2020-й: Вызовы. Выходы. Возможности. Итоги и уроки года для бизнеса
Материалы выпуска
2020-й: Вызовы. Выходы. Возможности. Итоги и уроки года для бизнеса Экспертиза
Экспертиза Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

2020-й: Вызовы. Выходы. Возможности. Итоги и уроки года для бизнеса

Пожалуй, нет такой компании, такого бизнеса, которые так или иначе не подводили бы для себя итоги года
Фото: Александр Подгорчук

Тем более такого неординарного, неоднозначного года, как уходящий 2020-й. По большому счету, итоги всегда есть результат вложенных командой усилий. Они — то, что организация или предприятие получает, а также то, что дает экономике.

РБК Калининград завершает проект «2020-й: Вызовы. Выходы. Возможности» — цикл материалов, где журналисты редакции беседуют с лидерами разных отраслей экономики региона об эффективной работе. Тема пятого выпуска — «Итоги и уроки 2020 года. Что принёс и чему научил коронакризис?».

Председатель совета директоров компании «Автотор» Валерий Горбунов

Крупнейшее предприятие Калининградской области автомобилестроительный завод «Автотор» в коронакризисный год столкнулось с серьезными вызовами. О главных уроках кризиса РБК Калининград рассказал председатель совета директоров компании Валерий Горбунов.

«2020 год для многих компаний прошел в режиме антикризисного менеджмента, и как никогда остро сегодня стоят вопросы социальной ответственности. Несмотря на новую природу нынешнего кризиса, который возник из-за пандемии, «Автотор» в этой ситуации выбрал для себя проверенный не одним пережитым кризисом путь — в первую очередь сохранение трудового коллектива.

Как известно, из-за коронавируса были вынуждены остановиться заводы в разных странах мира, которые поставляют нам комплектующие. Это привело к нарушению графика поставок, и нашей компании пришлось скорректировать план производства. Годовой объем производства существенно сократился, что отрицательно сказалось на финансово-экономических результатах 2020 года.

Но, несмотря на это, ни один работник завода не был сокращен. Всех обеспечили работой, сотрудники были задействованы в рамках модернизации производства, в благоустройстве территории, прилегающей к физкультурно-оздоровительному комплексу «АВТОТОР-Арена», на строительстве спортивного парка и других объектов. Соответственно, всем была сохранена заработная плата. Зарплата работникам была сохранена и во время вынужденной остановки производства в связи с карантином в соответствии с указом президента России в начале апреля 2020 года.

Перед предприятием стоят масштабные задачи и обязательства по углублению технологии производства, наращиванию выпуска автомобилей по полному производственному циклу. В этой ситуации «Автотор» не может себе позволить растерять квалифицированные кадры, которые годами обучаются в компании и готовятся на производстве. Поэтому все социальные гарантии для коллектива не только не снижаются, но и наращиваются. Расходы компании на эти цели, соответственно, возрастают. Несмотря на падение производства, уверены, что такая тактика оправдана.

События 2020 года вынужденно ускоряют движение в сторону цифрового будущего во всех отраслях. В том числе и в автомобилестроении. И это еще один важный урок коронакризиса. Сегодня от этого напрямую зависит эффективность экономической деятельности. И в связи с этим «Автотор» ускоренно внедряет множество цифровых решений в управленческие и производственные процессы.

Еще один интересный аспект — это глобальное переосмысление ценности личного автомобиля как наиболее безопасного вида транспорта. Таким образом, тезисы о том, что общественный и иные виды (каршеринг и т. д.) транспорта постепенно вытеснят личную машину, теперь, я бы сказал, под большим вопросом. Именно личные автомобили обеспечили людям защищенность, максимальное социальное дистанцирование, мобильность в нынешних условиях пандемии. И в ближайшие годы спрос на них вряд ли будет сокращаться.

Вопрос в том, какими должны быть эти автомобили в будущем. Куда развиваются технологии? Ведь от этого напрямую зависят и технологии автомобильного производства, и экономика предприятий этого сектора.

В условиях кризиса особенно важно повышать эффективность инвестиций. Проще говоря, вкладывать в то, что перспективно и будет реально востребовано в будущем. Именно этой стратегии придерживается наша компания. И об этом в последнее время часто высказывается основатель «Автотора» Владимир Иванович Щербаков, аргументированно поясняя свою позицию с высоты колоссального пятидесятилетнего опыта работы в автомобилестроении.

Сегодня нужно развивать проекты по производству небольших, недорогих по стоимости и в обслуживании электромобилей, популярность которых в Европе набирает обороты довольно быстро. В кооперации с партнерами — ведущими мировыми автоконцернами BMW, KIA, Hyundai — «Автотор» прорабатывает идею создания производства максимально недорогого компактного электромобиля на производственных мощностях в Калининградской области. Уверен, что это сотрудничество позволит привлечь в российскую промышленность современные технологии».

Генеральный директор компании «Маго Русь» Алексей Кононов

Первый и второй кварталы 2020 года российско-польская компания «Маго Русь» работала согласно поговорке «Один день год кормит». Ей удалось с наименьшими потерями пережить весенний локдаун и в консервативном режиме завершить год. Какие выводы были сделаны и какие шаги предприняты, рассказал РБК Калининград генеральный директор компании Алексей Кононов:

Наш профиль — производство и продажа торговых и складских стеллажей, а также кассовых боксов. Бизнес напрямую зависит от того, сколько магазинов или складов запланируют открыть наши клиенты.

Первое, что сделали наши клиенты во время введенного весной локдауна, — заняли выжидательную позицию. Как следствие, пришлось и нам остановить производство, почти на 100%. И хотя мы — резиденты особой экономической зоны, нам так и не удалось получить помощь в виде льготного кредита или займа и все экономические трудности пришлось решать самим. Мы искали возможности для оптимизации внутри компании. Пришлось оперативно решать вопрос с «костами» (от анг.cost — расходы, стоимость) и арендаторами, при этом постарались сохранить основной костяк персонала.

Главным ориентиром для нас были наши европейские партнеры, где COVID-19 начал набирать обороты еще в январе, и, глядя на них, мы стали искать варианты диверсификации производства. Уже в марте вышли на рынок станции дезинфекции — как мобильные, так и стационарные. Продукт стал очень востребованным в ресторанном и гостиничном бизнесе, в офисах и иных помещениях с повышенной проходимостью людей. Также мы выпустили целую серию продуктов «Анти-COVID» для безопасности клиентов и работников торговых точек. Прорывным продуктом, который занял первые места на многих международных конкурсах, и в запуске которого также помог коронакризис, стала мобильная касса самообслуживания CLEVER. Она позволяет существенно экономить время клиента при покупках в магазинах и снижать риск заражения во время нахождения в торговом зале.

Вообще, год был насыщенным, он позволил нам существенно сплотить коллектив и на практике показал, что там, где тонко, не всегда рвется, если вовремя обратить на это внимание и открыто принять сегодняшнюю реальность. Ведь кризис — это также и возможность».

Редакции РБК Калининград и РБК+ поздравляют читателей с наступающим Новым годом! В январе мы не только продолжим говорить об итогах и уроках прошедшего 2020-го, но и обратим внимание на перспективы и ожидания от наступившего 2021-го.

24 декабря 2020 год