От первого лица , Калининград ,  
0 

В БФУ открыли стоматологию, «переформатируют» химию и готовят медклассы

В БФУ открыли стоматологию, «переформатируют» химию и готовят медклассы
Балтийский федеральный университет вошёл в число шести российских вузов, которые, согласно указу президента РФ, примут участие в государственном пилотном проекте.

Будут совершенствовать систему высшего образования и апробировать новые стандарты. Предлагается ввести следующие уровни или ступени обучения: базовое в/о, специализированное в/о (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка) со сроком обучения от четырех до шести лет, а также профессиональное в/о — аспирантура. Ставший привычным бакалавриат переформатируют. Все это пока в порядке эксперимента будет действовать в 2023/24 и в 2025/26 учебных годах. До 30 июня вузам предписано разработать и утвердить образовательные стандарты и требования по новым уровням.

Обо всех настоящих и будущих нововведениях рассказал руководитель образовательно-научного кластера «Медбио» БФУ имени Канта Михаил Агапов. РБК Калининград публикует его интервью с прямой линии, прошедшей на радио «Комсомольская правда Калининград».

— Появилась новость, что предстоит реформа высшего образования. БФУ опять на передовой. Что будет означать этот пилотный проект по апробации новых стандартов? Родителям абитуриентов уже беспокоиться? Или в этом году все будет как и прежде?

— Во-первых, нужно всех успокоить. Переживать точно совершенно не нужно.

— Вы по специальности психотерапевт?

— Нет, я хирург, онколог. У нас базовая компетенция, наверное, успокоить сначала. Внушить доверие. Действительно, Калининградская область как субъект Федерации удивительная, потому что все пилоты проходят через нее, и через БФУ в том числе. У нас в качестве пилота вошло химическое образование. Сейчас в кластере мы четыре года готовим химиков в бакалавриате. Плюс есть двухлетняя магистратура по химии и аспирантура по биохимии. Мы переформатируем химию, бакалавриат, в базовое высшее образование, и обучение будет длиться не четыре года, а пять лет. Магистратура станет специалитетом, но длиться будет по-прежнему два года. Та экспертная составляющая, которая в ней есть, тоже остается. Аспирантуру мы вообще не затрагиваем, потому что она вынесена отдельным блоком.

— То есть базовое образование химики будут получать за пять лет?

— За пять лет, да.

— А если захотят выше — пойдут учиться дальше?

— Если захотят, пойдут дальше, никто не запрещает, но эти пять лет мы расширяем за счет фундаментальной подготовки, то есть добавляем фундаментальных компетенций. Мне кажется, замечательно, что это произошло. Химии не хватало.

— Получается, для абитуриентов, которые видят себя в медицине, в этом году никаких отличий от предыдущего при поступлении не будет?

— Абсолютно нет, сохраняется все тот же федеральный государственный образовательный стандарт, та же самая шестилетняя программа. И, в зависимости от того, какой трек дальше выберут студенты, — ординатура. Пока что ничего в этом плане не меняется.

— Какое медицинское образование можно получить в Калининграде? Какие есть специальности?

— Всю медицинскую инфраструктуру включил в себя тот кластер, который я представляю сегодня, — кластер медицины и наук о жизни. Реформа проведена в сентябре прошлого года, то есть это достаточно молодое образование. Кластер включил в себя те структурные подразделения БФУ, которые уже давно существовали и имеют свою историю. Это Высшая школа медицины, медицинский колледж, Высшая школа живых систем, комплекс лабораторий, в том числе фабрика, я думаю, вам хорошо известная, симуляционный центр, Центр клинических исследований, университетская клиника. Это около 2,5 тысячи студентов, чуть больше, и около 500 сотрудников.

У нас есть среднее медицинское образование. Как я уже сказал, все специальности там представлены: лечебное дело, фармация, фельдшеры, зубные техники. Медиков готовят в Высшей школе медицины. Высшая школа живых систем готовит ученых — химиков, биологов, биоинженеров и экологов. Замечательно, что он у нас есть, объясню позже почему. Наверное, самые топовые специальности — это биоинформатики и биоинженеры. Страна очень в них нуждается. Только два университета во всей стране получили бюджетные места на эти направления. Это МГУ и мы.

— А сколько мест бюджетных?

— Двадцать.

— Что нужно сдавать?

— Химбиологию.

— Химия и биология — это пройдет красной нитью через весь эфир?

— Да, и, если у нас будет время, мы поговорим и о медклассах. О том треке, который мы сейчас запускаем совместно с Минздравом, Минобром Калининградской области — мне кажется, это тоже будет интересно.

— Но у вас есть в этом году еще одна специальность, новая — «стоматология».

— Да. От вас ничего не скроешь.

В БФУ открыли стоматологию, «переформатируют» химию и готовят медклассы

— Проходил круглый стол, на котором обсуждали, что вот наконец-то в Калининграде будут готовить стоматологов.

— Да, это было первое наше совместное мероприятие со Стоматологической ассоциацией Калининградской области. Мы действительно презентовали открытие стоматологического направления. Получена соответствующая лицензия. В феврале решением ученого совета сформирован научно-образовательный центр стоматологии. И то мероприятие, про которое вы говорите, очень правильный тренд. Для кого мы вообще готовим врачей, в частности стоматологов? Для руководителей стоматологических клиник, поликлиник, больниц, представителей как государственного, так и частного секторов здравоохранения. То есть конечный бенефициар всего этого проекта, безусловно, они. Поэтому мы их встречали — чтобы познакомиться друг с другом и сказать, что мы этот путь начинаем вместе, а не «мы для вас» или «вы для нас». Нужно вместе идти по этому пути. Дети должны получать практику, по два человека на одного преподавателя. Мне кажется, это было очень конструктивно, продуктивно, мы больше двух часов совещались. И вот что главное. Знаете, когда коллаборация начинается с фразы «Мы хотим» — это один путь; а когда коллаборация начинается с фраз «Вот мы умеем это» и «Что от нас нужно?» — это совершенно другое. Вот вчера был как раз второй вариант, поэтому, мне кажется, стоматология у нас должна просто полететь.

— Это первый набор. Сколько человек вы будете брать?

— Мы готовы взять до 50 человек, в последующем будем расширяться.

— А это бюджет?

— Когда мы только открываем специальность, бюджетных мест не дается, это в принципе невозможно. Но в последующем, учитывая крайнюю потребность области в этих кадрах, я думаю, что бюджетные места будут. Очень вероятно, что будут учиться целевые студенты — для региона, для муниципалитетов.

— Получается, что обучение на стоматолога — это своего рода инвестиция: сейчас ты вкладываешься в образование, а потом оно приносит неплохой заработок. Есть мнение, что стоматологи во все времена — во-первых, с работой, во-вторых, с хорошей зарплатой. Это миф или правда?

— Мы хотим, чтобы и студенты, и родители понимали, что образование, да, это инвестиционный проект. Даже если это бюджетная форма — потому что вы инвестируете свои силы, свое время, какие-то ресурсы в свое будущее. Но мы хотим, чтобы этот инвестиционный проект еще и приносил удовольствие.

— Правильно ли я понимаю, что именно главные врачи и вообще врачи-стоматологи будут преподавателями?

— Да, именно так.

— То есть это и есть основа преподавательского класса по новому направлению «стоматология»?

— Я бы сказал — в том числе. Когда дисциплина новая, когда что-то новое открывается, очень непросто реформировать это все. Хотя в БФУ пластичная структура и мы очень быстро можем подстраиваться под потребности общества и региона. У нас есть список из 18 докторов наук по стоматологии, которых мы хотим реплицировать как преподавателей. Это очень понятная методология. Им не обязательно приезжать, лекции можно и записывать.

— Сколько стоит получить диплом стоматолога?

— 220 тысяч рублей в год для российских граждан, 240 тысяч рублей для иностранцев.

— И можно тогда сразу для тех, кто не совсем в теме. Вы же наверняка мониторите ситуацию. Просто чтобы понимать: на каком уровне стоимость этого же образования в Москве, Питере, Смоленске?

— Смоленск — примерно так же. В отношении федеральных вузов Санкт-Петербурга, Москвы — у нас в три раза дешевле. Там — с 400 тысяч, 500, 600...

— Учиться тоже шесть лет?

— На стоматолога пять.

— Вот мы говорили о преподавателях. Вы сказали, что у вас список из 18 кандидатов наук.

— Докторов. Кандидатов наук гораздо больше.

— Это не обязательно калининградские, видимо, специалисты? Как вы планируете выстраивать с ними работу?

— Есть две фундаментальные плиты в медицинском образовании — теория и практика. Поговорим о теории. Предположим, что на территории Российской Федерации появляется человек, обладающий уникальными экспертными компетенциями. Вот он есть, допустим, в Новосибирске, и он замечательно развивается, растет и т. д. И нам он очень сильно нужен. Что делать? Мы можем его пригласить и попросить выдать эту часть в качестве лекционного материала. Либо сделать какое-то образовательное мероприятие на 18 часов, 16 часов… Я не сейчас это придумал, это то, что мы уже долго делаем, обкатанный абсолютно процесс. Человек приезжает, записывает лекции. Мы можем сделать прямую трансляцию в аудитории, и он будет заниматься со студентами, давать какие-то теоретические знания. Дальше — практическая часть. Как ее сделать идеальной? Два студента на одно кресло. Под четким контролем преподавателя сначала работаем с симуляторами, потом переходим к настоящим пациентам. Делать толпу в 16 человек, где кто-то что-то не увидит, кто-то что-то не поймет, нецелесообразно. Практическая составляющая очень важна, и как это реализовать, мы понимаем. Здесь как раз нам очень нужно калининградское стоматологическое сообщество, потому что практика будет осуществляться именно с ними, под их четким руководством.

— У нас вопрос от слушателя. Андрей спрашивает: что с трудоустройством? Оно будет обязательным, типа распределения? Или по желанию?

— Распределения не существует у нас. Есть целевой набор, когда вы заключаете договор с Минздравом Калининградской области, за деньги Минздрава учитесь и дальше смотрите, что у вас написано в этом целевом договоре и куда вы должны будете ехать.

— А если нет?

— А если вы не целевик, то вы сами определяете свое будущее.

— Я так понимаю, что стоматология в БФУ, как новое направление, еще не включена в целевые направления...

— Нет, пока нет. Пока это в чистом виде внебюджет. Лечебное дело — да, там есть целевые места, и их очень много.

— Тогда о лечебном деле, может быть, и поговорим? О медицинском образовании в целом. Какие еще есть преимущества получения медицинского образования в БФУ? Чему там учат студентов?

— Медицинское образование — это, наверное, одно из самых сложных направлений, учитывая динамику его развития. Мы понимаем, что каждые два-три месяца 10% медицинской информации обновляется. У нас существуют клинические рекомендации по всем нозологиям. Образовательный стандарт выглядит следующим образом: студент, когда выпускается, должен знать рекомендации, уметь следовать им и делать назначения. Но мы понимаем: для того чтобы стать настоящим специалистом, быть классным, востребованным врачом, этого совершенно точно недостаточно. Поэтому мы хотим, чтобы наши студенты умели быстро думать, быстро принимать решения, ориентироваться в этом огромном океане ресурсов, из которого можно черпать знания. Медицинское образование отличается тем, что оно непрерывное, постоянное и длится всю жизнь.

Что мы делаем сейчас? Во-первых, здесь есть уникальная возможность получить очень крутую фундаментальную подготовку. Это то, чего очень сильно не хватает в других субъектах. В БФУ студенты получают фундаментальное образование в том числе в Высшей школе живых систем, в физических и химических лабораториях. Не в учебных, а в научных, там, где люди понимают, что нужно сейчас практическому здравоохранению. Есть колоссальная проблема — это трансляция технологий. То есть, с одной стороны, мы понимаем, что есть ученые, которые придумывают новую таблетку, новый метод, с другой стороны, есть врачи, которые должны потом внедрить это в практику. И чаще всего между ними пропасть. Она называется «долиной смерти». Запрос должен идти от врача. Но врачу нужно хорошо ориентироваться в том числе в молекулярной биологии и иметь колоссальную фундаментальную подготовку, чтобы понимать, как запрос сформулировать. Потому что ученый не понимает, что такое пневмония, не понимает, что такое аппендицит, не понимает, как сделать так, чтобы выписать пациента быстрее. Врач должен поставить задачу, ученый должен придумать решение и отдать врачу. А дальше происходит внедрение в клинику. Вот именно таких врачей мы и хотим воспитывать. Поэтому у нас есть целый трек, который мы вчера в том числе обсуждали с Минобром, с Минздравом. Это должен быть врач-исследователь, и подготовка его начинается не на 1-м курсе медицинского института, а в медклассе, начиная с 10-го класса. Минобр вчера предположил, что правильнее было бы даже с 7-го класса. То есть нужно выдать очень много компетенций, мы думаем, как это сделать.

В БФУ открыли стоматологию, «переформатируют» химию и готовят медклассы

— То есть скоро в Калининграде еще и медклассы с 7-го класса появятся?

— Велика вероятность.

— Ожидаемый вопрос. Владимир спрашивает: какая сейчас стипендия у студентов?

— Смотря какой студент.

— Если лучший студент?

— Если лучший — до 25 тысяч.

— А средненький? От сессии до сессии который живет весело?

— 2–3–4–5 тысяч. Сейчас у студентов есть колоссальная возможность проявить себя. Знаете, это очень классно, потому что раньше нам, чтобы получать повышенную стипендию, что нужно было? Нужно было хорошо учиться. Но вот человек очень активен, предположим. Он имеет активную гражданскую позицию, хочет везде участвовать. Или, допустим, у него очень круто получается играть в КВН. Поэтому у нас есть различные треки для разных активностей. И дети могут претендовать на так называемую чудо-стипендию, губернаторские программы есть. То есть каждый может себя найти.

— Но ведь можно себя найти еще и в работе. Студент-журналист или студент-филолог может начать подрабатывать и со 2-го, и даже с 1-го курса. А у студентов-медиков как с подработкой именно в той сфере, на которую они ориентированы в будущем?

— После 3-го курса они могут устраиваться в клиники Калининградской области.

— Их возьмут?

— Ну, слушайте, они сейчас работают в большом количестве. У нас много студентов работает.

— И кем работают?

— Медбратьями, медсестрами. Если раньше — можно идти младшей медицинской сестрой, то есть санитаркой.

— Вот учат детей лечебному делу. А потом? В Калининграде чему можно научиться? Какой еще высшей врачебной специальности?

— После шести лет у нас ординатура.

— И чему там учат? На какие направления можно пойти?

— У нас там около 13 специальностей, это все базовые дисциплины: хирургия, акушерство и гинекология, дерматология, терапия, анестезиология/реанимация, педиатрия — в общем, все то, что нужно, мы всех готовим.

— А в этой части есть целевики? Есть студенты, которые будут потом оставаться в Калининградской области и работать на благо нашего общества?

— Мы не хотим решать проблемы локально. Мы хотим в целом ориентироваться на федеральные и, конечно, на региональные потребности. Про врача-исследователя, человека, который закрывает пропасть в исследовательском плане и понимает, как внедрять технологии в практическое здравоохранение, мы с вами сказали. Поговорим про остальные кадры. Медицина чем хороша: нам нужны все. Наша страна нуждается в 26 тысячах специалистов высшего образования. То есть, если ты хочешь работать, ты совершенно точно найдешь себе место. В соответствии со стандартом у нас есть базовая часть — тот объем, который мы должны выдать. Но у нас есть и вариативная часть, и мы очень быстро можем ее менять. У нас совещания с Минздравом проходят практически каждую неделю. И вот, допустим, мы понимаем, что не хватает вот этой части. И со следующего года у нас появляется молекулярная биология, появляются основы научной и исследовательской деятельности. То есть мы очень быстро можем ориентироваться на те потребности, которые у нас возникают.

— Всегда было интересно: на чем учатся студенты, на ком учатся, а главное — насколько БФУ обеспечен вот этими приборами для обучения будущих врачей?

— Мы уже с вами говорили про научные лаборатории, они максимально интегрированы в научно-проектную деятельность. С теоретической составляющей и интерактивными возможностями привлечения лекторов тоже все понятно. Дальше у нас наступает потребность в практике. Как человека ввести в клинику? Конечно, все клинические дисциплины преподаются в учреждениях здравоохранения Калининградской области: это областная больница, БСМП, ЦГКБ. Но мы понимаем, что, если мы студента, который только лишь читал книжки, приведем к пациенту и скажем: «А сделай-ка внутримышечную инъекцию», — это будет стресс для всех. В том числе для преподавателя, который несет за все это ответственность. Поэтому, к счастью для нас, для вас, появилось такое направление, как симуляционная медицина. У нас есть симуляторы, которые могут симулировать все — от базовых процедур (внутримышечные, внутривенные инъекции) до родовспоможения, хирургических активностей и так далее.

Как это обычно реализуется в других местах? Есть кафедра, на кафедре есть какой-то симуляционный класс, есть какой-то симулятор. В БФУ все реализовано принципиально иначе. У нас есть целый симуляционный центр, которым пользуются студенты, получающие и высшее, и среднее образование. Симуляционная часть есть в части каждого цикла: допустим, из 10 занятий по хирургии два проходят в симуляционном центре.

— Это что-то вроде тренажерного зала?

— Что-то вроде тренажерного зала, да. То есть тот фрагмент, который необходимо получить студенту, чтобы овладеть навыком. Мы не можем его отпускать к пациенту без овладения этим навыком. Какую бы невероятную теорию, фундаментальную подготовку мы ему ни дали, держать инструмент нужно научить. И, конечно же, лучше использовать для этого фантом. Это, я вам скажу, очень дорогое удовольствие. Симулятор может стоить и 10, и 20 миллионов, они выходят из строя, нуждаются в обслуживании. Но оно того стоит, и эти инвестиции БФУ когда-то сделал. В кампусе будет огромный симуляционный центр, который станет таким же ресурсным центром для региона. Сейчас у нас еще и школьники приходят в симцентр, и аккредитация там проходит. Думаем, это один из самых крутых симуляционных центров в Российской Федерации по тем инфраструктурным возможностям, которые у нас есть.

В БФУ открыли стоматологию, «переформатируют» химию и готовят медклассы

— Роботы-симуляторы, манекены-имитаторы, электронные фантомы — это все там?

— У нас даже есть виртуальная клиника «ДИМЕДУС». Вы надеваете VR-очки, мы набираем программу, и дальше происходит общение студента с травматологическим, терапевтическим, любым пациентом. Это непросто — научиться общаться с человеком, которому плохо, который будет жаловаться. Конечно, смешно, но прежде всего студент привыкает здороваться: если он этого не сделает, «ДИМЕДУС» напишет потом: «Вы не поприветствовали пациента»… Компания-разработчик спрашивает у нас, что добавить. Только у нас, больше ни у кого. Потому что мы очень интенсивно используем этот арсенал.

— Именно БФУ, да?

— Именно БФУ.

— «Студенческая поликлиника» — словосочетание, которое стало часто появляться в новостях. Это что за поликлиника такая?

— Это очень крутой региональный социальный проект. Мы хотим сосредоточить всех студентов Калининградской области в одной поликлинике. Почему это правильно? Потому что скрининговые программы начинают запускаться с 40–45 лет. Дальше мы начинаем что-то искать в человеке, какую-то поломку. Мы предполагаем, что в возрасте 18–25 лет все у нас отлично. Почему мы так думаем? Да потому что никто не изучал реально, что происходит, когда человек приобретает хроническое заболевание, которое проявит себя в 40 лет. Поэтому мы хотим взять всю эту когорту и обеспечить ей самый благоприятный и правильный трек. Мы понимаем, что сейчас это непрофильный актив, нет окна в поликлинике, на котором написано «Студенты, вперед».

— Пред-пред-преддиспансеризация такая?

— Нет, там программа диспансерного учета, мониторинга, скрининга, все это разработано как раз для студентов.

— Это перспектива какого года?

— С 1 января следующего года. Сейчас мы должны сделать все организационные составляющие, подготовиться, прикрепить как минимум 10 тысяч студентов. Работаем в рамках ОМС.

— А врачи там кто? Есть мнение, что студенты будут лечить студентов.

— Студенческая — это значит для студента. То есть основная направленность социальная — закрыть вот этот фрагмент. А специалисты, которые там будут работать, — опытные врачи, люди, которым мы на 100% доверяем. Мы вместе с Минздравом будем реализовывать этот проект. Туда попадут самые лучшие.

— И, наверное, выпускники БФУ тоже?

— На конкурсной основе — пожалуйста. Кто будет лучше, тот попадет.

— А зарплата будет как положено?

— Выше, чем как положено.

— Подведем итог. По каким специальностям можно получить медицинское образование в БФУ имени Канта в этом году?

— Мы говорим про высшее, про среднее?

— Давайте начнем с высшего.

— Врач-лечебник, врач-стоматолог. Биоинформатика, биоинженерия — это ИЖС-направления. Химия, биология.

— А что со средним?

— Среднее образование — это лечебное дело, то есть сестринское дело, фармация, зубные техники.

— А на сестринское дело в этом году есть бюджетные места?

— На сестринское дело после каких классов?

— 9-х.

— После 9-х нет и не будет бюджетных мест.

— Никогда не будет?

— Никогда. Ни на фармацию, ни на лечебное дело.

— А с чем это связано?

— С тем, что невозможно провести конкурс. Потому что по закону это должен быть конкурс аттестатов. Если у нас 20 мест и мы получили 200 заявлений с баллом 5,0, как мы будем выбирать 20? Никак.

— Как выбирать родителю? Вот калининградец, у которого ребенок-выпускник хочет стать врачом, например стоматологом. Мечтает о московском или питерском вузе. А тут вы сообщаете, что в Калининграде тоже можно учиться. Но в Москве-то лучше. Что делать? Какие аргументы в пользу калининградского медицинского образования?

— Я бы, знаете, точно так не противопоставлял БФУ всей остальной России. Глобально мы все делаем одно большое дело. У всех университетов есть какие-то сильные и слабые стороны. Безусловной сильной стороной Балтийского федерального университета и медицинского образования в нем является то, что это классический университет. То есть у нас огромные компетенции в отношении фундаментальных дисциплин. Мы очень четко ориентированы на нашего студента и знаем, что ему выдать, какую программу, потому что мы имеем пластичность. Благодаря инфраструктуре (наличию симуляционного центра и центра клинических исследований) и взаимоотношениям, которые у нас сложились с Минздравом Калининградской области, наши студенты всегда интегрированы в лечебную среду. Ну и главное — возможность трудоустройства. Для нас наши студенты, вы знаете, такие штучные. То есть они должны понимать, что, если они выбирают Москву и Питер — окей, тоже классно, но там несколько тысяч на первом курсе, и они не то чтобы потеряются, но за ними так пристально точно не будут наблюдать как мы за нашими студентами. Наша задача — выдать базовую часть, но при этом обеспечить максимально комфортное сопровождение. Чтобы тот студент, который хочет большего, мог его получить. Так нигде с ним не будут носиться — это я вам могу сказать совершенно точно.

— А много выпускников остаются в Калининграде работать?

— 60–70 процентов, по нашим данным.

— Пусть остается больше, врачи нам очень нужны.

Реклама ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта». LdtCKhDBT