Наталья Козлова, директор операционного офиса «Райффайзенбанка» в Калининграде
— Текущая ситуация наглядно продемонстрировала, что курс на цифровую трансформацию, который «Райффайзенбанк» взял три года назад, полностью оправдан. В частности, благодаря бизнес-процессу и технологиям, реализованным еще в 2018 году, около 80% сотрудников по всей стране были оперативно переведены на удаленный формат работы. При этом такие масштабные изменения не отразились на доступности инструментов и сервисов банка для клиентов. Мы готовы как и раньше оказывать услуги через удобные для них каналы.
Мы видим, что дистанционное решение финансовых вопросов — один из приоритетов предпринимателей. Действующие онлайн-сервисы позволяют решить большинство вопросов удаленно. Например, напрямую из личного кабинета предприниматели могут бесплатно выпустить квалифицированную электронную подпись, сформировать и направить декларацию в налоговую; рассчитать и оплатить страховые взносы и т. п. Освоить новые инструменты помогают специалисты банка, которые в дистанционном режиме проводят консультации для клиентов.
В рамках пакета антикризисных мер мы расширили перечень услуг, доступных без посещения отделения. Так, компании могут удаленно открыть счет в «Райффайзенбанке», оформить и получить бизнес-карту, заказать необходимые справки и т. п. Весь документооборот происходит в электронном виде, а также с помощью штатных курьеров.
При этом мы понимаем, что сейчас как никогда важна гибкость в управлении финансами компании. Поэтому до сентября на всех тарифных планах отключена плата за использование мобильного приложения для малого бизнеса. Это позволит предпринимателям управлять финансами компании в любом удобном месте без дополнительных затрат.
К слову, до конца мая мы также отменили стандартную для финансового рынка России комиссию за досрочное погашение кредита для небольших компаний. Если же организация столкнулась со сложностями в обслуживании кредита, получить кредитные каникулы или провести реструктуризацию займа по упрощенной процедуре тоже можно онлайн.
Такой комплекс мер позволяет малому бизнесу оптимизировать расходы и решить основные финансовые вопросы, не выходя из дома, что сегодня особенно актуально.
Анна Хлевтова, руководитель филиала «МТС» в Калининградской области
— Режим самоизоляции повлиял на жизненный уклад людей и бизнеса. Изменились модели поведения людей, возникли другие требования к инфраструктуре и стилю жизни. Возвращение к старому и привычному укладу вряд ли возможно, компаниям и городским властям нужно будет приспособиться к этому новому миру. Одним из самых заметных изменений уже стал удаленный формат работы, который внедрили большинство компаний. Мы видим, что для офисных сотрудников он оказался вполне жизнеспособен. Очевидно, что и после окончания карантина не все вернутся на привычные рабочие места: компании смогут экономить на аренде и ФОТ, нанимая сотрудников из других регионов, а работники смогут больше времени посвящать своим близким и саморазвитию. В то же время отсутствие необходимости ехать в деловые центры даст толчок к развитию районов и разгрузит центральные улицы.
Чтобы поймать нужную волну, бизнес и власть будут чаще обращаться к Big Data и искусственному интеллекту. Обезличенный анализ данных позволяет понять, где не хватает школ, детских садиков, продовольственных магазинов и других важных социальных объектов, как перераспределить транспортные потоки, графики и маршруты движения общественного транспорта.
А геоаналитика позволит быстро выявить новые модели поведения и поможет построить более точные прогнозы по популярности общественных пространств и городских объектов. Мы уже сейчас наблюдаем возрастающий интерес к этой услуге и уверены, что спрос в ближайшие несколько лет только увеличится. И это станет важным инструментом для комплексного развития города совместными усилиями государства, бизнеса и общественных организаций.
Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу
— Пандемия фактически изменила правила игры на рынке труда. Если в начале года большинство экспертов сходились во мнении, что сейчас время соискателей, поскольку усиливался дефицит кадров по ряду профобластей, ускорялась гонка за молодыми умами, способными стать катализатором инноваций в компаниях, работодатели думали, как не только привлечь, но и удержать, замотивировать, вовлечь людей в жизнь и работу предприятий, — то сейчас ситуация иная, и это очевидно всем.
Во-первых, кардинальным образом изменилась сама структура рынка труда. В лидерах по числу открытых вакансий в Калининградской области на hh.ru всегда были продажи и ИТ. В текущих реалиях спрос на специалистов из сфер продаж по-прежнему высок (25% от всех предложений о работе в апреле), но в пятерке самых востребованных теперь представители профобластей производства (14%), медицины и фармацевтики (13%), строительства (12%), а ИТ и телекоммуникации замыкают этот условный рейтинг (11%). И дело не в том, что бизнесу стали вдруг не нужны программисты, разработчики, тестировщики или Data Scientists, просто водораздел между теми, кто пострадал от последствий коронавируса в большей степени, и теми, кто может быстро восстановиться, будет расти.
Да, сейчас рынку труда скорее нужны рабочие руки — речь идет о логистах, водителях-экспедиторах, складских рабочих, диспетчерах, операторах call-центров и специалистах службы поддержки, — однако спрос есть и на инженеров различного профиля, digital-маркетологов, аналитиков, бизнес-консультантов, врачей.
Если говорить о будущем, вряд ли будет ежемесячно увеличиваться число вакансий для тех же продавцов-кассиров или фасовщиков-упаковщиков, как это произошло, например, с курьерами, востребованность которых резко выросла в марте и снизилась уже к концу апреля. Будущее за теми профессиями, которые находятся на стыке профессиональных областей — ИТ и медицины, маркетинга и психологии, биологии и инженерии и т. п. Кроме того, с учетом массового ухода бизнеса в онлайн, увеличится популярность специалистов, которые смогут влиять на прибыль компании и эффективность бизнес-процессов дистанционно.
В целом фокус компаний, равно как и работников, на ближайший год понятен: цель одних — максимальное сокращение издержек и выход на рабочие мощности, задача других — не потерять рабочее место даже при условии снижения зарплат.
13 мая 2020 год