О планах банка в Калининградской области и перспективах сотрудничества рассказал председатель Совета директоров и президент Альфа-Банка Олег Сысуев.
— На днях были подписаны соглашения с БФУ им. Канта. Расскажите об их важности и в чем их суть?
— Объяснение простое и рациональное. Мы видим, что на рынке происходит борьба за людей из области IT, за специалистов, которые обладают компетенциями в этой сфере. И на рынке идет борьба за этих специалистов. И мы хотим помочь нашему банку найти такие таланты и инвестируем в студентов через федеральные университеты. В этом смысле БФУ им. Канта очень продвинутый ВУЗ. В рамках сотрудничества мы будем обмениваться опытом в области цифровых финансовых технологий, запустим образовательные программы Alfa Students и Alfa Campus, а также создадим учебный курс по системной аналитике. И мы сможем и обучать студентов совместно с университетом, и предоставлять им возможность практиковаться в Альфа-Банке на реальных кейсах и смотреть на лучшие отраслевые и мировые практики.
Также у нас есть программа для талантливых студентов «Альфа-Шанс». Мы отбираем лучших по всей стране и выплачиваем 30 стипендий в год по 300 тысяч рублей. Победители могут тратить деньги на образование, на закупку оборудования, реализацию проекта или осуществление мечты. Все это инвестиции в человеческий капитал.
— Я знаю, что подписано соглашение с Министерством здравоохранения Калининградской области? В чем его суть?
— Оно будет заключаться в двух основных вещах: это представление всех банковских продуктов для людей, которые входят в систему здравоохранения. Кроме того, мы совместно с фондом «Линия жизни», который в Калининграде очень хорошо развивается, будем помогать лечебным учреждениям в закупке современного оборудования для лечения тяжелобольных детей. Такая практика у нас применяется уже 18 лет. Это помощь в использовании современных технологий в врачебном деле. И мы сможем это делать совместно с министерством здравоохранения Калининградской области.
— Как Альфа-Банк еще планирует сотрудничать с правительством Калининградской области? Есть ли уже конкретные договоренности?
— Уже 3 года назад мы подписали генеральное соглашение с правительством региона, где было прописано наше сотрудничество. Мы являемся одним из крупнейших партнеров застройщиков жилья, а также одним из самых крупных банков, который обеспечивает гарантии правительства Калининградской области для различных социальных проектов, чаще всего это жилищное строительство. У нас установлен лимит на кредитование дефицита бюджета региона. Мы участвуем в проектном финансировании. И если признаться, то мы очень надеемся и на дальнейшее развитие сотрудничества с правительством Калининградской области, потому что это современная, подвижная организация, состоящая из прогрессивных руководителей, с которыми мы говорим на одном языке и одинаково понимаем экономику и рынок.
— В Калининграде открылся офис формата Phygital*. В чем принципиальное отличие новых офисов от предыдущих форматов? Планируется ли расширение сети офисов нового поколения?
— Главное отличие нового офиса — здесь нет перегородок и барьеров в прямом и переносном смысле. Здесь открытое свободное пространство, которое предоставляет возможность клиенту по его усмотрению пользоваться всем набором услуг удобно, быстро и эффективно. Мы уже построили более 170 таких офисов по всей стране. И обратная связь говорит о том, что это был правильный выбор, когда мы совместили новые технологии с живым человеческим общением. Но и не только с человеческим, к нам в офис можно привести домашнего питомца, так как Альфа-Банк — первый в России pet-friendly банк (дружелюбный к животным). И сейчас в жаркую погоду мы приглашаем всех желающих просто посетить наши офисы, отдохнуть, выпить кофе, спрятаться от жары и воспользоваться кондиционером. Поэтому Альфа-Банк — это не просто офис, а место общения. А сеть Phygital офисов мы планируем расширять и дальше по всей стране, потому что наши исследования показали, что там, где есть подобного рода офисы, бизнес развивается гораздо лучше.
— Офис банка отличается от привычного, здесь нет типичных стоек, стандартных рабочих мест и много свободного пространства. Наверняка посетители отмечают это, какие у них впечатления?
— Когда мы планировали запускать проект Phygital офисов, я не верил в их успех и считал, что офисы в принципе нужно закрывать. Потому что цифровизация идет стремительными темпами и современные технологии в области мобильного банка, интернет-банка могут заменить весь клиентский сервис. Но меня переубедила в моей первоначальной позиции обратная связь от клиентов. Именно они благодаря своим впечатлениям, которые были только положительными, убедили меня в том, что этот проект правильный, что они чувствуют себя здесь комфортно, им хочется возвращаться в такие офисы. А это самое главное. Бывает, когда мы общаемся с каким-то сервисом и с его представителем, то нас могут обслужить так, что вернуться к нему не захочется. А здесь клиенты наоборот, хотят возвращаться к своему менеджеру, операционисту и хотят с ним общаться, потому что в наших офисах сделан максимальный акцент на комфорт.
— Мы видим снижение ключевой ставки Центробанка последние несколько заседаний. Меняются ли как-то предложения Альфа-Банка после таких новостей?
— Да, безусловно, меняются. И мы одни из первых реагируем на эти изменения. Мы первыми отреагировали на снижение ставки по льготной ипотеке, и стали предоставлять ее на условиях ниже, чем у конкурентов. Это особенность частного банка — скорость и гибкость. Поэтому мы и должны отвечать быстрее всех на эти вызовы. Что мы и делаем.
— Какие банковские продукты будут набирать популярность в этом году? На что видите тренд?
— Должен признаться, что я сейчас не могу с точностью сказать ни про нынешний год, на каком уровне стабилизируется вся ситуации, ни про следующий год. Я думаю, что это будет непростое время. Но если порассуждать, то мне кажется, трендовыми должны быть кредитные предложения. И если ипотека будет сопровождаться снижением ставки, то она тоже может быть востребованной. Но мы точно не ждем востребованности долгосрочных продуктов, потому что люди находятся в растерянности, и не понимают, какое будущее их ждет.
— Зарплатная программа Альфа-Банка — инструмент, который выбирают все чаще жители региона. В чем ее привлекательность?
— В первую очередь, зарплатная программа привлекательна для клиентов, потому что у нас лучший мобильный банк, лучший интернет-банк. А учитывая то, что Российская Федерация — лидер по проникновению мобильной связи. И мы видим на улицах наших городов, хоть это может и не очень приятная картина, когда больше половины людей идут по улице и смотрят в мобильные телефоны. И эти люди будут легко и свободно пользоваться нашим предложением с точки зрения мобильного телефона. И это интересно всем зарплатным клиентам. А еще наша зарплатная программа облегчает жизнь бухгалтерам, потому что у нас очень удобный интерфейс для них и хороший контроль движения денежных средств. Все это делает ее привлекательной.
— Как вы помогаете развиваться молодежи в Калининградской области? Какие меры поддержки разработаны для них в Альфа-Банке?
— Знаком такой поддержки является подписание соглашения с БФУ им. Канта, о котором я говорил выше. И мне кажется лучшего подтверждения этому трудно найти. Если мы будем успешно помогать талантливым студентам с точки зрения развития их как специалистов на этапе обучения в университете, если мы покажем им возможное будущее: где они будут работать и как, а также как будут себя реализовывать. Это, на мой взгляд, крайне важно. Мы — банк для умных, поэтому мы должны инвестировать в молодежь, чтобы таких умных было как можно больше.
— Какие у банка сейчас в целом приоритетные направления развития бизнеса? На что банк делает упор в 2022 году, учитывая общую повестку?
— Задачи на 2022 год ставятся без оглядки на результаты прошлого года, который был самым лучшим в истории банка, рекордным с точки зрения финансового результата и других достижений. Главный приоритет сейчас — минимизировать потери, связанные с ухудшением экономической ситуации. А также сохранить качество и технологичность наших предложений и обслуживания клиентов. Пока нам это удается.
— Какие планы у Альфа-Банка в Калининградской области на ближайшие годы?
— Самый главный план — это развиваться и дальше, несмотря ни на что, развиваться по всем направлениям. Мы на днях встречались с большой группой застройщиков, обсуждали общие темы. Также встречались с бизнесменами, которые занимаются логистикой, а это сейчас одна из приоритетных тем для Калининградской области и одна из основных проблем — доставка товаров в регион с территории «большой» России. И мы думаем над тем, как помочь решить эти специфические для региона задачи. И мы будем стараться в сотрудничестве с калининградским бизнесом сделать все для того, чтобы их решить.
Также мы будем также продолжать работать и в розничном, и в корпоративном направлении. В розничном — по потребительскому и ипотечному кредитованию, дебетовым, кредитным картам. Для обслуживания юридических лиц есть расчетные счета, удобное мобильное приложение для предпринимателей. Если говорить о мерах поддержки, то мы работаем как по нашим собственным программам, так и в рамках существующих госпрограмм. Наша главная задача — максимально помогать жителям и компаниям региона.
*phygital (от англ. physical и digital) — сочетание физических и цифровых каналов.
АО «Альфа-Банк»