Традиционно мероприятие было богато не только всевозможными изделиями лучших мастеров России и других стран, но и деловыми дискуссиями, решением спорных вопросов и разнообразной концертной программой.
Общий курс
Участникам янтарного рынка нужна общая стратегия для эффективного продвижения продукции, подчеркнул губернатор области Антон Алиханов, посетивший форум и лично оценивший разработки мастеров.
«С учетом того, что у нас появился янтарный кластер, маркетинговые стратегии должны быть общими. Мы не должны быть как лебедь, рак и щука. Думаю, что с помощью Российского экспортного центра и возможностей самого кластера, наших региональных усилий, Министерства промышленности и торговли России мы сможем такую стратегию сформулировать и помочь ее реализовать нашим производителям», — подчеркнул глава региона.
Лучшие специалисты
Одна из главных проблем отрасли сегодня — нехватка специалистов. Этой проблеме было посвящено отдельное заседание Amberforum 2019. Выпускники учебных заведений сегодня не всегда соответствуют запросам работодателей, заметила на сессии глава мастерской «Прусский мед» Лана Егорова. Необходимо переломить эту проблему, акцентировала внимание директор Музея янтаря Татьяна Суворова.
Форум помог не только обозначить острый для янтарной сферы вопрос и пути его решения, но и найти готовый ответ. Впервые на площадке форума прошел региональный этап международного отраслевого чемпионата «Молодые профессионалы Worldskills Russia»* в сфере обработки янтаря. Начинающие специалисты все три дня форума создавали различные изделия из солнечного камня. Их работу оценивало жюри из известных профессионалов отрасли. Первые места в профессиональном соревновании получили калининградцы. Первое место заняла Алена Грибкова, сотрудница АО «Янтарный Ювелирпром». На втором — Евгений Новошицкий из компании «Ювелирный дом Алешин». Третью строчку заняла Мария Егорова, студентка ГАУКО «Колледж предпринимательства».
«Продвижение новой для Worldskills International** компетенции «Обработка янтаря» необходимо и крайне важно для развития отрасли», — единогласно заявили калининградские ювелиры, работающие с солнечным камнем.
Сражение за самородки
Впервые за все время аукционов по продаже уникальных самородков, добытых Янтарным комбинатом, цена на лоты повысилась в два-три раза в ходе торгов. Самый дорогой камень был продан за 1,8 млн рублей.
«Я считаю это большим успехом. Видна заинтересованность российских и иностранных покупателей. Причем не только в сырье, но и в изделиях из янтаря», — подчеркнул руководитель коммерческой службы Калининградского янтарного комбината Виталий Кононов.
А в будущем году на юбилейном, пятом, Amberforum планируется расширить аукцион и предложить покупателям порядка 30–40 самородков.
Соглашения о развитии
На форуме Янтарный комбинат, его дочерняя компания «Ювелирпром» и компания «Русские самоцветы» подписали трехстороннее соглашение. Стороны планируют продавать продукцию партнеров в сети своих магазинов и производить совместные ювелирные изделия под общим брендом. Еще один договор подписан с ювелирным заводом «Золотые купола».
Также Янтарный комбинат вступил в Гильдию ювелиров России. Предприятие получило сертификат из рук председателя гильдии Гагика Геворкяна. Это должно помочь отрасли выйти на 100-процентную прозрачность, заявил Геворкян.
«Выиграет потребитель, возрастет доверие к ювелирной продукции, выиграет производитель, будет обеспечена честная конкуренция и, наконец, выиграет государство, так как решится много задач по части налогообложения», — считает руководитель гильдии.
Цифровизация
Внедрение новых технологий должно оптимизировать производственные процессы и помочь в борьбе с ростом контрафакта на янтарном рынке, отдельно отметил глава Янтарного комбината Михаил Зацепин.
«В Москве, в Санкт-Петербурге и в Калининграде огромное количество поддельного янтаря. Подчас это даже не прессованный янтарь, а эпоксидные смолы, которые похожи на янтарь. В этом плане комбинат ставит перед собой задачу — весь камень крупных фракций, который мы добываем и который выходит на продажу, будет маркирован, чтобы отслеживать его не только внутри предприятия, но и за его пределами», — сказал Зацепин.
Подробно о механизме — в специальном репортаже.
Общий праздник
Увидеть произведения лучших мастеров, примерить и приобрести понравившиеся изделия, сделать селфи в многочисленных фотозонах Amberforum могли все желающие. Instagram′ы калининградцев и гостей региона пестрели красочными снимками ювелирных изделий и технологических новинок. Параллельно с деловыми дискуссиями на площади у «Янтарь-Холла» развернулась концертная площадка. Несколько десятков творческих коллективов — от классики и джаза до рока и поп-исполнителей (и даже Ансамбль песни и пляски Балтийского флота), арт-инсталляции, стритфуд и квесты сделали эти несколько дней незабываемыми не только для участников, но и для тех, кто решил заглянуть на минутку и в итоге по максимуму смог погрузиться в жизнь янтарной отрасли.
*Worldskills Russia — национальный государственный проект
**WorldSkills International — международная некоммерческая ассоциация