Что нужно учитывать при построении личного бренда и как создать запоминающийся образ на рынке, рассказала журналист, эксперт по смысловому маркетингу Анна Шаверни.
— Все, что мне удалось найти о вас в открытом доступе, я попытался сформулировать одним слоганом: «Если вы хотите что-то успешно продавать онлайн, то вам нужно вкладывать в это особые смыслы». Я не ошибся?
— В целом нет. Маркетинг — это игра. Кто быстрее, умнее и сильнее, тот и победил. То есть у кого круче идея, концепция и смыслы, тот и останется в голове у людей. К слову, многие часто пишут о себе в соцсетях: «Я себя позиционирую как такого-то человека…» Это грубая ошибка. Позиционирование — это тот образ, который в результате твоих действий и медийных активностей формируется в сознании у твоей аудитории. Мы себя можем представлять принцессой на белом коне, а люди могут видеть нищенку у разбитого корыта. Имидж и репутация соотносятся так же, как форма и содержание. И если ты работаешь с формой — клевые фотки, продвинутые посты, трендовые инфоповоды, — то это на практике вовсе не означает, что ты формируешь именно тот образ, который хочешь.
— Я так понимаю, именно здесь и возникает история про смыслы…
— Совершенно верно. Смыслы нужны в том числе и для того, чтобы создавать нужный нам образ и отстраиваться от конкурентов.
— Кстати, почему вы все время говорите о смысле во множественном числе?
— Потому что, как правило, их несколько. Начну с себя. Один из моих смыслов, который в итоге отличает меня от огромного количества экспертов по маркетингу в соцсетях, трансформировался из моего псевдонима. На основе него я и решила строить свою концепцию личного бренда. Шаверни (от франц. Cheverny) — мой любимый замок во Франции, в долине Луары, а также порода собак, выведенная в нем. В свое время он впечатлил меня даже не столько своей архитектурой — он напоминает Люксембургский дворец в Париже, — сколько изысканной атмосферой. Смыслы закладываются еще в детстве. Но ими можно и нужно управлять. Отсюда образ аристократки, парижский шик. Я даже придумала свой герб. Это звучит забавно, но поверьте, работает.
— Как формировать смыслы и правильно доносить их до аудитории?
— Если вам скажут, что есть однозначный рецепт — не верьте. Как правило, для большинства это результат собственного пути и собственного поиска. Поначалу мне казалось, что главным коммуникативным каналом для саморазвития может стать телевидение. Я прошла стажировки в дирекциях инфор мационных программ на Первом и «России 24». Тогда мне казалось, что это круто. Тебя смотрят, по данным социологов, десятки миллионов человек. По коридорам Останкино ходят люди, которых раньше я могла видеть только по телику. После выхода сюжета в вечерних новостях ты только и успеваешь собирать теплые эсэмэски.
— Видимо, перенос акцента с телевидения в Сеть совпал с общим трендом актуализации интернета?
— И да и нет. Понятно, что аналоговый мир качнулся в сторону безграничных просторов цифровизации. Но дело не только в этом. Вместе со мной проходила стажировку девочка, которая уже не один месяц пыталась попасть в штат федеральной телекомпании. Она сняла поблизости квартиру на последние деньги и с неослабевающей настойчивостью штурмовала телик.
Она сделала его своим главным смыслом. Она, как в казино, поставила все на один цвет. И я сильно задумалась.
— Стоит ли идти по этому пути?
— Нет. Просто поняла, что место работы, пусть и самое престижное, не может быть смыслом. Это лишь инструмент. Смыслы для себя нужно формировать, и это отдельная компетенция. Смысл — конечная точка реализации логического рассуждения. И ее не нужно путать с путями реализации смыслов — это навигация. Я очень тонко чувствую смыслы и сразу вижу, где фальшь, где наигранность, где дешевые примитивные смыслы, а где грамотные, которые точно будут вас продвигать, а значит, и продавать. По сути, я создаю смысловую мозаику из интеллектуальной и визуальной собственности человека и упаковываю это в бренд.
Я бы посоветовала сначала задать себе вопрос: «А в чем концепция моей жизни?» и тогда понять, на какие личностные триггеры делать акцент. Потом их грамотно «упаковать» в продукт, в фото— и видео-контент.
— Какие самые частые ошибки совершают эксперты, предприниматели при построении личного бренда?
— На мой взгляд, это прежде всего отсутствие своей глобальной идеологии. Как выразился когда-то Иосиф Бродский, как раз в контексте персонального брендинга: «Будь тем, кем другие не были». Важно создать ряд ассоциаций, которые будут до мозга костей про вас. Ваши ценности, необычные особенности внешности и вашей биографии, манера речи, то, как вы выглядите. Все это должно вызывать определенные эмоции у людей от соприкосновения с вами. Спросите у себя: а какое послевкусие у людей хотите оставлять вы?
Еще одна важная вещь — методология. Если у вас ее нет, то вы не можете обучать других. Это ваш оцифрованный опыт. Очень грустно видеть людей, которые прошли один «курсик», сделали разовый результат и этому учат. Методология — это, когда результат повторяется перманентно и работает не только у вас. И еще: помните про эффективные инфоповоды. Они повышают узнаваемость, продажи, количество упоминаний. Работа на радио и ТВ подвигла меня к необходимости соединить личный опыт с инструментами в маркетинге. Получилась вполне рабочая система — смысловая упаковка личности. Она позволяет выделиться на рынке за счет уникального конкурентного преимущества. Она работает у меня и почти сотни моих учеников.
Александр Громов
Реклама. ИП ГРОЗНЕЦКАЯ АННА ОЛЕГОВНА. LdtCKZZu3