень стартапа. Это большой состоявшийся проект с устойчивой репутацией и социальной программой. Поэтому у наставников возник резонный вопрос о цели участия «Кедров» в проекте. Иван Санжаров рассказал, что через «Бизнес Баттл» надеется получить информационную поддержку и возможность стать участником муниципальных программ озеленения.
Четвертый проект из команды Елены Шендерюк Sup4You тоже сложно назвать стартапом в чистом смысле слова. Первые станции по обучению водным видам спорта и прокату оборудования Вадим Худяков открыл около 6 лет назад. Сейчас у команды есть три площадки для обучения и организации отдыха на воде. Но, несмотря на опыт работы, оказалось, что наставники проекта до сих пор не сталкивались с продуктом Худякова и его рекламой.
«У вас нечеткая бизнес-модель. Сапы. а что сапы? Мы понимаем, о чем вы говорите, но как инвесторы мы хотели бы увидеть экономику — ее мы не увидели. С точки зрения анализа, я не увидел цельности продукта», — прокомментировал Олег Пономарев, профессионально занимающийся кайтсерфингом на балтийской волне.
Выбор команды, которая должна покинуть проект, происходит за закрытыми для участников дверями. Елена Шендерюк подчеркнула, что впервые обратилась к коллегам-наставникам за советом. По итогам обсуждения Иван Санжаров с проектом «Кедры России» покинул «Бизнес Баттл». В качестве компенсации наставники пообещали, что организуют высадку кедровой аллеи в Калининграде.
Hi-Tech и глобальные тенденции
Команду наставника Олега Пономарева в этом году составили проекты с уклоном в высокие технологии и digital.
Андрей Моисеенков со стартапом Аvizone намерен внедрять в регионе системы «умный дом» и «умный офис». Злободневный вопрос спикеру задал Максим Здрадовский: «Проект классный, я в него верю, но с учетом того, что мы будем отрезаны от чипов, от технологий в связи с геополитической ситуацией, а вы на это завязаны, какие риски вы видите?» Андрей Моисеенков сообщил, что у его команды есть прототип аппаратной части, который пока производится в Китае.
У других наставников к проекту возникли вопросы с точки зрения маркетинга и перспектив роста. Елена Волова решительно вступилась за участника, напомнив команде бизнес-гуру, что тема встречи — «Анализ рынка возможностей», поэтому не стоит пытать команды о том, к чему они не готовы.
Максим Новоселов со стартапом онлайн-сервиса по созданию виджетов — мини-приложений для нужд заказчика — рассказал о планах занять свободную нишу на российском рынке после ухода основных иностранных сервисов из нашей страны. Но бизнес-план команды Get Widget рассчитан на запуск не раньше, чем через 10 месяцев: сейчас у стартапа нет кодеров и средств на их привлечение.
Наставники отметили проект как перспективный, а Бхагат Дхананджаи рассказал, что Get Widget мог бы привлечь разработчиков не размером оклада, а на условии получения ими дохода от продажи продуктов. «Надо быть более агрессивным. В этой идее есть фишка, вы можете уже ее реализовывать, но для этого должны гореть идеей», — резюмировала пожелания наставников Елена Шендерюк.
Артем Тачков из Hi-Tech-команды проектов Олега Пономарева подсчитал, что в Калининградской области уже есть порядка 100 электрокаров. Зарядная инфраструктура для них представлена скудно. Стартап Voltfuel планирует изменить эту ситуацию. Проект был радушно встречен наставниками, но Максим Здрадовский усомнился, что число электромобилей и их владельцев будет расти. В диалоге Артем Тачков с оптимизмом сослался на несколько инвестиционных контрактов по запуску производства электроавтомобилей и комплектующих для них на территории Российской Федерации.
Четвертый участник, Дмитрий Сорокин, самостоятельно отозвал свой проект калининградского маркетплейса от участия в «Бизнес Баттле». У Сорокина есть действующий бизнес, и свои усилия руководителя он планирует направить на его сохранение.
Команда реальных решений
Проекты, попавшие в команду наставника Бхагата Дхананджаи (Диджея), отличаются разнонаправленностью, но все они крайне конкретны и понятны. Дарья Лукашунене планирует создать онлайн-платформу «ЭкоПроОтчет», с помощью которой организации смогут быстро и правильно сформировать полный пакет документов для прохождения государственных экологических проверок. Наставники отметили, «что сервис нужен производству, даже если у него в компании есть штат экологов».
Маргарита Лихварь представила стартап по переработке пищевых отходов с помощью личинки мухи с красивым названием «черная львинка». Подобные инсектории известны в России, но в Калининградской области не создавались. В дискуссии Маргарита Лихварь приятно удивила Елену Шендерюк, ответив на ее вопрос, что способна лично контролировать и улучшать технологию, так как по образованию является не только экономистом, но и зоотехником. Дополнительной критики проект у наставников не вызывал.
Презентация сети быстрого питания Gyrozz Gorilloz от Ильи Скороходова была сделана по всем правилам, ярко и динамично. Однако в ходе дискуссии наставники обратили внимание на то, что проект уже не получается считать стартапом, поскольку у команды есть работающий фудтрак, коллектив и четкие планы по расширению бизнеса.
Четвертая презентация познакомила участников этапа с возможностями мастерской «Веселый енот». Эта студия изготавливает с помощью 3-D печати различные предметы: от реплик музейных экспонатов до декоративных арок для фотозон. В качестве примера руководитель стартапа Дмитрий Аксенкин принес наставникам распечатанную реалистичную голову буйвола. При этом цели команды просты: они хотят закупить комплектующие и запустить новый станок, чтобы делать продукцию лучше, быстрее и выгоднее.
Елена Шендерюк поинтересовалась, сможет ли «Веселый енот» с помощью такого станка изготавливать манекены для магазинов одежды. Дмитрий Аксенкин ответил утвердительно.
Подведение итогов первого очного этапа в команде наставника Диджея было крайне эмоциональным. Решение исключить из проекта Илью Скороходова и сеть Gyrozz Gorilloz прозвучало неожиданно. Сам Скороходов не мог скрыть переживания, но принял решение наставника с благодарностью за полученный опыт.
«Я думал, что будет намного проще [сделать выбор]. Но я рад, что сложно, это значит, что вы все не разочаровали, все правильно сделали. Может быть, мы дадим шанс молодому бизнесу? Я не про возраст говорю, вы понимаете. Я вам желаю максимальной удачи», — сказал Бхагат Дхананджаи.
«Водный мир», образование и этикетка для малого бизнеса
Стартап Анастасии Курышевой из команды Евгения Морозова пока был представлен как безымянный проект по производству самоклеящихся этикеток. Фишка проекта в том, что этикетку компани Курышевой намерена производить из отечественных материалов и может делать это сверхмалыми тиражами. «Это гипервостребованый формат на региональном рынке», — отметила спикер.
Наставники встретили презентацию настороженно. Максим Здрадовский отметил, что в ближайшее время стартапу возможно придется конкурировать с каждой из цифровых типографий Калининграда и, возможно, страны, а значит, команда должна или спешить с запуском, или найти для своего продукта действительно исключительную нишу.
Единодушно позитивно команда наставников встретила бизнес-идею Софьи Сушко. Она планирует открыть мультидисциплинарный образовательный центр для школьников на востоке области. У Софьи уже есть опыт работы в этой сфере. «Я бы хотела запустить свой проект грамотно», — отметила участница.
Наставники признали, что запрос на образовательные услуги, дополнительную подготовку школьников к поступлению в вузы «просто сумасшедший». Практически каждый из членов жюри сам нанимал репетиторов и сталкивался с трудностями в подборе профессионалов. Однако для нормальной монетизации наставники рекомендовали Сушко ориентироваться не только на очный формат обучения.
Еще один дискуссионный проект представил Дмитрий Христов. Его стартап Immanuil — это строительство плавучей конструкции, которая может использоваться для размещения офисов, магазина, кафе или даже как жилое помещение. Технология создания зданий-плотов у команды Христова уже есть, ключевая проблема — в продвижении проекта.
Алексей Елаев, заменивший в жюри Олега Пономарева, подверг проект критике с точки зрения правового статуса плавучих сооружений. Автор стартапа в качестве контраргумента указал на работающую на Верхнем озере в Калининграде «плавучую баню» и предположил, что может плотно работать с муниципалитетами. Максима Здрадовского заинтересовал аспект сброса отходов от плавучих ресторанов, а Елена Шендерюк отметила, что стартап с таким мощным партнером, как завод композитных материалов, мог бы уже не претендовать на поддержку «Бизнес Баттла», а находиться в команде наставников. «Вы состоявшийся бизнес, взрослые ребята, вам нужна уже банковская поддержка, а не наши советы», — резюмировала наставник.
Итоги первого очного этапа битвы стартапов для команд Евгения Морозова подвел его заместитель Максим Морозов. «Интерес просто сумасшедший, столько вопросов, столько критики, но для вас полезно, чтобы вас критиковали».
Он добавил, что, в отличие от коллег, ему не приходится делать сложный моральный выбор об исключении участника. Из команды Морозова выбыл единственный участник, который не пришел на защиту своей бизнес-идеи — Николай Троневский, заявивший ранее о планах по развитию частного музея «Блокгауз».
«То есть вы изобрели фудкорт?»
Закрывали программу первого очного этапа «Бизнес Баттла» — 2022 стартапы наставника Максима Здрадовского.
Мария Масальская с проектом производства сладостей «Королевские Луизки» учла ошибки и лучшие практики предыдущих ораторов и начала свое выступление с угощения жюри и гостей мероприятия. Конфеты сказали о продукте, пожалуй, красноречивее, чем презентация.
Наставникам даже пришлось уточнять, сколько сотрудников есть в команде Марии, какова максимальная выручка стартапа и что она хочет получить от участия в «Бизнес Баттле». Планы «Луизок» оказались обширными: и производство новых видов продукции, и экскурсии в цех, и открытие магазина, а пока спрос на продукцию превышает ее предложение.
«Конфеты были очень вкусные, но я бы не советовал идти в экскурсионный бизнес, я бы советовал заниматься производством», — прокомментировал наставник Диджей.
Арсений Арбузов презентовал стартап Gatrohoff. У наставников возникли резонные вопросы, чем ресторанный дворик с площадками для выступления артистов отличается от любого из фудкортов в калининградских ТЦ. «Я бы сказал, что это полноценный фуд-молл», — подчеркнул Арсений Арбузов и заявил, что готов отдать под парковку для гостей 10 тыс. кв. м прилегающей территории на ул. Гагарина.
Анастасия Сырутович, студентка КГТУ, прошла отбор на участие в «Бизнес Баттле» с проектом «ЛаПТаУ», но в ходе первого этапа стартап претерпел изменения. Сейчас он называется «Центр семейного развития «Атмосфера» и позиционируется как проект социальной направленности. По сути, это создание загородного центра для осмысленного семейного отдыха: одновременно дети смогут заниматься научно-техническим творчеством или изучать основы программирования, а взрослые заниматься детоксом или, наоборот, осваивать цифровой ландшафтный дизайн.
«Не много ли идей и услуг для одной площадки? Все услуги, которые вы перечисляете, имеют достаточно высокую стоимость», — поинтересовалась у Сырутович Елена Шендерюк. Автор стартапа рассказала, что планирует предлагать различные услуги в зависимости от сезона.
Денис Калиновский представил проект «Меньше мусора — больше смысла». Стартап привязан к существующей площадке экологического просвещения «Зеленый кот» и предусматривает создание на прилегающей территории «экогорода» с пивоварней, которая будет работать на ветровой электроэнергии, рестораном, станцией для переработки некоторых видов отходов и прудом для рыбоводства.
У жюри возникли вопросы к экономике проекта. На защиту подопечных встал наставник Максим Здрадовский.
«Я считаю, что смысл «Бизнес Баттла» — в том, чтобы дать стартапу родиться, не победить, не взять миллион. Задача наставников — помочь ребятам «родить», помочь экологическим и социальным проектам найти экономику, чтобы они могли прийти в банк и взять деньги под 25% годовых легко, потому что экономика там крутая», — сказал Здрадовский, подводя итоги этапа.
Совладелец Britannica Project сообщил, что с радостью оставил бы все стартапы в конкурсе, но правила этого не позволяют. В итоге из «Бизнес Баттла» в первом этапе выбыл Gastrohoff Арсения Арбузова.
Напомним, что в этом году для социальных и экономических проектов предусмотрен специальный приз проекта «Бизнес Баттл» — 500 тыс руб. от банка ВТБ (ПАО).
Для участников и наставников проекта «Бизнес Баттл» начался второй этап очной работы. Он называется «Маркетинговая стратегия». Подведение его итогов в формате питчинга состоится в Калининграде 26 мая.
За новостями четвертого сезона битвы стартапов «Бизнес Баттл» — 2022 вы можете следить на сайте проекта.
Генеральные партнеры проекта: правительство Калининградской области, Банк ВТБ (ПАО) и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХИГС.
Партнеры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата. Организатор проекта — медиагруппа «Западная пресса».