Новости партнеров , Калининград ,  
0 

Какую пользу приносят кассовые чеки бизнесу X5 Group

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik
Как ОФД билайн помогает крупнейшему российскому ретейлеру обрабатывать почти миллиард чеков ежемесячно, корректно начислять баллы лояльности для 72,5 млн пользователей и автоматизировать расчёты с арендодателями.

Каждый день в магазинах пробивают миллионы чеков. Покупатели привыкли, что бумажный или электронный чек — это просто подтверждение покупки, он нужен при возврате или обмене товара. Но для бизнеса информация с контрольно-кассовых аппаратов — гораздо больше, чем просто цифры для отчетности перед Федеральной налоговой службой (ФНС). Рассказываем, как сервис ОФД билайн помогает X5 Group повышать эффективность бизнес-процессов.

«Одно окно» для миллиардов чеков

Оператор фискальных данных (ОФД) билайн — это сервис обработки, хранения и передачи фискальных данных. Он позволяет автоматически отправлять электронные чеки покупателям, а также проверять подлинность кассовых документов. Сегодня к ОФД билайн подключено более 100 000 касс, через которые ежедневно проходят примерно 25 млн чеков. Сервисом пользуются не только сторонние компании, но и сам билайн.

Одним из первых клиентов ОФД билайн в 2018 году стал крупнейший российский ретейлер X5 Group, под управлением которого находятся более 22 000 магазинов сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», онлайн-гипермаркет Vprok.ru и ряд других бизнесов.

«Наши объемы требовали особого уровня сервиса и обслуживания. Изначально нам приходилось задействовать несколько операторов фискальных данных одновременно. Но это было неудобно, и мы продолжали искать централизованное решение. Поскольку X5 давно сотрудничал с билайном по разным проектам, мы решили обратиться к команде ОФД билайн», — рассказывает Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса X5 Group.

По запросу X5 Group команда «билайн бизнес» в кратчайшие сроки реализовала более 80 доработок и превратила сервис передачи фискальных данных в инструмент для повышения эффективности бизнеса. Программное обеспечение было создано в течение года, «переезд» провели за шесть месяцев. Над проектом работала отдельная команда, которая и сегодня продолжает заниматься разработкой, тестированием и эксплуатацией системы, а также поддержкой пользователей.

Надежно, как в сейфе

Чтобы обеспечить максимальную безопасность обработки, передачи и хранения кассовых данных, «билайн бизнес» разместил решение для X5 Group в закрытом контуре на базе собственной инфраструктуры. Все задействованные серверы работают в зашифрованном режиме в соответствии с требованиями лицензии ФСБ, а связь между сервисом ОФД билайн и кассами ретейлера поддерживается через выделенный канал связи между центром обработки данных (ЦОД) билайн и ЦОД X5 Group.

Также была разработана расширенная система учета пользователей, благодаря которой в режиме реального времени служба информационной безопасности X5 Group может отслеживать все входы и действия внутри сервиса ОФД.

«Для X5 Group мы создали сервис, в котором информация хранится как в сейфе, и при этом он остается максимально удобным для пользователей. За счет интеграции с системой авторизации ретейлера (ADFS) сотрудники используют для входа в личный кабинет ОФД билайн корпоративные учетные записи и давно считают сервис своим, внутренним, — комментирует Алексей Панков, руководитель сервиса ОФД билайн, ПАО «ВымпелКом».

С точностью до копейки

В личном кабинете ОФД билайн сотрудники X5 Group видят все проведенные чеки и информацию по кассам, могут формировать отчеты за разные периоды. Но этим возможности сервиса не ограничиваются. Данные ОФД билайн — это достоверная информация о транзакциях по оплате товаров или услуг, которую X5 использует для сверки с другими внутренними информационными системами.

Так, команда «билайн бизнес» интегрировала сервис ОФД с программой лояльности Х5 Group, которая насчитывает более 72,5 млн участников. Решение позволяет проверять достоверность транзакции в режиме онлайн и начислять баллы только за реальные покупки.

Еще одна интересная функция — автоматизированная сверка данных ОФД билайн с информацией в учетных системах ретейлера, которая помогает моментально выявить возможные расхождения. Например, если во внутренней системе указана выручка по региону 1 млн рублей, а через ОФД прошла сумма 1,1 млн рублей, сотрудники X5 могут быстро найти магазин, где возникло несоответствие. Для этого ОФД билайн предоставляет информацию по разным сегментам: регионам, кластерам, торговым сетям, магазинам, отдельным кассам.

Чеки для расчета аренды

Другая сфера, где ОФД билайн помогает повышать эффективность бизнес-процессов X5 Group, — расчеты с арендодателями (торговыми центрами, владельцами помещений).

После пандемии на рынке коммерческой недвижимости распространился новый подход к определению стоимости аренды — в зависимости от оборота торговых точек, а не площади занимаемого помещения.

«Просто дать доступ к личному кабинету в сервисе ОФД неправильно, поскольку кассовые чеки содержат не только информацию о товарах, ценах, скидках, но иногда и данные, по которым можно идентифицировать покупателей. Поэтому команда ОФД билайн разработала по нашему запросу специальный личный кабинет для арендодателей. Сотрудники X5 Group выбирают по ИНН собственника помещения и настраивают, какие агрегированные данные он увидит. Таким образом, арендодатель получает достоверные данные именно в том объеме, который необходим для расчета стоимости аренды помещения торговой точки», — объясняет Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса X5 Group.

Новые вызовы и возможности

Рост объема данных, которые проходят через кассовые аппараты, — один из основных вызовов, которые фискальные сервисы решают вместе с рынком ретейла. Сегодня ОФД билайн передает не только данные о покупках в Федеральную налоговую службу, но и информацию в систему «Честный знак», которая отслеживает производство и продажу молочных продуктов, питьевой воды, парфюмерии и других товаров. В одном чеке в среднем пять маркированных позиций, и по мере распространения маркировки на новые категории объем передачи данных продолжает расти.

Также дополнительные данные в чеки добавляют и сами ретейлеры. Так, X5 Group планирует запустить сервис персонализированных чеков, чтобы указывать в них информацию о баллах, накопленных в программе лояльности, и индивидуальные предложения для покупателей.

«ОФД билайн — полностью российская разработка, которая скоро будет внесена в Единый реестр отечественного программного обеспечения. Благодаря интересным бизнес-задачам, которые ставят перед нами крупнейшие клиенты, как X5 Group, сервис постоянно развивается и растет вместе с рынком. Например, до конца 2023 года мы планируем сделать бесшовную интеграцию ОФД и облачных касс для интернет-торговли, служб доставки и вендинга. Клиенты смогут заходить в личный кабинет и пользоваться одновременно двумя сервисами», — комментирует Максим Зайков, исполнительный вице-президент по корпоративному бизнесу ПАО «ВымпелКом».

Реклама. ПАО «ВымпелКом», подробнее на сайте beeline.ru