Каждый день в магазинах пробивают миллионы чеков. Покупатели привыкли, что бумажный или электронный чек — это просто подтверждение покупки, он нужен при возврате или обмене товара. Но для бизнеса информация с контрольно-кассовых аппаратов — гораздо больше, чем просто цифры для отчетности перед Федеральной налоговой службой (ФНС). Рассказываем, как сервис ОФД билайн помогает X5 Group повышать эффективность бизнес-процессов.
«Одно окно» для миллиардов чеков
Оператор фискальных данных (ОФД) билайн — это сервис обработки, хранения и передачи фискальных данных. Он позволяет автоматически отправлять электронные чеки покупателям, а также проверять подлинность кассовых документов. Сегодня к ОФД билайн подключено более 100 000 касс, через которые ежедневно проходят примерно 25 млн чеков. Сервисом пользуются не только сторонние компании, но и сам билайн.
Одним из первых клиентов ОФД билайн в 2018 году стал крупнейший российский ретейлер X5 Group, под управлением которого находятся более 22 000 магазинов сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», онлайн-гипермаркет Vprok.ru и ряд других бизнесов.
«Наши объемы требовали особого уровня сервиса и обслуживания. Изначально нам приходилось задействовать несколько операторов фискальных данных одновременно. Но это было неудобно, и мы продолжали искать централизованное решение. Поскольку X5 давно сотрудничал с билайном по разным проектам, мы решили обратиться к команде ОФД билайн», — рассказывает Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса X5 Group.
По запросу X5 Group команда «билайн бизнес» в кратчайшие сроки реализовала более 80 доработок и превратила сервис передачи фискальных данных в инструмент для повышения эффективности бизнеса. Программное обеспечение было создано в течение года, «переезд» провели за шесть месяцев. Над проектом работала отдельная команда, которая и сегодня продолжает заниматься разработкой, тестированием и эксплуатацией системы, а также поддержкой пользователей.
Надежно, как в сейфе
Чтобы обеспечить максимальную безопасность обработки, передачи и хранения кассовых данных, «билайн бизнес» разместил решение для X5 Group в закрытом контуре на базе собственной инфраструктуры. Все задействованные серверы работают в зашифрованном режиме в соответствии с требованиями лицензии ФСБ, а связь между сервисом ОФД билайн и кассами ретейлера поддерживается через выделенный канал связи между центром обработки данных (ЦОД) билайн и ЦОД X5 Group.
Также была разработана расширенная система учета пользователей, благодаря которой в режиме реального времени служба информационной безопасности X5 Group может отслеживать все входы и действия внутри сервиса ОФД.
«Для X5 Group мы создали сервис, в котором информация хранится как в сейфе, и при этом он остается максимально удобным для пользователей. За счет интеграции с системой авторизации ретейлера (ADFS) сотрудники используют для входа в личный кабинет ОФД билайн корпоративные учетные записи и давно считают сервис своим, внутренним, — комментирует Алексей Панков, руководитель сервиса ОФД билайн, ПАО «ВымпелКом».
С точностью до копейки
В личном кабинете ОФД билайн сотрудники X5 Group видят все проведенные чеки и информацию по кассам, могут формировать отчеты за разные периоды. Но этим возможности сервиса не ограничиваются. Данные ОФД билайн — это достоверная информация о транзакциях по оплате товаров или услуг, которую X5 использует для сверки с другими внутренними информационными системами.
Так, команда «билайн бизнес» интегрировала сервис ОФД с программой лояльности Х5 Group, которая насчитывает более 72,5 млн участников. Решение позволяет проверять достоверность транзакции в режиме онлайн и начислять баллы только за реальные покупки.
Еще одна интересная функция — автоматизированная сверка данных ОФД билайн с информацией в учетных системах ретейлера, которая помогает моментально выявить возможные расхождения. Например, если во внутренней системе указана выручка по региону 1 млн рублей, а через ОФД прошла сумма 1,1 млн рублей, сотрудники X5 могут быстро найти магазин, где возникло несоответствие. Для этого ОФД билайн предоставляет информацию по разным сегментам: регионам, кластерам, торговым сетям, магазинам, отдельным кассам.
Чеки для расчета аренды
Другая сфера, где ОФД билайн помогает повышать эффективность бизнес-процессов X5 Group, — расчеты с арендодателями (торговыми центрами, владельцами помещений).
После пандемии на рынке коммерческой недвижимости распространился новый подход к определению стоимости аренды — в зависимости от оборота торговых точек, а не площади занимаемого помещения.
«Просто дать доступ к личному кабинету в сервисе ОФД неправильно, поскольку кассовые чеки содержат не только информацию о товарах, ценах, скидках, но иногда и данные, по которым можно идентифицировать покупателей. Поэтому команда ОФД билайн разработала по нашему запросу специальный личный кабинет для арендодателей. Сотрудники X5 Group выбирают по ИНН собственника помещения и настраивают, какие агрегированные данные он увидит. Таким образом, арендодатель получает достоверные данные именно в том объеме, который необходим для расчета стоимости аренды помещения торговой точки», — объясняет Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса X5 Group.
Новые вызовы и возможности
Рост объема данных, которые проходят через кассовые аппараты, — один из основных вызовов, которые фискальные сервисы решают вместе с рынком ретейла. Сегодня ОФД билайн передает не только данные о покупках в Федеральную налоговую службу, но и информацию в систему «Честный знак», которая отслеживает производство и продажу молочных продуктов, питьевой воды, парфюмерии и других товаров. В одном чеке в среднем пять маркированных позиций, и по мере распространения маркировки на новые категории объем передачи данных продолжает расти.
Также дополнительные данные в чеки добавляют и сами ретейлеры. Так, X5 Group планирует запустить сервис персонализированных чеков, чтобы указывать в них информацию о баллах, накопленных в программе лояльности, и индивидуальные предложения для покупателей.
«ОФД билайн — полностью российская разработка, которая скоро будет внесена в Единый реестр отечественного программного обеспечения. Благодаря интересным бизнес-задачам, которые ставят перед нами крупнейшие клиенты, как X5 Group, сервис постоянно развивается и растет вместе с рынком. Например, до конца 2023 года мы планируем сделать бесшовную интеграцию ОФД и облачных касс для интернет-торговли, служб доставки и вендинга. Клиенты смогут заходить в личный кабинет и пользоваться одновременно двумя сервисами», — комментирует Максим Зайков, исполнительный вице-президент по корпоративному бизнесу ПАО «ВымпелКом».
Реклама. ПАО «ВымпелКом», подробнее на сайте beeline.ru