Компетенция , Калининград ,  
0 

Ритейл Калининграда решает проблему кадров с помощью новых инструментов

Ритейл Калининграда решает проблему кадров с помощью новых инструментов
Дефицит персонала в российском ритейле растёт. По итогам 2023 года нехватка сотрудников увеличилась на 25%.

Маркетологи сервиса Superjob отмечают, что в первую очередь на рынке труда ощущается нехватка администраторов, продавцов-консультантов и кассиров торговых сетей. Калининградские работодатели ритейл-сегмента, пытаясь решить кадровую проблему, не только идут на увеличение зарплат, но и предлагают различные нововведения.

На фоне активного прихода в регион федеральных сетей нужно не только суметь привлечь сотрудников, но и удержать их, отмечает в разговоре с РБК Калининград директор по персоналу сети «Spar-Калининград» Елена Суслова. Для этого розничная сеть стала предлагать своим работникам новые инструменты — такие, как биржа смен и гибкий график.

«У каждого сотрудника есть личный кабинет, в котором доступен его основной график и есть возможность откликнуться на подработки — открытые смены в других магазинах. Что в совокупности с внешним персоналом и самозанятыми создает Uber-подобную систему, в которой магазин делает заказ, и его видит максимальное количество потенциальных исполнителей. При этом соблюдается суммированный учет для штатных сотрудников, а среди внешних исполнителей смены доступны только тем, кто подходит под наши требования — как, например, наличие медкнижки и опыта работы в ритейле. Основной инструмент контроля качества работы внешних совместителей является рейтинг, который исполнители получают после каждой отработанной смены», — поясняет Елена.

Гибкий график, по словам HRD, один из главных плюсов биржи смен. Человек может выйти на полдня или на полную смену в любой день, когда ему удобно. В приложении можно самостоятельно управлять своим графиком, а значит, и заработком.

Внедрение этого инструмента стало одним из этапов проекта по повышению производительности труда, который «Спар-Калининград» реализует совместно с департаментом консалтинга компании «Верме».

«Гибкое управление и точный расчет потребности в персонале позволили нам высвободить часть неэффективных часов, а следовательно, делать тот же товарооборот меньшими затратами. Эту дельту мы можем инвестировать в дополнительные смены в часы-пик, когда нам не хватает сотрудников, обеспечив покупателей качественным сервисом, а продавцов и кассиров — дополнительными сменами. Благодаря этому мы можем повысить сервис в магазинах и увеличить доход наших людей, — говорит Елена. — У нас сейчас в каждом дворе по два-три магазина. Как еще оставаться номером один, если не благодаря сервису?»

По мнению региональных экспертов в сфере консалтинга, конкуренция за персонал — проблема, присущая всему калининградскому бизнесу в целом. Чтобы соответствовать требованиям соискателя, работодатели вынуждены поднимать зарплату и могут это сделать как раз за счет оптимизации бизнес-процессов. Крупным торговым сетям консалтинг также рекомендует инструменты по грамотному распределению операций в магазинах между внутренним и внешним персоналом.

«В прошлом году мы запустили отдельный проект с «Моей сменой» по сотрудничеству с самозанятыми. Магазины открывают заявку, самозанятый откликается, приходит и выполняет определенную работу, получая в конце смены рейтинг. Если отзывы о его работе будут плохими, то его больше не пригласят», — рассказывает HR-директор.

Еще одним инструментом повышения укомплектованности и уровня сервиса в магазинах стал проект «Вахта», позволяющий работать в калининградских магазинах жителям Черняховска, Гусева, Нестерова. Им предоставляется питание, жилье, компенсация проезда, а также каждый сотрудник может получить по запросу еженедельный аванс, который он заработал.

«Мы активно привлекаем студентов на временную работу в летний период. Более 100 молодых специалистов получили первый опыт в 2023 году. В этом году мы обязательно будем расширять эту программу, привлекая в том числе студенческие отряды. Эта категория сотрудников также пользуется нашим корпоративным приложением «Верме», и многие из них продолжают работать после летних каникул по индивидуальному графику — по вечерам либо в свободные от учебы дни. Студентам у нас нравится работать, так как мы принимаем их новые тренды и требования к работодателю. Со своей стороны «Spar-Калининград» предлагает современный подход к организации рабочего процесса и мотивирует их на длительные трудовые отношения, в том числе нематериально: мы каждый сезон разыгрываем всевозможные конкурсы и подводим регулярные рейтинги для студентов и молодежи Калининградской области», — уточняет Елена.

Как писал РБК Калининград, по мнению руководителя консалтинга Verme Дмитрия Филимонова, Калининград — специфический регион, в котором персонала не так много в принципе. Поэтому вовлечение самозанятых и создание возможностей для релокации сотрудников из близлежащих городов — логичный ответ на вызовы рынка.

«Нужно как-то сделать так, чтобы люди пошли на работу к тебе, а не к конкуренту. Это особенно актуально на фоне захода федеральных сетей в регион. И здесь мы помогаем выстроить бизнес-процесс за счет внедрения таких инструментов, к примеру, как биржа смен — удобный гибкий график и более выгодные и гибкие условия для подработки, позволяющие выходить на работу из соседних торговых сетей», — прокомментировал он.

Подробнее на РБК.