Об этом шла речь 26 мая, в День российского предпринимательства, когда в Калининграде проходили защиты II этапа конкурса «Бизнес Баттл». Пятнадцать участников представили свои маркетинговые стратегии.
Сладости, интерактив и поиски смысла
Все стартапы из команды соучредителя сети ресторанов Britannica Project Максима Здрадовского пришли на презентацию не с пустыми руками. Мария Масальская с проектом «Королевские Луизки» выступала первой. Она вновь угостила жюри ирисками в брендированных коробочках. Масальская рассказала, что благодаря «Бизнес Баттлу» уже получила несколько заказов на корпоративное обслуживание и планирует удерживать в нем позиции.
«Я не уверена, что вам нужно оставаться в корпоративном сегменте. Вы должны развивать именно узнаваемость бренда. Это будет отличная сувенирная история», — прокомментировала выступление управляющая ВТБ в Калининградской области Елена Шендерюк.
Команда проекта «Меньше мусора — больше смысла» также приготовила подарки для жюри и гостей презентации. Все получили экологичные цветные карандаши из вторсырья, а также пригласительные билеты для посещения музея мусора. Однако презентации Дениса Калиновского не хватило яркого акцента на том, что именно он намерен вывести в бизнес: производство воды, эко-кафе или музей.
«На первом этапе вы говорили, что у вас уже есть инвестор. Я уверен, что если проект успешен, то инвестор будет только рад снова поддержать этот стартап», — обратил внимание директор ГК «Атлантис» Бхагат Дхананджаи.
Третья участница команды Максима Здрадовского — Анастасия Сырутович — вовлекла членов жюри в интерактив. Она дала каждому возможность сконструировать индивидуальный план отдыха развития в семейном загородном центре «Атмосфера».
Наставники рекомендовали команде Сырутович конкретизировать продукт, который они надеются донести до своего клиента.
«Обычно люди ездят за город или отдыхать, или учиться, а у вас получается все для всех. Не слишком ли сложную задачу вы взяли — закрыть неподъемный сегмент, в каждом из аспектов которого у вас есть очень профессиональные конкуренты?» — поинтересовался у Анастасии председатель совета директоров, соучредитель «SPAR-Калининград» Олег Пономарев.
У проекта «Атмосфера», а также у «Королевских луизок» будет возможность обдумать вопросы наставников к третьему очному этапу «Бизнес Баттла». А вот команда Дениса Калиновского в полуфинал не прошла.
«Функция проекта — не победить, а дать знания, сделать все, чтобы ребята не умерли как проекты. Проект Дениса сильный, но я оставляю тех, кому действительно нужна помощь», — прокомментировал наставник команды Максим Здрадовский.
Импортозамещение и домики для впечатлений
От команды Евгения Морозова, которого вновь в жюри представил его заместитель Максим Морозов, первой выступала Анастасия Курышева с проектом производства упаковки «Импортозамещение». Наставника Бхагата Дхананджаи заинтересовало, сколько будет стоить одна наклейка калининградского производства для пакета замороженной продукции.
Проект Дмитрия Христова по созданию плавучих модулей для общепита и гостиничного бизнеса после плотной работы с наставником переименовался в Cybermodul. Первый выставочный образец команда планирует установить на одном из водоемов Калининграда до конца лета.
Наставники отметили, что проект не избавился от юридических сложностей с реализацией, а Олег Пономарев предложил миновать идею с организацией ресторана и изменить продукт в сторону индустрии впечатлений. «Плавучие домики, чтобы встречать рассвет, провожать закат на море, — в этом большая история», — прокомментировал председатель совета директоров SPAR-Калининград.
В презентации образовательного центра Ladder Up Софья Сушко обратилась к школьным воспоминаниям наставников и, похоже, нашла индивидуальный подход к каждому. Жюри встретило выступление аплодисментами. Наставники даже попросили Софью задуматься над созданием «специальной дорогой школы в Калининграде». Однако проект Ladder Up из конкурсной программы «Бизнес баттла» выбыл. Максим Морозов пообещал помочь с сопровождением проекта за рамками битвы стартапов.
«Бизнес Баттл» очень сильно развивает молодых предпринимателей, и он очень полезен для самих наставников. Возможность научить других дает невероятную энергию. Проекты участников по ходу изменятся до неузнаваемости, и это уже происходит», — прокомментировал выступление своей команды Максим Морозов.
«Маркетинг как он есть»
Все участники из команды Елены Шендерюк в своих презентациях отметили пользу от участия в проекте «Бизнес Баттл». Наталья Кудинова сообщила, что благодаря битве стартапов ее производство латунной фурнитуры «Амберкинг» начали узнавать. Потенциальные клиенты стали просить организовать экскурсии на предприятие и начали заказывать латунные ручки.
Менее однозначно обстояли дела у проекта Sup4You Вадима Худякова. Худяков учел замечания первого этапа, наладил работу с гостиницами и разместил рекламу услуг на больших площадках. Елена Шендерюк отметила высокое качество проработки идеи по развитию сети станций по обучению водным видам спорта.
Наталья Добровольская, наоборот, в прямом смысле живет своим проектом. Презентация маркетинговой стратегии стартапа «Роминта для всех» никого не оставила равнодушным. На столах наставников появились бутерброды с ряпушкой, сок из сныти, сало, варенья и известный на всю область луковый пирог. Критики такое позиционирование у жюри не вызвало. «Вот это маркетинг, как он есть. Вам есть, что развивать», — с улыбкой отметил ресторатор Максим Здрадовский.
По итогам обсуждения Елена Шендерюк приняла решение: в полуфинал ее команда будет двигаться без проекта Sup4You.
«Второй этап — очень сложный. На самом деле, участники начинают потихоньку соревноваться не только между собой в командах. Мы, наставники, смотрим, насколько конкурентен будет проект в финале. И очень важным критерием отбора становится потенциал вашей бизнес-идеи», — прокомментировала результаты этапа наставница команды.
Заготовили прощальную речь
Команда наставника Бхагата Дхананджаи пришла на защиту в полной боеготовности. Некоторые из участников даже заготовили прощальную речь на случай, если предстоит покинуть проект.
Маргарита Лихварь принесла на презентацию целый контейнер живых личинок мухи — черной львинки. Фотографиями этих созданий сопровождались и раздаточные материалы. Львинка произвела на наставников сильное впечатление. «Это было очень страшно, я не буду спать теперь», — пошутил Бхагат Дхананджаи. Олег Пономарев предложил Маргарите иначе расставить акценты в презентации и напомнил анекдот про настроение, с которым нужно «продавать слона».
Дарья Лукашунене с проектом «ЭкоПроОтчет» максимально четко представила маркетинговую стратегию своего сервиса и планы развития продукта. Она признала, что главная задача ее стартапа — выйти на свою целевую аудиторию — средние и крупные предприятия, которым приходится вести экологическую документацию.
Большая дискуссия развернулась вокруг проекта лаборатории «Веселый енот». Напомним, команда инженера Дмитрия Аксенкина намеревалась изготавливать полимерные конструкции для музеев и фотозон на авторских станках. «Когда мы говорим о маркетинге, мы должны ответить на три главных вопроса: что мы предлагаем, кому и для чего. И лично я не очень понял ответы на них. Мы все еще не поняли сам продукт, что продается — услуга или техника?» — обратился к участнику Максим Морозов.
«Мне снова сложно сделать выбор. Это нормально, что выбор дается нелегко. Это говорит о том, что все участники стараются, им полезен «Бизнес Баттл», все они двигаются вперед», — сказал Бхагат Дхананджаи и озвучил свой выбор. Проект покинул стартап «Веселый енот».
Айтишникам рекомендовали быть проще
Участники из Hi-Tech команды Олега Пономарева приготовили не только слайды, но и видеоролики для своих презентаций. Несмотря на это, не все наставники легко поняли, что же за продукт им предлагает сервис GetWidget Максима Новоселова.
«Как помогут виджеты, если у компании даже нет сайта?» — поинтересовался Максим Морозов. Наставники добавили, что проект Новоселова нуждается в конкретизации и добработке именно в части маркетинга.
Андрей Моисеенков из проекта Avizon рассказал, что благодаря советам наставников отказался от идеи «конкурировать со всем миром» и разрабатывать станки для создания системы «умный дом». Артем Тачков презентовал конкретный результат проекта Voltfuel — новую заправочную станцию для электромобилей на территории премиального жилого комплекса в Калининграде. Благодаря «Бизнес Баттлу» Артем надеется найти инвесторов аналогичного класса и стать амбассадором электротранспорта в Калининградской области.
«Мне повезло, все три стартапа моей команды — работающие, они пришли за дополнительными знаниями», — прокомментировал выступление подопечных Олег Пономарев, отдельно отметив проделанную каждым из участников колоссальную работу. По решению наставника, не дойдя до полуфинала, команду покинул проект Avizone Андрея Моисеенкова.
Таким образом, в полуфинале на защите бизнес-планов и финансовых моделей встретятся десять участников. Третий очный этап пройдет в Калининграде 23 июня. В финал сможет пройти по одному стартапу из пяти команд. Битва стартапов обещает быть очень увлекательной.
За актуальными новостями битвы стартапов вы можете следить на сайте проекта бизнесбаттл.рф.
Генеральные партнеры проекта: правительство Калининградской области, Банк ВТБ (ПАО) и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХИГС.
Партнеры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата. Организатор проекта — медиагруппа «Западная пресса».