Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Как выбирали победителей проекта «Бизнес Баттл»

Как выбирали победителей проекта «Бизнес Баттл»
Любовь к Калининградской области и профессионализм — вот составляющие успешности проекта «Бизнес Баттл».

Партнёры, наставники, организаторы, авторы стартапов выкладываются по максимуму, чтобы из хорошей идеи получился хороший бизнес, который будет работать непосредственно в регионе. Такую точку зрения высказала Вероника Коцоева,  директор программ MBA Института Бизнеса и Делового администрирования РАНХиГС, представитель генерального партнёра и член большого жюри финала четвёртого сезона проекта «Бизнес Баттл». Мероприятие прошло 14 июля на площадке Crystal House. 

За пять полных месяцев работы проекта изменилось многое: от экономических и политических условий до деловой среды, и эти изменения нужно было учитывать на каждом следующем этапе. Финалисты собрали все свои ресурсы — и деловые, и творческие — и превратили финал в настоящее деловое шоу. Получилось содержательно, зрелищно и невероятно эмоционально. 

Выступлению финалистов предшествовал питчинг проектов полуфиналистов. Каждый из них получил шанс убедить инвестора. Поэтому участники постарались улучшить свои презентации и деловые показатели, чтобы выглядеть максимально убедительными. Полуфиналисты не могли бороться за главные призы проекта, тем не менее каждый стартап напомнил о себе широкой аудитории и потенциальным инвесторам. Ведь финал «Бизнес Баттла» традиционно оценивает большое жюри, состоящее не только из наставников, но и других крупных потенциальных инвесторов. 

Партнёров проекта представляли: Вероника Коцоева, директор программы МВА в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, Денис Салий, руководитель представительства правительства Калининградской области при правительстве Российской Федерации в Москве. Институты поддержки бизнеса представил Андрей Толмачёв, гендиректор АО «Корпорация развития Калининградской области», а бизнес — Олег Чернов, генеральный директор Балтийского металлургического кластера, Александр Качанович, генеральный директор «Калининградского Торгово-Строительного Холдинга» и Александр Власов, издатель медиагруппы «Западная Пресса». 

Ареопаг жюри составили, конечно, наставники проекта: Елена Шендерюк, управляющая ВТБ в Калининградской области, Олег Пономарёв, соучредитель, председатель совета директоров «SPAR-Калининград», Евгений Морозов —  директор ГК «Мегаполис и партнёры», Бхагат Дхананджаи — директор ГК «Атлантис» и Максим Здрадовский, соучредитель сети ресторанов Britannica Project.

Сделать эксклюзивное привычным 

Среди множества угощений праздничного вечера первым на столах жюри появились коробочки с логотипом «Бизнес Баттл» — 2022 и крафтовыми молочными ирисками внутри. Это означало, что право открыть парад финалистов получила Мария Масальская из команды наставника Максима Здрадовского и её проект «Королевские луизки». 

«Я пришла за миллионом», — без ложной скромности начала своё выступление Мария. Она рассказала, что надеется на удачное развитие бизнеса, поскольку «россияне не экономят на сладостях, и расходы на них будут только расти». Масальская подчеркнула роль личного бренда в продвижении проекта, сообщила что уже запатентовала бренд «луизок» и надеется, что однажды они станут сладким символом Калининграда.

Комментируя выступление Марии, наставник стартапа Максим Здрадовский выразил уверенность, что ему удалось достичь главной цели — создать из ремесла грамотный бизнес. «Я получил драйв от работы с этим проектом. Для нас важно чувствовать, что будет потом, после “Бизнес Баттла”. Я уверен, что проект будет жить и развиваться», — прокомментировал соучредитель Britannica Project. 

Однако обсуждение «самого сладкого проекта» началось с несладких замечаний жюри. Денис Салий порекомендовал Марии более строго отнестись к вопросам формирования ФОТ и довести размер оплаты труда до среднего по региону.

Олег Пономарёв и Бхагат Дхананджаи традиционно постарались убедить Марию Масальскую не оставаться навсегда в нише сувернирной продукции. «Для любого инвестора всегда интереснее тот бизнес, который больше. Вам стоит стремиться превратить ваш цех в завод», — обратился к Марии Диджей. Он даже сообщил, что готов вложить средства в расширение производства ирисок. Однако Мария Масальская пока не дала однозначного ответа, настроена ли она переходить к массовому производству конфет и отказываться от эксклюзивного авторского подхода. 

«Мне кажется, у вас в стратегии есть и то, и другое — немного сувернирной продукции и промышленный её выпуск. Поэтому, я желаю вам той же проблемы, что есть у наших производителей марципана, — колоссального спроса, который нужно обеспечивать, и для этого постоянно расширяться. У вас всё прекрасно, и я понял, что пора для вас бронировать участок в индустриальном парке “Храброво”», — поддержал планы Марии Масальской Андрей Толмачёв. 

Мария Масальская и команда её проекта.
Мария Масальская и команда её проекта.

Электричкой на Voltfuel 

В соответствии с результатами жеребьёвки, вторым выступал Артём Тачков. Проект Voltfuel по созданию цифрового приложения и сети заправочных станций для электромобилей или, как их называют на профессиональном сленге, «электричек», оказался, пожалуй, самым инновационным в составе финалистов. Кроме того, к выступлению Артём Тачков имел в рукаве козырь — победу в интернет-голосовании по номинации «Общественное признание». 

«По сути Voltfuel — это проект системы электротранспорта в Калининградской области. Наша цель — сделать города России более “зелёными” и экологичными, ведь чем больше людей пересядет на электромобиль, тем чище будет воздух», — обозначил миссию своего проекта Артём Тачков. 

Пока Voltfuel рассчитан исключительно на заправку автомобилей на электрическом приводе, их в Калининграде около сотни. Общественный транспорт типа электробусов, а также электросамокаты и велосипеды пока не могут воспользоваться услугами сети заправок Артёма Тачкова.

Члены большого жюри разошлись во мнениях относительно стартапа-финалиста. Максим Здрадовский порекомендовал Тачкову сосредоточиться на создании универсального приложения для управления зарядными станциями, которое будет востребовано не только в России, но и за рубежом. Вероника Коцоева попросила Артёма «не уходить из железа»: «Это перспективный рынок, и чем больше электромобилей — тем больше станций, а больше станций — значит, больше электромобилей. Отсутствие инфраструктуры — пока тормозящий фактор, и вы можете это исправить. Но я советую развивать вам партнёрские связи с застройщиками». 

«Я хочу сказать, что при строительстве жилья остаются не так много “свободных” электрических мощностей, однако решения для обустройства заправок можно найти. В одном из наших комплексов мы установили зарядную станцию, поскольку приобрели квартиры два жильца с автомобилями Tesla. В Рыбной деревне у нас сейчас есть мощности, приходите, поговорим», — отреагировал представитель строительной отрасли Александр Качанович.

Елена Шендерюк согласилась с тем, что за электротранспортом будущее, и предложила учитывать возможность обустройства заправочных станций при строительстве новых коммерческих объектов торговых центров и офисов и согласовывать и закладывать технические мощности сегодня при проектировании жилых домов с перспективой развития этого направления на 10, 20 и более лет. 

«Каждое суждение важно, Артём пытается сделать город и область другими. Многие сталкиваются с тем, что они не могут на работе или в торговом центре зарядить электрокары, а дома это сделать ещё сложнее. Думаю, что через три года мы увидим уже совсем другую картину», — резюмировал обсуждение наставник стартапа Олег Пономарёв. 

Александр Власов, Марина Васильева и Артём Тачков.
Александр Власов, Марина Васильева и Артём Тачков.

Маленькое импортозамещение 

Поддержать стартап «Импортозамещение» Анастасии Курышевой пришла её большая семья: супруг и старшие из пяти детей. Но многие непосредственные участники проекта не смогли, остались на рабочих местах. «Прямо сейчас они пытаются спасти предприятие, к которому упаковка из России не успела приехать, — рассказала Анастасия. — Наш проект — это не создание бизнеса с нуля, а развитие уже существующего технологичного производства упаковки и этикетки из готовых материалов».

В дискуссии с жюри Анастасии вновь пришлось приложить усилия, чтобы объяснить наставникам «свою маленькость». Сейчас масштабы производства их компании не позволяют просто взять и вложить в расширение 60 млн рублей собственных или заёмных средств. «Мы просто не умеем оперировать такими цифрами», — пояснила Анастасия Курышева.

«У вас очень правильная ниша, и прекрасно, что проект “Бизнес Баттл” помогает найти такие проекты. Дефицит самоклеящейся этикетки и упаковки колоссальный, и он есть не только в Калининграде, он чувствуется и в столице. Это профильная история, которая должна быть поддержана в Центром поддержки предпринимательства, — отметил Денис Салий. — Когда всё получится, мы вас в Москву продадим».

Наставник проекта «Импортозамещение» Евгений Морозов отметил, что авторам стартапа удалось вырасти в искусстве делового диалога. «Я увидел, как вы изменились. Поначалу ваши ответы на этапах были очень резкими, а сейчас вы отвечаете гораздо проще и лучше. Это действительно большой рост. И я бы хотел поблагодарить вас и моего заместителя, Максима Морозова, который работал с проектом не меньше, чем я», — заключил директор ГК «Мегаполис и Партнёры».

Анастасия Курышева и Вероника Коцоева.
Анастасия Курышева и Вероника Коцоева.

Развивать восток области 

Презентацию команды Натальи Добровольской и её проекта «Роминта для всех» члены жюри, знакомые с гостеприимством коллектива, ждали с нетерпением. Вот и снова на столах экспертов появился удивительной красоты фарфор с луковым пирогом, бутербродами с солёной ряпушкой, напитки из бузины и сныти. Поддержать семейный, но уже достаточно известный проект в области экотуризма приехали не только коллеги Натальи и члены семьи, но и жители посёлка Краснолесье, которые благодаря проекту Добровольских уже получили работу и планируют остаться развивать восток Калининградской области.

Презентация была построена как традиционное сватовство. Женихом выступал турпродукт Добровольских — «стартап», его невестой — «калининградка, Инвестиция Бизнесбатлова». А члены жюри должны были сыграть роль сватов. «Мы просим у сватов миллион, который вложим прежде всего, в профессиональное оборудование для кухни. Купить духовку, мойку поставить», — поделилась планами Наталья Добровольская.

«Я надеюсь, что скоро вам будет уже не хватать этого оборудования, чтобы выполнить все запросы от клиентов. Моя мечта в том, чтобы маленький бизнес становился большим. Желаю вам только удачи», — впечатлился выступлением команды Бхагат Дхананджаи. 

«Они должны остаться такими же семейными, такими же волшебными, как есть сейчас. Может, им и не нужны сто миллионов», — не согласился с ним Денис Салий.

«Сто миллионов нужны всем», — закончила спор ведущая и организатор проекта «Бизнес Баттл» Елена Волова.

«Моя заслуга в развитии вашего проекта, конечно, есть, но она минимальна, — взяла слово Елена Шендерюк, наставник проекта “Роминта для всех”. — От меня требовалось только помочь в систематизации и оформлении. Идея ваша, реализация ваша, увлечённость ваша. Всё сделано здорово!»

Как выбирали победителей проекта «Бизнес Баттл»

Отчётность как деловое шоу

Право закрыть марафон презентаций досталось по жребию Дарье Лукашунене и её проекту «ЭкоПроОтчёт». На протяжении очных этапов подопечные наставника Бхагата Дхананджаи настолько быстро и чётко представляли свои планы, что вопросов у жюри обычно не возникало. Однако создавалось впечатление, что масштаб стартапа и его экологическая направленность оставались для них неясными. Восполнить эти пробелы Дарья Лукашунене решила в финале. 

Гром и молния, лазерное шоу, конструкции с летающими шлестящими, освещёнными лазером  бумагами, символизирующие миллионы тонн распечатанных экологических отчётов и даже музыка Майкла Джексона — всё это было в защите «ЭкоПроОтчёта», сделавшей проект понятным широкой аудитории. Некоторым наставникам это выступление даже напомнило первые презентации продукции Microsoft на заре 1990-х годов. 

«Я не думал, что проект сервиса для отчётности может быть таким ярким, — восхитился Олег Чернов. — Бизнес тратит огромное количество времени и ресурсов на подготовку отчётности в различные организации. И мне бы очень хотелось, чтобы вы реализовали общую мечту бизнеса об автоматизации этой отчётности», — заключил глава «БМК».

Наставник коллектива «ЭкоПроОтчёт» Бхагат Дхананджаи поприветствовал Дарью Лукашунене и признал, что выступление его не разочаровало. «Мне очень импонирует, что вы можете до 12 часов ночи готовиться к шоу, что вы вкладываете в проект то, что накопили, и, пока многое делаете бесплатно, готовы экономить, чтобы вложить средства, чтобы бизнес жил. Это я очень уважаю», — заключил директор ГК «Атлантис».

Дарья Лукашунене и Елена Волова.
Дарья Лукашунене и Елена Волова.

И пусть никто не уйдёт обиженным

В четвёртом сезоне «Бизнес Баттла» на обсуждение жюри было отведено меньше времени, чем обычно. Уже через двадцать минут на сцену под свет софитов вновь вышли наставники и партнёры проекта, эксперты и сами участники. Напряженное ожидание, оптимизм и вера в удачу — все эти эмоции были буквально ощутимы. И действительно, ожидания оправдались: каждый из финалистов стал победителем в своей номинации и получил приз, но самое главное, что они получили — прекрасный опыт и активные рабочие связи с «китами» регионального бизнеса. 

В первом ряду — наставники IV сезона проекта «Бизнес Баттл»: Евгений Морозов, Олег Пономарёв, Елена Шендерюк, Бхагат Дхананджаи и Максим Здрадовский.
В первом ряду — наставники IV сезона проекта «Бизнес Баттл»: Евгений Морозов, Олег Пономарёв, Елена Шендерюк, Бхагат Дхананджаи и Максим Здрадовский.

«Главная задача сезона, на мой взгляд, достигнута — нас, предпринимателей, стало больше. Надеюсь, что многие влюбились в это дело. 

Я бы хотел поблагодарить всех наставников и организаторов, потому что все мы работаем здесь, чтобы сделать жизнь лучше: предприниматели создают добавочную стоимость, платят налоги, создают рабочие места, и нам нужно держаться друг за друга в это непростое время. Вместе мы победим», — обратился к собравшимся Олег Пономарёв, подводя черту под четвёрым сезоном проекта «Бизнес Баттл». Ответом ему было громкое «ура» и аплодисменты. 

Каждый член большого жюри произнёс завершающую речь, после чего состоялась церемония награждения победителей. «Четвёртый сезон проекта «Бизнес Баттл» объявляю закрытым», — этой фразой под импровизированный салют автор и организатор проекта Елена Волова завершила мероприятие. 

А о том, как распределились места среди финалистов битвы стартапов, читайте на сайте проекта бизнесбаттл.рф.

Следите за новостями проекта, участвуйте и стройте новый бизнес в Калининградской области вместе с проектом «Бизнес Баттл»!

Генеральные партнёры проекта: правительство Калининградской области, Банк ВТБ (ПАО) и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.

Партнёры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата. Организатор проекта — медиагруппа «Западная пресса».