Главы региональных компаний рассказали о своих методах и стратегиях.
Андрей Кохан, руководитель Калининградского офиса ПСБ
ПСБ действует в интересах тех, кому может не хватить ресурсов в этот непростой период. Поэтому мы запустили целый пакет мер поддержки бизнеса под названием #ПСБдляМСБ.
В настоящее время Калининградский офис ПСБ обеспечивает расчетно-кассовое обслуживание для компаний, ведущих строительство Модульного инфекционного центра в регионе. Мы уверены, что строительство завершится вовремя, и реализация данного проекта будет способствовать минимизации последствий пандемии.
Компаниям из отраслей, которые отнесены к пострадавшим, мы предоставляем реструктуризацию задолженности сроком до трех месяцев и кредитные каникулы до шести месяцев.
При снижении оборотов таким компаниям сервисное обслуживание по эквайрингу мы предоставляем бесплатно и не взимаем комиссию за ведение расчетного счета с 1 апреля по 31 мая. Мы возмещаем в апреле фиксированные комиссии за эквайринг, которые были списаны у компаний в марте.
Мы подключились к программе по льготному кредитованию на выплату зарплат сотрудникам компаний, пострадавших в период пандемии — под 0% с отсрочкой первого платежа на полгода. Для подачи заявки нужно лишь два документа: сведений о застрахованных лицах и выписки из интернет-банка (или — карточку 51 счета из 1С). Офис банка посещать не требуется, услуга оформляется дистанционно. При одобрении кредита деньги придут на счет в течение 24 часов. Сейчас в Калининградской области уже получено заявок на 8,3 млн рублей, из которых половина — одобрена, остальные — на рассмотрении.
Являясь одним из лидеров на рынке ипотечного кредитования, ПСБ поддерживает инициативу, направленную на стимулирование строительного сектора экономики и помощь населению. Мы со своей стороны готовы сделать дополнительные шаги — и выдавать кредиты по более низкой ставке, чем предусмотрено госпрограммой — 6% годовых в рублях до 15 мая.
Удаленные сервисы были нашей сильной стороной и до пандемии — через мобильное приложение и многофункциональный интернет-банк клиенты ПСБ совершают основную массу операций. И мы продолжаем адаптироваться: процедура реструктуризации кредита организована в удаленном режиме. Решения по каждому из клиентов принимаются индивидуально.
Новые клиенты избавлены от необходимости визита в офис — наши выездные менеджеры сделают все необходимые процедуры по открытию счета быстро и безопасно.
Мы напоминаем нашим клиентам, что готовы рассматривать каждую ситуацию индивидуально и оперативно.
Будем здоровы — будем сильны.
Андрей Горохов, совладелец бренда «Мирамистин», основатель индустриального парка «Экобалтик»
В таких форс-мажорных ситуациях приходит время объединяться государству и бизнесу и обществу. Все должны помогать друг другу, работать вместе. Приятно видеть, что многие предприниматели помогают людям с покупкой лекарств, продуктов. Я лично как частное лицо помогаю волонтерским организациям, даю антисептики, маски. Запустили акцию «социальная цена» в аптеках региона. Это составные задачи бизнеса. А бизнесу, в свою очередь, тоже нужна помощь, безусловно.
Сегодня калининградские предприниматели помогают не только гражданам, но и другим предпринимателям. Даже рестораны стали покупать у конкурентов боксы с едой, началось движение «покупай местное». Такое объединение — правильная реакция на кризис. То есть вынужденную потерю прибыли. Но как бизнесу, в свою очередь, может помочь государство? Я занимаюсь фармацевтикой. Она как часть системы здравоохранения будет в приоритете, ведь лекарственная безопасность важна не меньше, чем безопасность продовольственная, защита граждан от различных угроз, военная безопасность. Государство начинает координироваться с фармпроизодителями, чтобы решать стратегическую задачу: как обеспечить граждан лекарствами. Это не госплан, но элементы планирования, распределения ответственности обязательно возникнут. И, кстати, не только в фарме.
Надо понимать, что импортозамещение, сокращение глобальных производственных цепочек, раскиданных по всему миру — это главный экономический тренд на долгие годы. Я вижу две модели поведения государства для решения этих задач. Первое — мобилизация средств самого бизнеса, создание стимулов, чтобы он строил новые мощности, закупал оборудование, в общем, модернизировал экономику и вытаскивал ее из кризиса.
В этом случае государство может вводить инвестиционные льготы, как это было в западном Берлине. Я изучал опыт этого анклава когда-то. То есть можно вводить льготы по налогам на доходы будущих периодов. В этом случае все инвестиционные проекты бизнес финансирует сам. А взамен, если его продукт успешно вышел на рынок, показал прибыль, бизнес списывает свои инвестиционные затраты с налогов на прибыль и дивиденды. У нас в Калининградской особой экономической зоне этот механизм проявляет себя достаточно эффективно. Но в рамках ОЭЗ, только для резидента. А проблема в том, что наша передовая ОЭЗ «съела» остальной бизнес, который этих льгот лишен. Я бы распространил принцип льготирования инвестиций из налогов на доходы будущих периодов на всех предпринимателей, которые вкладываются в производство.
Вторая модель государственной помощи бизнесу — финансовая помощь, дешевые кредиты, субсидии, госгарантии по рынкам сбыта товаров и услуг. Это может применяться при реализации больших стратегических проектов: при создании той же фармацевтической инфраструктуры, которая отвечает новым национальным приоритетам. То есть государство прямо включается в работу, в ситуации, когда своими силами бизнес не справится. Уточню, что сейчас я говорю о крайних моделях. На самом деле разные решения могут комбинироваться друг с другом.
Наши с партнерами предприятия как резиденты ОЭЗ пользуются налоговыми льготами. Мы отстроили новые заводы, у нас большие планы инвестиционные, но эта работа существенно бы ускорилась, если бы мы имели доступ к льготным инвестиционным кредитам. Если бы государство четко осознавало внутри себя: «нам нужны такие-то и такие-то мощности, там и там-то, мы можем опереться на таких-то таких-то производителей, предоставить им такой-то пакет конкретных стимулов, выбрав из всей палитры льгот и преференций». Нужна постановка национальной задачи, понятная система по их механизмам реализации. Я уверен, что после пандемии последует ориентировка на нацпроекты, потому что мы понимаем, что у нас угроза такая может быть, которая такое количество смертей приносит, что войны некоторые не приносят. Поэтому здесь мы должны посмотреть, что у нас было в прошлом хорошего и закладывать основу будущего. Но само государство не справится, если не привлечет бизнес. А его нужно привлекать в режиме «Льготы против инвестиций».
Анна Хлевтова, директор филиала МТС в Калининградской области
Введение карантинных мер и режима самоизоляции на фоне распространения COVID-19 привело к тому, что многие компании, работающие офлайн, оказались в сложном положении. При этом отмечается повышенный спрос на онлайн-услуги. Перевести, например, часть бизнеса в онлайн не так сложно, как кажется. Сайты и страницы в социальных сетях есть у большинства современных компаний, поэтому первой и главной задачей бизнеса будет информирование клиентов о новых способах приобретения товаров или услуг.
Наш сервис «МТС Маркетолог» поможет настроить умную таргетированную рекламу. Технология работает на основе Big Data, что позволяет наладить максимально адресную коммуникацию, а значит сократить расходы и повысить эффективность сообщений. Чтобы настроить кампанию, не нужно привлекать дополнительных сотрудников и агентства.
Следующая задача, которую нужно будет решить бизнесу: не потеряться в заявках на заказы, особенно когда ваши сотрудники «на удаленке». Для этого можно подключить номер горячей линии «8 800» вместе с автоматической координацией звонков, это позволит сэкономить время и нервы — наверное, самые важные ресурсы сегодня. А оптимизировать работу разъездных сотрудников просто, отслеживая их местоположение на карте в режиме «онлайн». Сервис, который называет «Мобильные сотрудники» помогает менеджерам формировать удобные маршруты и избегать переработок курьеров.
Отдельно хочу поддержать компании, которые продолжают оказывать офлайн-услуги населения. Им сегодня приходится непросто: из-за общей суеты, люди уже не уверены работают ли привычные магазины или нет, из-за этого отток клиентов только увеличивается. Чтобы поддержать такие компании, на прошлой неделе мы запустили интерактивную карту «Мнеблизко». Это онлайн-ресурс, где предприниматели могут сообщить об услугах, которые они продолжают оказывать, например, о доставке еды или проведении онлайн-уроков и тренировок. Для бесплатного включения в карту калининградские предприниматели могут оставить на сайте заявку.
Павел Погребняков, генеральный директор ООО «Амперетекс»
Чем чаще происходят кризисы, тем сильнее мы закалены. В нынешней ситуации как никогда важно сохранять ясность мышления. Самое главное сейчас — перестать бояться и найти пути для развития. Многих затронул этот кризис, и предприниматели столкнулись с одинаковыми проблемами: выручки нет, но есть необходимость платить заработную плату, налоги, аренду.
Пройдя уже не один кризис, сейчас мы осознанно строим ту компанию, которая будет проходить подобные испытания с наименьшими затратами. Изначально каждому сотруднику для работы мы приобретали не стационарный компьютер, а ноутбук. По моему плану сотрудники должны были работать в парках, на пляже и на даче, сегодня все эффективно работают из дома, используя облачные технологии. У нас нет штатных юристов и бухгалтеров — все на аутсорсинге. Такая схема позволяет уменьшить риски, связанные с возможной оптимизацией фонда оплаты труда. В строящемся предприятии процессы также максимально автоматизированы, что в будущем позволит нам обойтись меньшей офисной площадью и повысить устойчивость техпроцесса к возможным ограничениям трудовой деятельности, как сегодня.
Плюс мы значительно пересмотрели все наши затраты. Сегодня мир стоит на пороге новой эпохи, и преодоление кризиса в среднесрочной перспективе обязательно сдвинет экономику вперед, но сейчас всем будет сложно, и это движение вперед может обойтись очень дорого. Всем необходимо пересмотреть свои затраты. Во главу угла поставить разумное потребление. И это касается не только изменений в экономике, домохозяйстве и бизнесе, но и трансформации сознания каждого из нас. Сейчас технологии, которые создают максимальный комфорт и при этом тратят меньшее количество энергии будут востребованы как никогда.
Несколько лет назад все столкнулись с энергоэффективной «LED революцией», и несмотря на то, что изначально светодиоды были дороги и не всегда эффективны, теперь без них сложно представить себе экономию. Технологии «Ампертекс» также позволят экономить до 60% затрат на электричество, зайти в те сферы, где нагрев был невозможен. Сегодня кризис закрывает дверь перед одними, но открывает «окно возможностей» перед другими. Однако предприниматели, которые «трезво» мыслят и не боятся действовать, смогут снизить риски и использовать ситуацию во благо, посмотрев на свой бизнес со стороны и перестав таскать за собой тот самый пресловутый «чемодан без ручки».
22 апреля 2020 год