«Цифровое» будущее стало настоящим. Преимущества перехода в онлайн
Материалы выпуска
«Цифровое» будущее стало настоящим. Преимущества перехода в онлайн Экспертиза
Экспертиза Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Цифровое» будущее стало настоящим. Преимущества перехода в онлайн

«Мир после пандемии никогда не будет прежним». Одним из главных «героев» уходящего 2020 года стал… интернет.
Директор калининградского филиала Tele2 Михаил Замахин

Интернет, который помогает работать и учиться несмотря на коронавирусные ограничения. Цифровизация и раньше была в поле внимания многих отраслей, сегодня она развивается стремительными темпами и стала почти незаменимой.

РБК Калининград запустил проект «2020-й: Вызовы. Выходы. Возможности». Это цикл материалов, посвященных итогам года, в которых журналисты редакции беседуют с лидерами разных отраслей экономики региона. Телефон перестал быть просто средством связи — это уже целый операционный центр, с помощью которого люди работают, делают покупки в магазинах, совершают банковские операции, посещают музеи и виртуальные экскурсии по городам, смотрят онлайн спектакли или концерты.

В калининградском филиале Тele2 отмечают, что резкий скачок в онлайн в начале года произошел быстрее, чем ожидали. «Цифровое» будущее наступило раньше.

Директор калининградского филиала Tele2 Михаил Замахин

Как и другой бизнес, в пандемию мы испытали ряд потрясений. Это и снижение деловой активности в целом, потеря доходов от роуминга, закрытие розничной сети, а значит, и отсутствие прироста новых абонентов, стихийный рост нагрузки на сеть.

Закономерно, что параллельно с ростом пользования цифровыми сервисами растет трафик в сети операторов и требования клиентов к качеству связи. Интернет — это теперь не про развлечения и досуг. Мобильный интернет дома и на даче во время пандемии стал рабочей необходимостью. Соответственно выросли требования к качеству сети.

C прошлого года мы реализуем крупный инвестиционный проект по развитию своей сети в Калининградской области, и уже сейчас мы видим результат этой работы. В самом разгаре проекта — в апреле, когда произошел взрывной рост трафика на 23% по сравнению с мартом 2020 года и изменилась география потребления, наша сеть с этим достойно справились. Мы обеспечили людей качественным и надежным интернетом.

Поскольку сеть Tele2 управляется автоматической системой, обошлось без авралов. При этом мы продолжали строить новые базовые станции в городе и районах, провели рефарминг — перевели все базовые станции на более широкую полосу передачи данных в сети LTE-1800 и глобально модернизировали действующую сеть.

В итоге мы увеличили скорость мобильного интернета на 30%, качественно изменили покрытие в городе, на побережье, на Востоке области, погранпереходах и в других значимых для калининградцев местах.

2020 год показал, что онлайн — это наш новый черный — цвет, который сочетается со всем, всегда актуален и есть в гардеробе каждого. И в новой реальности тотального онлайна наша задача обеспечить клиентов качественным мобильным интернетом.

Цифровизация коснулась и транспортной отрасли. Компания «Евросервис» перевела на электронные площадки обучение персонала.

Генеральный директор ООО «Евросервис» Дмитрий Варламов

Генеральный директор ООО «Евросервис» Дмитрий Варламов

Если мы раньше работали в смысле цифровых процессов на 40%, то сейчас перешли на 80%. Особенно это коснулось сферы обучения персонала, связанного с обслуживанием и ремонтом транспорта. Кого можно было по функционалу из сотрудников, мы перевели на удаленную работу, но так как у нас грузовой сервис, мы находимся все время на передовой и откручивать гайки, диагностировать и что-то делать без участия людей, к сожалению, нельзя. Поэтому в большей степени больше перенастроились не столько мы, но и наши клиенты. У производителей грузовой техники есть телематические комплексы, их используют в тягачах и прочих развозных автомобилях, в прицепной технике. На это сделали упор наши немецкие коллеги — то есть, они могли вовремя сообщить и спланировать заезд того или иного транспорта на тот или иной сервис, если была какая-то серьезная поломка. Или вот, например, рефрижератор, находясь на складе временного хранения, а водителя рядом нет, выскакивала ошибка — о невозможности запустить установку, закончилось топливо — об этом сообщалось клиенту, клиент приезжал на склад, заправлял машину и она дальше работала, чтоб сохранить товары. Вообще это уже стабильно работает больше 5 лет, а запустилось с 2012-2013 года. Сами клиенты, которые мониторят свой транспорт, стали относиться к этому непредвзято, а направленно: они видят технику, они могут не дергать лишний раз водителей, если те отдыхают — все это дает плюсы не только для перевозчика, но и для самого получателя, который может в формате онлайн получить достоверную информацию о местонахождении, температурном режиме рефрижератора и состоянии груза.

Вообще, грузовая техника становится более совершенной, более умной, экономичной, уже с помощью цифровых приборов подсказывает водителю, что ему делать, как ему ехать, чтобы сделать вождение комфортным, безопасным и эффективным. Сейчас при продаже любой новой техники водителя обучают, чтобы он понимал, с чем он столкнется в этом новом автомобиле. Например, было поколение DAF 105, а сейчас DAF XF NEW стандарта Евро-5 и Евро-6, он уже помогает водителю. И если водитель правильно воспримет эту информацию и будет работать на результат, то он будет приносить экономическую эффективность для компании, в которой работает, а за счет этого компания может его поощрять.

Переход к электронным паспортам транспортных средств (ЭПТС)  — это общая картина, она у нас тоже есть, так как мы продаем транспорт, то с 1 ноября и в Калининградской области, и вообще по всей стране выдаются только электронные ПТС на любую ввозимую или производимую технику. Кроме того, мы идем в другую эпоху: Европа перешла на цифровые электронные тахографы четвертого поколения, режим труда и отдыха водителя фиксируется при прохождении рамки, Россия еще не перешла к использованию таких тахографов. Мы пока не готовы, плюс есть свои стандарты, но рано или поздно это наступит, просто это вопрос времени.

В целом в 2020 году «Евросервис» работает хорошо — без провалов, которые, может быть, где-то есть в других сферах, сервис у нас стабилен. На плаву держимся, я бы сказал, за счет человечности: мы стараемся к нашим клиентам относиться индивидуально, всегда идем навстречу тем, у кого есть платежная дисциплина.

В фармации — своя цифровизация. Она касается, в первую очередь, маркировки лекарственных препаратов. Затраты крупнейшего в Калининградской области фармпроизводителя — компании «Инфамед К», представляющей бренд многофункционального антисептика «Мирамистин» — на приобретение только технологии маркировки (оборудование для сериализации и агрегации) и на программное обеспечение составили порядка 100 млн рублей. На производстве все отлажено и работает. Кроме того, компания выступает инвестором проектов организации «умных пространств» в городской среде.

Учредитель технопарка «Экобалтик», совладелец бренда «Мирамистин» Андрей Горохов

Учредитель технопарка «Экобалтик», совладелец бренда «Мирамистин» Андрей Горохов

В медицине удаленка привела к развитию дистанционных форм оказания услуг, в том числе телемедицины. А в целом — в ситуации, когда нефть подешевела, доллар упал и локдаун системный, обозначились перспективные ниши — это цифра, цифровизация. Она стала главным трендом, и совсем скоро предприниматели перестанут с недоверием смотреть на подобные технологии. Мы уже больше 150 млн инвестировали в различные стартапы — «умные пространства», «умный дом» и так далее. На полгода задержка была из-за карантина, потом мы вернулись к этому, профинансировали, занимаемся. В Багратионовске создаем городское «умное пространство» — это целая история!

В основе такого «умного пространства» лежит комплексное ИТ-решение — своего рода пульт, который «включает» сложную связку из платформы интернета вещей и клиентских сервисов. Технология легко масштабируется и многофункциональна.

В на первом этапе «Бизнес Баттла» я курировал как раз проект создания «умных» домов и общественных пространств. Он называется «Умный дом» — это дистанционное управление энергоресурсами, причем, как со стороны собственника, так и со стороны управляющей компании. Позволяет экономить средства и ресурсы.

И, кстати, в регионе уже есть застройщики, которые готовы строить жилые комплексы, применяя такие цифровые решения — с бесконтактным доступом на парковку, IP 8-видеонаблюдением, автоматизированным учетом коммунальных ресурсов, управлением климатом и светом.

Сделать комфортными и безопасными можно и городские парки. У нас есть концепция возрождения и благоустройства лесопарка имени Теодора Кроне, чем мы сейчас активно занимаемся. Мы профинансировали зональность, скупаем разные артефакты и материалы, старые карты, все изучаем, как это выглядело раньше, и участвуем в воссоздании. Такой же, собственно, подход и к Багратионовску. Вот эти объекты нас интересуют в контексте комфортной городской среды и благоустройства.

Кстати, мнение о дороговизне «умных» систем ошибочно, оно изменится, когда продукт появится в массовом сегменте. Исследования показывают, что 60% россиян хотят жить в «умных» домах, а 32% готовы платить за комфорт и безопасность. Так что, если бы я сегодня пришел в бизнес «нулевым», после школьной скамьи или из институтской аудитории, то, наверное, пошел бы в сферу IT.

2 декабря 2020 год