Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Александр Качанович: Мы просто подогрели Балтийское море

Александр Качанович: Мы просто подогрели Балтийское море
Александр Качанович, учредитель ООО «Балтийская бетонная компания», — один из наставников 5-го сезона «Бизнес Баттла».

Почему он пришел в проект, как находит новые бизнес-идеи, за что снимает шляпу перед современными российскими предпринимателями — об этом и многом другом читайте далее.

— Александр Николаевич, почему вы в проекте?

— Год назад я был в жюри, когда выбирали победителя прошлого сезона, и почувствовал сумасшедшую энергетику, которая шла от участников проекта, увидел большое количество талантливых людей и правильно организованную преемственность между опытными и молодыми бизнесменами. В общем, я понял, что не могу пройти мимо этой положительно заряженной силы и должен быть в проекте.

— Быть в жюри — это скорее наблюдать со стороны, а вы вошли в проект как наставник. Что для вас наставничество?

— (Улыбается.) А вы сможете потом прикрепить к интервью иллюстрацию? Есть такая картинка в интернете, когда мышонок-отец идет по темному лесу с мышонком-дочкой и она ему говорит: «Видишь, папа, я тебе говорила, что тут вообще не страшно». При этом у отца на спине мышеловки, через которые он ее провел. Детская картинка, но она передает, на мой взгляд, суть наставничества. Наставник — человек, который помогает тебе получать опыт и избегать ошибок.

Фото: www.shutok.ru
Фото: www.shutok.ru

— У вас в жизни такие наставники были или есть?

— И были, и даже в данный момент есть. Наставников я вижу каждый день. Знаете, у меня особая позиция по этому поводу: все люди, которые мне когда-либо встречались в жизни и с которыми я общался, вот даже с вами сейчас, — все для меня наставники. От каждого я беру что-то, что у него получается лучше, чем у других. Хотя, конечно, важно не забывать, что наставники делятся на хороших и плохих. Были, например, люди, которые научили не верить другим на слово. Это тоже наставничество, только в кавычках и методом от противного.

— Если все-таки вернутся к хорошим наставникам…

— Да, давайте лучше о них, тем более их больше. Глобальную роль в моей жизни сыграла семья. И еще хотел бы назвать одного важного для моего становления человека (его уже, к сожалению, нет с нами)  — это бывший директор 23-й школы и мой учитель физики Лазарь Моисеевич Фуксон. Могу честно сказать: в законах физики разбираюсь плохо, но о законах жизни на его уроках я многое узнал. Когда я учился, было сложное время, закончился Советский Союз, началась современная Россия. Лазарь Моисеевич много всего интересного, правильного и удивительного нам тогда рассказывал. Я помню, на одном из уроков он открыл для нас футурологию. Мы тогда не все понимали, и он, что называется, объяснил на пальцах. Взял со стола аудиокассету и сказал: «Смотрите, через 20 лет вот в этом размере поместится видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат и телефон». Мы, конечно, не поверили: для нас, детей 90-х, все эти предметы существовали отдельно и были совсем другого размера.

— Кстати, о научной фантастике. В своей визитке на сайте «Бизнес Баттла» вы, называя критерии отбора команды, говорите, что проект должен «цеплять» и «быть уникальным». Как быть уникальным в XXI веке, когда все уже придумано?

— Вы знаете, в самом начале ХХ века был ученый, который сказал, что мир достиг такого состояния, что ничего нового не изобретут, все уже открыто. И что мы видим, спустя сто лет? Все, мягко говоря, поменялось. Мир изобретается каждый день. Он каждый день становится другим, а уникальность в бизнесе — это конкурентное преимущество товарного предложения. Если у тебя нет конкурентоспособной идеи, тебе сложно добиться успеха.

— Как вы находите новые бизнес-идеи?

— Вернемся к вопросу о наставничестве. Приходят люди, вы общаетесь, ты анализируешь их опыт и пытаешься из него взять для себя что-то полезное. Из череды встреч всегда рождаются мысли, коллаборации.

— Интересно, с кем вы встретились, что у вас появилась идея сделать Калининградскую область спа-столицей России?

— Это были молодые люди, они приехали с идеей: «Давай ты построишь помещение под спа, а мы у тебя его арендуем». К сожалению, у них не получилось вложить те деньги, которые они планировали, поэтому у меня появился новый проект, и я начал самостоятельно его эксплуатировать. Так возникла идея не только повысить свою конкурентоспособность, но и заняться улучшением конкурентоспособности Калининградской области в целом. Когда путешествуешь по другим регионам, ты видишь, чем у них лучше, чем у них интереснее, подсматриваешь идеи…

Александр Качанович: Мы просто подогрели Балтийское море

— То есть вы хорошо относитесь к подсматриванию идей?

— Крайне положительно. Не нужно в чистом виде копировать, но нужно вдохновляться. В этом ничего плохого нет, в этом есть синергия, когда мир опыляет друг друга и развивается. Зачем нам с вами садиться и заново изобретать колесо, если в какой-то стране его уже изобрели, и уже разбили на нем колени, и научились ездить? Давайте сразу использовать позитивные вещи. Зачем нам повторно проходить этот путь?

— Давайте поговорим о людях, с которыми вы идете вместе. Калининградский торгово-строительный холдинг — это сколько человек?

— Около тысячи.

— Очень большой коллектив. Как вы принимаете на работу?

— Всех ключевых сотрудников, топов и иногда даже менеджеров по продажам я принимаю лично. Кадровое движение для меня очень важно, потому что оно индикатор работы компании и проблем в компании, так что при увольнении сотрудника всегда выясняю причину.

— Если вы лично собеседуете, то можете сказать, как определяете своего человека? Какие критерии на собеседовании для вас важны?

— У меня в жизни был случай, когда на собеседовании потенциальный сотрудник блестяще ответил на все вопросы и произвел очень хорошее впечатление. Я его принял… и через два месяца уволил. Мне самому стало интересно, где я ошибся и почему сделал неправильный выбор. Я взял его резюме и увидел, что он три года руководил кадровым агентством, то есть он набрался опыта и научился давать идеальные ответы. Поэтому собеседование — это только часть представления о человеке. Основополагающее — это испытательный период. Еще обязательно обращаю внимание на трудовой стаж. К сожалению, сейчас молодежь часто меняет места работы. Я не рассматриваю людей, у которых четыре работы идут со сроком 3–6 месяцев. Я их даже не зову на собеседование, потому что не хочу тратить время на человека, который может через полгода уйти, потому что ему стало на одну остановку больше ехать. Знаете, я заметил, формируется такой тренд, когда нет нужды за что-то бороться, цепляться, что-то доказывать. У тебя что-то не получается — а, ничего страшного, начну другое, пойду на другую работу. И в личной жизни так же. Не получаются отношения — ты легко расстаешься и ищешь следующего человека. Вот этот тренд мне не нравится.

— Тогда идеальный сотрудник, он для вас какой? Ну, кроме того, что он не меняет место работы.

— Это человек, который умнее меня. Умные сотрудники заставляют меня быть умнее.

— В конце 2021 года вы давали интервью РБК и сказали о планах: «Готовимся к тому, что 2022 год будет не такой сложный, как 2021-й, а как сложится на самом деле — жизнь покажет!» Жизнь показала… В связи с этим вопрос: как вы справляетесь со стрессом?

— Давайте я сначала два слова про 2022-й скажу. Огромное спасибо бизнесменам, причем бизнесменам всех уровней. От учредителей условной компании SPAR до молодых ребят, которые под плащами тайком таскают новые айфоны из какого-нибудь Дубая. Именно слаженная работа бизнеса, по моему разумению, позволила привнести дополнительную стабильность в 2022 год. Мы в интервью уже вспоминали сложный период, когда развалился Советский Союз. Тогда одной из проблем был товарный дефицит. Сейчас российский бизнес смог обеспечить товар, занятость людей, зарплаты и уровень жизни — вот это я считаю главное достижение бизнесменов в 2022 году и снимаю перед ними шляпу за это. Что касается стресса, то вы знаете, я соучредитель благотворительного проекта (мы строим хоспис «Дом Фрупполо»). Как-то мы разговаривали с моим соучредителем Софией Лагутинской. Я спросил: «Как вы выдерживаете это?» Она ответила: «Через 3–4 месяца даже родители привыкают к плохим мыслям, происходит принятие». Вот у нас у всей страны произошло определенного рода принятие того, что жизнь разделилась на до и после. Часть бизнесменов ушла в ступор. Небольшая, но основная часть поняла, что единственно возможный вариант — это перейти на другую скорость, начать в два раза больше работать, искать нетривиальные пути, новые рынки сбыта, новые технологии, новых поставщиков. И когда у тебя очень много работы, у тебя нет времени для чего-то другого. Работа — мой главный антистресс.

— Вы упомянули детский хоспис «Дом Фрупполо». Часто можно услышать споры о бизнесе и социальной ответственности. Что вы об этом думаете?

— Важно разделять добрую волю и обязательства. Какие у бизнеса обязательства? Бизнес должен платить налоги, должен вовремя платить белую заработную плату, обеспечивать людям достойные условия труда. Все. То, что сверх, это уже не обязательство, а добрая воля. Есть у бизнеса потребность помогать детям, строить социальные объекты, поддерживать малообеспеченных — все это добрая воля бизнеса, и его за это надо поблагодарить. Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса — это не обязанность, это его право, его желание, и хорошо, если оно у него есть.

— Нечасто можно услышать о больших благотворительных проектах. Почему мало бизнесменов испытывают желание помогать?

— Тут вы не правы. Мало тех, кто афиширует свою помощь. Социальная ответственность — это не про пиар. Социальная ответственность, она тихая. Большое количество бизнесменов — благотворители, просто вы об этом не знаете. Благотворительность — часть их личной жизни, и они не хотят выставлять ее напоказ. Например, о том, что мы строим «Дом Фрупполо», стало известно по двум причинам: во-первых, это масштабный проект, его невозможно скрыть, а во-вторых, мы бы хотели, чтобы благотворительная поддержка не ограничилась только стройкой. Есть еще одна миссия — содержание «Дома Фрупполо», поэтому нужна огласка, она формирует общественное мнение, что даже небольшая, но регулярная поддержка помогает.

Александр Качанович: Мы просто подогрели Балтийское море

— У вашего холдинга несколько больших строек. Какие проекты сейчас в приоритете?

— Мы хотим серьезно увеличить количество гостиничных номеров на побережье, в Светлогорске и Зеленоградске. Причем делаем это двумя способами. Часть площадей мы построим и оставим себе. Например, как в «Руси» У нас там около 400 номеров, из которых 223 мы оставляем себе и будем использовать строго как пятизвездочную гостиницу. Остальные апартаменты мы продаем, но сохраняем для покупателя опцию через нашу управляющую компанию сдавать их в аренду, получать дополнительный доход и какое-то время в году в них жить. Там же, в «Руси», мы строим большой спа-центр, целую череду ресторанов, парк, городской пляж. В Зеленоградске тоже делаем подобный проект, где первые четыре этажа — гостиница и большой спа. То есть за счет двух вариантов сделок (часть себе, часть на продажу) мы хотим значительно увеличить ассортимент и возможность размещения людей в Калининградской области. Потому что на самом деле новые большие гостиницы очень мало строятся на побережье. Строятся в основном небольшие и строятся непрофессионалами. Что в итоге? В перспективе у маленькой гостиницы очень сложная судьба: когда на рынке возрастет конкуренция, объекты с большим количеством издержек должны будут или закрыться, или стать семейными (в семейном бизнесе нет ничего плохого, но придется работать всей семье и на всех работах). Есть еще один важный для нас объект, мы совсем скоро презентуем его в Калининграде — это огромный спа-центр. Сейчас как раз ведем отделочные работы. Четыре тысячи квадратных метров в самом центре Калининграда…

— Огромный спа-центр в самом центре Калининграда?! А какой адрес?

— Терпение. Скоро всех пригласим и презентуем. Это будет самая большая парилка в России. Я не знаю, возможно ли сейчас ее зарегистрировать в Книге рекордов Гиннесса, но если возможно, то обязательно зарегистрируем.

— Опять мы возвращаемся к вашей мечте сделать Калининградскую область спа-столицей России.

— Мечта, если ее не разделить на цели, так и останется мечтой. Давайте честно признаемся: у нас холодное море. Что мы можем предложить туристу? Мы можем предложить ему нагреть Балтийское море. Вообще, мечта подогреть море, она была изначально безумная. Но и слона целиком съесть нельзя, а если по частям — можно. Вот и мы решили, что привезем кусочек моря и подогреем его. Так появился «Баден-спа». Мы специально купили 10-кубовую машину, которая раз в день ездит в Пионерский, заправляется там и привозит море. Конечно, один спа — это очень затратно, но когда их много, и они разные, за счет синергии выходишь на окупаемость. У нас есть программа, мы ее не оставили, — это строительство санатория в Светлогорске. Разумеется, очень важна инфраструктура. К нам сейчас из Китая направляется 10 электрических велорикш, они будут ездить по Светлогорску. Так что сначала появилась мечта, мы ее структурировали по целям — и в ближайшие пять лет мы все те проекты спа, которые у нас намечены, откроем. Более того, мы планируем до конца года (при неухудшении внешней среды) выйти с анонсом строительства аквапарка.

— Возвращаясь к «Бизнес Баттлу», который тоже помогает мечтам начинающих бизнесменов сбываться. Вы, когда приглашали участников проекта в свою команду, сказали: «Будем вместе создавать новое будущее нашей страны». Какое оно, это будущее? Каким вы его видите?

— Очень хочется, чтобы в нашей стране слово «бизнесмен» перестало быть ругательным, чтобы бизнесменами гордились. У меня есть партнер из Беларуси. Очень близкая нам страна, но есть кардинальное отличие в отношении к бизнесменам. Я решил разобраться почему и выяснил: в Беларуси приватизация прошла не так, как в России. Там все бизнесмены себя сделали сами. И народ к ним относится исключительно положительно, потому что он понимает, что все, чего они достигли, — это их частная, личная инициатива. В России, к сожалению, в общественном сознании есть такое: бизнесмен не тот, кто умнее и что-то сделал сам, а тот, кто в 90-е что-то сумел украсть и на этом пытается заработать. Так вот, мне хочется сказать, что те бизнесмены из 90-х давно закончились. Я их динозаврами называю. Они вымерли, эти динозавры, либо трансформировались. Современные бизнесмены вообще другие, их идеология — это развитие, прогресс, движение вперед. Вот такой я и вижу свою страну в будущем — страна, где бизнесменов любят, их уважают и им помогают. Это и будет лучший драйвер для развития России.