С 1 сентября 2026 года все участники перевозок в России обязаны перейти на электронные транспортные накладные (ЭТрН). Это решение закреплено в принятом Госдумой законопроекте № 682527-8, вносящем изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Переход на ЭТрН — часть масштабной реформы, направленной на повышение прозрачности и контроля в сфере перевозок, снижение издержек и цифровизацию документооборота.
Что такое ЭТрН?
ЭТрН — это цифровой аналог бумажной транспортной накладной. Она фиксирует факт перевозки груза, расходы на транспортные услуги и подтверждает договор между участниками перевозки.
Вместе с ЭТрН будут использоваться и другие электронные документы: заказ-заявка, путевой лист, экспедиторские документы. Все они будут оформляться, подписываться и передаваться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Кого затронут изменения?
Закон касается всех участников грузоперевозок — независимо от сферы деятельности:
- грузоотправителей (производственные предприятия, дистрибьюторы, оптовики),
- грузополучателей (юридические и физические лица, склады, розничные сети),
- перевозчиков (транспортные компании, логистические операторы).
С сентября 2026 года оформление бумажных накладных станет исключением — они останутся только для отдельных видов грузов.
Как изменятся бизнес-процессы?
Для всех компаний, вовлечённых в перевозки, ключевой задачей станет организация электронного обмена документами. Необходимо:
1. Настроить интеграцию с другими участниками перевозки.
2. Подобрать IT-решение для ЭДО.
3. Начать тестирование до даты обязательного перехода, чтобы избежать сбоев.
Переход на ЭТрН можно реализовать быстро и безболезненно с помощью сервиса 1С-ЭПД (16+), который обеспечивает полный цикл работы с электронными перевозочными документами.
Преимущества 1С-ЭПД:
- Безопасность. Повышение прозрачности перевозок и снижение рисков незаконных схем.
- Экономия. Сокращение расходов на бумагу и печать до 70%.
- Скорость. Подготовка документов сокращается с 15–45 минут до нескольких минут.
- Минимизация ошибок. Автоматическое заполнение реквизитов и проверка данных.
- Сохранность. Все документы хранятся в электронном архиве и доступны в режиме реального времени.
Сервис полностью соответствует требованиям законодательства, обеспечивает юридическую значимость документов и интегрируется с ГИС ЭПД через оператора Калуга Астрал.
Новая роль экспедиторов
Отдельное внимание уделено деятельности экспедиторов. Уже с 1 сентября 2025 года:
- экспедитор становится обязательным участником перевозки;
- все экспедиторские документы переводятся в электронный формат;
- их необходимо направлять в ГИС ЭПД.
С 1 марта 2026 года заработает реестр транспортно-экспедиторской деятельности на цифровой платформе «ГосЛог». Экспедиторы обязаны подать уведомление о своей деятельности до 1 мая 2026 года.
16+
Реклама. Рекламодатель ООО «1С: Северо-Запад», 1c.ru, erid: 2SDnjc32uGj