Для этого были организованы встречи, онлайн-конференции, вебинары, главными темами которых стало развитие электронной коммерции, создание качественного турпродукта и экспорт в страны Европы и Китай в условиях неопределенности.
Ситуация с распространением короновирусной инфекции не стала помехой, а скорее дала большой толчок к развитию электронной коммерции в регионе как на местном, так и на мировом уровнях. Предпринимателям области на льготных условиях предлагали размещаться на таких маркетплейсах, как Epinduo, Tmall, JD (Китай), Amazon, Ebay, Europages (США, Канада, ЕС). А также обучали практическим аспектам работы на самой крупной электронной площадке мира — ALIBABA. Продолжилась работа по поддержке экспорта в европейские страны. Как калининградский бизнес продвигали за границей в режиме онлайн, рассказываем в материале РБК Калининград.
Доступны всему миру
Электронная торговля стала спасением для калининградских экспортеров, а пандемия дала дополнительный повод региональным предприятиям развиваться в этом направлении. Так, Центр поддержки экспорта Калининградской области в апреле включился в проект для экспортно ориентированных компаний «Открыты на весь мир», который позволял продолжать работу даже в условиях самоизоляции. Программа поддержки предпринимателей реализуется Международной электронной торговой площадкой eBay при содействии АО «Российский экспортный центр» и банка «Открытие». Субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) предложили бесплатно разместиться на маркетплейсе. После предварительного отбора предприниматели получили бесплатную подписку на три месяца на «Магазин eBay» уровня «Премиум» и «Мега-магазин». Все, что было нужно, — подать заявку.
В тот же период СМСП смогли воспользоваться бесплатным доступом к электронной торговой площадке SAP Ariba Discovery. Это комплексный инструмент для повышения эффективности закупок и взаимодействия с поставщиками через бизнес-сеть Ariba Network, оборот которой составляет более 1 трлн долларов и охватывает 2 млн поставщиков по всему миру.
Чтобы онлайн-продажи были эффективными, в начале июня «Почта России» и AliExpress России провели обучающий вебинар на соответствующую тему. Участниками стали интернет-магазины, дистрибьюторы, производители, партнеры и клиенты «Почты России» и AliExpress России. Эксперты рассказали о ряде решений, которые позволяют успешно развивать интернет-торговлю, максимально эффективно использовать такой важный канал продаж и продвижения товаров, как маркетплейс, «бесшовно» и быстро подключаться к логистическим сервисам «Почты».
Спустя неделю состоялся еще один вебинар: «Продвижение услуг онлайн. Специализированные маркетплейсы и другие решения». Бизнесмены узнали о том, как продвигать на глобальных рынках услуги ИТ и туризма. Эксперты постарались ответить на вопросы, чем может помочь партнерство с крупными ИТ-гигантами, вроде Microsoft, а также как привлекать туристов по всему миру через такую платформу, как Trip.com.
Объем рынка электронной торговли в Китае является первым во всем мире и продолжает стремительно расти. Наиболее популярными электронными торговыми площадками в Китае являются: JD.com, Tmall.com, Pinduoduo.com, VIP.com, Kaola.com, Taobao.com, 1688.com, Epinduo.com. О внутрикитайских маркетплейсах и том, как выйти на Tmall.com и JD.com с минимальными затратами, 13 мая рассказала коммерческий директор компании Epinduo Russia Анастасия Тарасевич. На вебинаре обсудили возможности и необходимые шаги для выхода на китайский рынок онлайн-торговли, особенности работы на наиболее популярных онлайн-площадках Китая и секреты подготовки товара для размещения на китайском рынке, в том числе, как адаптировать товар под потребности китайских покупателей.
Экспорт несмотря ни на что
19 мая 2020 года прошел вебинар о возможностях экспорта в Италию для компаний из Калининградской области. Организатором мероприятия выступил Центр поддержки экспорта Калининградской области, при участии торгового представительства РФ в Италии и компании Impex Service Consulting из Рима. Калининградские предприниматели узнали об интересах итальянских покупателей, разобрали ряд успешных кейсов и получили рекомендации по поиску и подбору контрагентов и выходу на рынок Италии. В вебинаре участвовали 10 малых и средних предприятий из разных отраслей: продовольственных товаров, производства пластмасс, IT— и программное обеспечения, инновационных разработок, услуг, в том числе туристических.
В конце мая успешно прошел практический экспортный семинар: «Экспорт в Китай». Мероприятие состоялось в онлайн-формате на интернет-площадке Webinar. В нем поучаствовали 28 экспортеров и экспортно ориентированных компаний Калининграда и Калининградской области, заинтересованных в сотрудничестве с Китаем. Региональные производители все больше интересуются реализацией своих товаров на китайском рынке. Чтобы этого добиться, опытные эксперты рассказали, как успешно раскрутить свой бизнес в Китае, как правильно регистрировать торговые и производственные предприятия, об особенностях ведения хозяйственной деятельности. Также рассмотрели причины неудач российских компаний при выходе на китайский рынок. Подробно были рассмотрены требования к продукции, вопросы сертификации и стандартов, регистрация торговых марок и другие особенности работы в КНР.
Еще один полезный семинар был посвящен практическим аспектам работы на электронной площадке ALIBABA.com. Во время вебинара руководитель отдела развития компании «ПАЛ» — официального сервисного партнера платформ Alibaba и Aliexpress в России — Михаил Мартынов поделился со слушателями особенностями площадок, основными принципами размещения и продвижения товаров, взаимодействия с покупателями и развития каналов продаж. А также представил бесплатную аналитику по спросу и предложению товаров на Alibaba.com.
«Люди, места и Туракслератор»
ЦПЭ (Центр поддержки экспортеров) поддерживает и экспортеров услуг. В конце марта для региональных компаний гостеприимства состоялась встреча «Люди, места и Туракслератор» в формате видео-конференц-связи. Участники обсуждали идентичность региона как основу для разработки турпредложений. В основном эксперты исследовали, как создавать историю-триггер, побуждающую к путешествию в Калининградскую область. Они сравнивали туристов с пилигримами, размышляли о том, как смотрят на регион жители зарубежья и «большой России», выявляли потребности путешественников и на основе этих данных разрабатывали интересные идеи для создания турпродукта.
Следующая встреча Туракселератора прошла в конце апреля. Ее темой обозначили «Въездной туризм в условиях неопределенности». Участники обсуждали внедрение технологий digital в туризме и интернет-продвижение на рынке туризма, а также, как с помощью digital-технологий узнавать потребности гостей Калининградской области. Эксперты
семинара подготовили ряд решений о том, как развивать и укреплять связи с существующими и потенциальными клиентами и партнерами в условиях неопределенности.
Последний вебинар — «Обратная связь от клиентов; философия непрерывных улучшений» для представителей туриндустрии Калининградской области состоялся в конце мая. Выступающими стали маркетологи, бизнес-тренеры и психологи. Во главу угла они ставили интересы целевой группы для формирования продукта туристического сообщества. Предлагали собственникам компаний подумать о себе как о клиенте самого себя. Итогом встречи стало понимание, что личность людей, реализующая свои туристические проекты, имеет колоссальное значение для продукта.
Кроме того, в рамках действующего «ЕДИНОГО ОКНА» для экспортеров, созданного АО «РЭЦ» и региональными центрами поддержки экспорта, в адрес Центра поддержки экспорта Калининградской области ежедневно поступают запросы от иностранных компаний на поиск российских поставщиков. Около 40 запросов в неделю от зарубежных предпринимателей, например, из Индии, Болгарии, Турции, Узбекистана и Чехии и др. Если у вас продукция агропромышленного комплекса, деревообрабатывающее производство, вы являетесь производителем спирта и алкогольной продукции, удобрений и химических веществ, строительной и сельскохозяйственной техники или специализируетесь в других отраслях, звоните в Центр поддержки экспорта по номеру 994-588 (доб. 909, 928, 936), будем выходить на новые рынки.
Продолжается работа Центра поддержки экспорта по подготовке к участию экспортеров Калининградской области в выставочно-ярморочных мероприятиях.
Перед началом выставочного сезона был проведен вебинар «Эффективное участие в зарубежной выставке после пандемии». На нем разобрали типичные ошибки и стереотипы участников выставок, а также основные принципы успеха в этих мероприятиях: как оформить стенд, сувенирную и полиграфическую продукцию, как правильно работать с посетителями, как организовать и подобрать команды и что необходимо сделать после выставки.
Впереди проведение выставок с коллективными стендами: Junwex-2020 (23.09.2020–27.09.2020, Москва), Отдых Leisure-2020 (08.09.2020–10.09.2020, Москва), «Подарки» — «Новый год ЭКСПО», «Осень-2020» (21.09.2020–24.09.2020, Москва), MOW-2020 в г. Бад-Зальцуфлен (Германия) с 20.09.2020 по 24.09.2020, индивидуальный стенд для компании-экспортера на выставке TransPack-2020 (22.09.2020–24.09.2020, Москва).
Это только часть мероприятий, которые были проведены за последние четыре месяца. Впереди еще очень много интересного. Например, в рамках Школы экспорта РЭЦ, которая поможет узнать об экспорте от А до Я, планируется проведение семинаров для новичков и «продвинутых» экспортеров по темам «Возможности онлайн-экспорта», «Налоги в экспортной деятельности». «Финансовые инструменты экспорта», «Маркетинг как часть экспортного проекта», «Эффективная деловая коммуникация для экспортеров». Вы сможете задать вопросы экспертам и профессионалам в сфере экспортной деятельности и узнать о поддержке государства для экспортеров и тех, кто планирует ими стать. Следите за новостями.
Полный план мероприятий доступен на сайте Фонда в разделе «Поддержка экспорта». В случае возникновения вопросов можно обращаться в Центр поддержки экспорта Калининградской области по эл. адресу export@mbkaliningrad.ru и по тел. 994-588 (доб. 943).