Виртуальная реальность (VR) — технология, с помощью которой можно преподносить информацию новым способом. То, что обычно демонстрируется на плакатах, в презентациях или печатается в книгах, вдруг появляется перед глазами в виде движущихся трехмерных объектов с параллельным аудиорассказом и переносит в цифровой мир: в недоступное место, на далекую территорию, в прошлое или в будущее.
По данным исследований, VR на 75% улучшают усвоение материала студентами и школьниками, поскольку поступающая в мозг обучающегося информация на 90% является визуальной. Эта технология расширяет границы, обеспечивает полное погружение, делает процесс обучения ярким, эмоциональным, запоминающимся и… персональным.
Сегодня в российских вузах, школах и колледжах активно создают VR-классы. И если проблем с оборудованием уже практически нет, то хорошего, качественного, а тем более обучающего контента очень не хватает. Как раз такой и создают сейчас в Калининграде.
Виртуальная реальность на службе у истории
Команда калининградского Учебного центра дополнительного профессионального образования «Балтийский» под руководством Евгении Назаровой, Олега Багуль и Виталия Мартьянова убеждены, что страницы истории страны не должны стираться из памяти поколений. Они взялись за масштабный историко-патриотический проект под названием «Великая Отечественная война в VR».
В качестве лейтмотива для шести будущих фильмов выбраны ключевые события войны:
- 22 июня 1941 года: нападение гитлеровской Германии на СССР, отступление Красной армии в первые месяцы. Мобилизация сил: «Все для фронта! Все для победы!»
- Блокада Ленинграда. Битва за Москву. Холокост и фашистские лагеря смерти.
- Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская, Курская битвы и битва за Днепр. Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Партизанское движение, юные герои фронта и тыла.
- Освобождение оккупированных территорий СССР. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
- Источники победы советского народа. Выдающиеся личности.
- День Победы 9 мая 1945 года. Конституция РФ о защите исторической правды.
За всеми этими названиями — огромный труд команды разработчиков. Ведь виртуальные фильмы проекта предполагают создание трехмерных локаций и всех элементов среды того времени. Улицы, здания, мебель, транспорт, дороги, оружие и орудия, военная форма, укрепления на линии фронта оживают благодаря 3D-моделированию. Параллельно создаются текстуры и материалы. Потом выстраивают композицию, идет расстановка объектов, добавление эффектов. Работу по созданию виртуальной среды координирует Виталий Мартьянов, опытный специалист и настоящий профессионал в сфере VR-технологий. Команда разработчиков стремится детализировать каждый образ, сделать его максимально реалистичным.
Зрители, они же участники…
Хронометраж каждого из фильмов будущего цикла «Великая Отечественная война в VR» — 20 минут. Надеваешь шлем VR, и перед глазами разворачивается реконструкция основных исторических сражений и событий Великой Отечественной. Зритель, совсем как герой тех дней, чувствует горе, боль, переносит лишения, видит отвагу, героизм и подвиги наших предков.
В перспективе этот цикл может стать основой как для виртуальных познавательных экскурсий, так и для историко-патриотических занятий по всей стране, например в школах и колледжах. Их планируют организовывать в группах до 35 человек. Сначала — инструктаж по использованию VR-оборудования, затем просмотр фильмов, интерактив с вопросами и обсуждением увиденного с педагогами учебного центра.
«Изображение будет сопровождаться закадровым текстом. Это не игровая история, нельзя будет взять автомат и пойти стрелять, потому что у нас именно просветительский проект. Как будто мы взяли машину времени, нажали кнопку и очутились в 1941–1945 годах, наблюдая за всем, что происходит», — объясняет инициатор и руководитель проекта Олег Багуль.
Почему это так важно
Такой проект, по мнению авторитетных историков, — уникальный способ привлечь молодое поколение, помочь сделать историю страны по-настоящему близкой, вызвать трепет и сильные эмоции. Вот почему многие учителя и директора образовательных учреждений Калининградской области с большим энтузиазмом откликаются на эту инициативу. Проект уже поддержали больше 25 образовательных организаций региона.
«Такая форма представления информации не только делает проект интересным и привлекательным, но и способствует глубокому пониманию тех страшных испытаний, которые пережили наши предки. VR-технологии позволяют ощутить атмосферу того времени, увидеть реальные локации битв и почувствовать эмоции героев», — говорит кандидат военных наук, доктор исторических наук Геннадий Кретинин.
Он уверен, что проект учебного центра будет полезным не только для образования молодежи, но и в целом для сохранения национальной памяти о подвиге наших предков. Геннадий Кретинин подтверждает это примером из истории своей семьи.
«Мой отец Кретинин Виктор Семенович, мой тесть Мешалкин — участники Восточно-Прусской операции 1945 года. Их фотографии представлены в Галерее памяти Калининградского областного историко-художественного музея. Наши внуки об этом знают, должны знать и правнуки. Более того, подобные галереи будут создаваться и в память о героях специальной военной операции. Именно наши дети и внуки своими подвигами будут способствовать сохранению исторической памяти о героях «былых времен» и сегодняшних продолжателях. Предлагаемый историко-патриотический проект, вне всякого сомнения, поможет сформировать глубокое уважение и гордость к своей стране и ее истории», — считает эксперт.
С чего все началось
Великая Отечественная война… У разных поколений ее вехи вызывают разные чувства — у людей постарше льются слезы и ком стоит в горле, а молодежь спокойно вспоминает прошлогоднее участие в «Бессмертном полку» вперемежку с обрывками из уроков истории. Но как же «Никто не забыт и ничто не забыто» и «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…»? Ведь и президент постоянно подчеркивает, насколько важно сегодня помнить и продолжать рассказывать о Великой Отечественной войне, говорит инициатор и руководитель проекта «Великая Отечественная война в VR» Олег Багуль.
«Учитывая события, которые сегодня в мире творятся, патриотическое воспитание вышло на первое место. Я начал работать с источниками, столкнулся с VR, два раза ездил в Москву, в Сколково изучал эту сферу, понял, что VR у нас не развивается в полной мере и что наш проект можно использовать как технологию именно для историко-патриотического воспитания. В принципе, никто такого никогда не делал. Все, что создавали до этого, — 3–5-минутные видео, у нас же будет шесть фильмов по 20 минут. И вот, с конца прошлого года мы этим проектом занимаемся. Подали заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив. Это будет один из первых в России полноценных историко-патриотических VR-проектов», — рассказывает Олег Багуль.
«Проект «Великая Отечественная война в VR» открывает уникальные возможности для изучения и понимания нашей истории. Это позволит не только увидеть, но и почувствовать атмосферу военного времени. Мы уверены, что именно такой подход к образованию поможет привлечь внимание молодого поколения к национальной памяти, сохранить и передать знания о героическом прошлом нашей страны!» — добавляет генеральный директор ООО «УЦ ДПО «Балтийский» Евгения Назарова.
Что дальше
Премьеры проекта «Великая Отечественная война в VR» ждут уже 7000 детей и подростков в Калининградской области. В учебном центре VR-проектов «Балтийский» расписан календарный план выездов на 2024 год. Следующим этапом станет выход на российский рынок, чтобы важность истории Великой Отечественной могли прочувствовать максимальное количество ребят по всей стране.
https://vk.com/public220993811
Реклама. ООО «УЦ ДПО «Балтийский». ОГРН 1223900007242