О точках роста рассказал руководитель Янтарного промышленного кластера Антон Федосов.
— Антон, как ситуация в экономике и санкционное давление отразились на деятельности предприятий кластера?
— После 24 февраля мы оказались в новой геополитической и экономической реальности. Это значит, что основные инструменты и подходы к развитию янтарной отрасли должны быть пересмотрены.
2021 год показал на предприятиях отыгрывающий рост после пандемии. Несмотря на жёсткие ограничения, в среднем совокупная выручка предприятий выросла на 15 % по отношению к 2020 году.
В 2022 году мы продолжили реализацию оптового контракта по закупке и переработке янтаря на территории Калининградской области, но валютные колебания, проблемы транзакций с зарубежными партнёрами создали определённые сложности. Если изначально падение курса рубля повысило экспортный спрос готовой продукции, то после его чрезмерное укрепление сыграло противоположную роль. Сегодня по курсу рубля цена на янтарь-сырец в среднем на 20 %, дороже, чем в прошлом году.
Если говорить о стратегических решениях, то упор должен быть сделан на приоритетный доступ к необходимым и востребованным фракциям и нужному объёму янтаря для национальных производителей, а не для иностранных крупнооптовых покупателей. Это поможет нам наращивать объёмы закупки, а соответственно, и переработки янтаря. Руководство янтарного комбината и Правительство Калининградской области нам оказывают серьёзную поддержку.
— Какие возможности есть у членов кластера? И как они чувствуют себя сейчас?
— Нам всегда задают один и тот же вопрос: «Зачем нужен янтарный кластер?» У нас же всегда есть желание спросить: а зачем вы нужны янтарному кластеру? (Смеётся.) Кластер — это не супермаркет и не сервисный центр, хотя зачастую мы выполняем и такие функции. Это объединение людей, направленное на изменение стратегических условий в отрасли в пользу национального производителя. В первую очередь — ответственное отношение к своей работе и бизнесу. Кластер не закрытый, не для избранных. Мы в этом году выросли на треть — теперь у нас 45 организаций, и это не только крупные компании, но и ювелиры, и объединения художников.
Если взять все меры поддержки из различных источников, полученные членами кластера, за три года официальной работы получится вполне приличный объём. Власти оказали поддержку в различных формах более чем на 300 млн р.: это кредиты по субсидируемым ставкам, госгарантии и поручительства, ярмарки, выставки и образовательные мероприятия, прямые формы субсидий и многое другое. А если к этому добавить вклад Ростеха и Калининградского янтарного комбината по части популяризации бренда, проведению ежегодных экономических форумов, цифра станет кратно выше. Например, только скидкой на сырьё комбинат поддержал производителей приличной суммой.
Кластер — это инфраструктура для развития. И наша ключевая задача как организации и специальной управляющей компании кластером — обеспечить максимальный доступ к мерам поддержки для организаций, выстраивающих свой бизнес на благо России в рамках государственной политики. И зависит это не только от государства, но и от самих предпринимателей, от их форм мысли и направлений развития. Одно дело для отраслевиков (которых в отрасли больше, чем в кластере) — требовать от государства, от корпораций и от самого кластера преференций, скидок и особых условий и при этом не платить налоги, заработную плату. И совсем другое — выходить в формат открытой компании, увеличивать производство готовой продукции, наращивать экспорт, создавать рабочие места, развивать дизайн и технологическое оснащение, поднимать компетенции. А для членов кластера есть ещё одно условие — выстраивать эти процессы сообща в эффективной кооперации. Планка поставлена высокая, и нам надо ей соответствовать.
— Как реализуется стратегия развития янтарной отрасли?
— По реализации стратегии развития янтарной отрасли сегодня мы наблюдаем дисбаланс показателей добычи (выше планового в 2021 году на 125 т), в части экспорта сырья вывоз превышает плановые показатели более чем вдвое. По переработке отрасль обеспечивает показатель в 1,8 млрд (вместо плановых 2,25 млрд), по количеству занятых в отрасли показатель остаётся на уровне 2000 человек (вместо плановых 3700), количество ввода туристических объектов выполняется планово. В части инвестиций в отрасли реализовано не более 1,2 млрд р. инвестиций при плановых значениях в 5,7 млрд.
Очевидно, что стратегию придётся актуализировать. 17 июля 2022 года президент Владимир Путин поручил Правительству РФ к осени подготовить новые параметры работы промышленных кластеров. В том числе в вопросах финансирования, налогообложения, поддержки производства на ранней стадии, упрощённого администрирования и создания механизмов гарантированного спроса на инновационную продукцию. Основных направлений поддержки пять:
Финансирование. Проекты, запускаемые в промышленных кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более семи процентов годовых в рублях.
Налогообложение. Нужно обеспечить в кластерах низкий уровень условно постоянных налогов, в том числе страховых взносов.
Поддержка производства на стартовой, ранней стадии, формирование пакета заказов, в том числе предоставление субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий.
Упрощённое администрирование, включая минимум либо полное отсутствие проверок, а также работа предприятий в режиме комфортного и необременительного налогового и таможенного мониторинга.
Механизмы гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию, которая только выходит на рынок. Такой льготный режим и соответствующие промышленные кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года.
В свою очередь премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился проработать вопрос о включении мест традиционного бытования народных художественных промыслов в туристические кластеры. Такое поручение глава кабмина дал по итогам совещания с руководителями предприятий народных художественных промыслов на Жостовской фабрике декоративной росписи.
— Какие мероприятия провёл янтарный кластер в этом сезоне?
— 21 июля в День янтаря прошёл ряд мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику. Отпраздновал 75-летний юбилей Янтарный комбинат, музеем янтаря организована выставка и музыкальные выступления, а на Башне Врангеля прошла ярмарка, открывающая череду ярмарочного сезона 2022 года.
Владелица бренда Amber Love и «Мастерской хомлинов» Наталья Шевченко:
«Ярмарки художников народного промысла — это очень позитивное событие, где мастера смогут показывать свою продукцию не только жителям, но и гостям региона. Это поможет развивать ещё одно туристически привлекательное направление. Такие ремесленные ярмарки помогут наработать узнаваемость тем, кто только начинает, и показать что-то новое тем, кто уже давно занимается творчеством».
Владелец ООО «МПФ Емельянов» Илья Емельянов:
«Для НПХ создаются особые условия в регионе. Это не только возможность представлять свои изделия на выставках и ярмарках, организованных Кластером янтарной промышленности, но и возможность получить поддержку и субсидии. Это важно не только для начинающих, но и для тех, кто давно занимается художественным промыслом».
Руководитель творческого объединения «Все знаки» Лариса Сапожникова
«Первую ярмарку представителей народно-художественных промыслов нам помог организовать Кластер янтарной промышленности. Они выделили площадку, предоставили места. Здесь мы не только представляем свои изделия, но и проводим мастер-классы, где каждый может попробовать стать художником, раскрыть свои творческие грани. И совсем скоро в регионе будет создана Калининградская ассоциация мастеров и ремесленников "К-мир"».
— Сколько сейчас в кластере художников народных промыслов?
— Всего художников народных промыслов в Калининграде около 400 человек. Теперь важная задача кластера — обеспечить поступательное развитие и рост важного сегмента, стимулировать использование янтаря в изделиях мастеров.
Правительством Калининградской области и Ассоциацией сформирована нормативная база и инфраструктура для народно-художественных промыслов в регионе. А соответственно, возможно привлечение субсидий, в том числе компенсации до 30 % на сырьё, налоговые и коммунальные платежи. Первый федеральный статус изделий народно-художественных промыслов получила компания-учредитель янтарного кластера — ООО «МПФ Емельянов». 10 изделий включены в реестр НХП.
— Какие планы у кластера на ближайшее время?
— Совсем скоро мы планируем провести расширенный День янтаря, ярмарку-выставку для художественных объединений и народных промыслов. Во второй половине сентября Минпромторг РФ проведёт совместно с правительством и Ассоциацией традиционную янтарную неделю, и, конечно, мы планируем наконец-то открыть первую очередь Башни Врангеля для посетителей.
В планах открыть центр коллективного пользования для кластера на базе Центра опережающей профессиональной подготовки по стандарту World Skills Russia на базе ГБОУ ПО «Колледж информационных технологий и строительства», запустить корпоративную программу подготовки «Управление янтарным кластером» и реализовать перечень программ подготовки на базе ЦОПП по заказу отрасли. В этом году также планируем развитие проекта Города мастеров — скорее всего, это будет Новогодняя ярмарка.