Калининградская область, в силу географического положения, после ввода масштабных санкций столкнулась с большими вызовами, чем другие регионы страны: блокадой транспортных путей, разрывом экономических связей, дефицитом ресурсов. При этом, обладая очень привлекательными условиями жизни, регион встал перед вызовом трансформации.
В Калининграде прошла ежегодная дискуссия Winner Club РБК, которая объединила калининградских предпринимателей и бизнесменов из Санкт-Петербурга за обсуждением темы: «Новая старая экономика Калининграда. Как развиваться при мощных внешних вызовах?».
В начале дискуссии инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg Thaikovskogo Виктория Шамликашвили рассказала о конкурентных преимуществах в волатильное для экономики время. Основная мысль Виктории — нужно дарить людям впечатления и эмоции.
«Нам всем нужны положительные эмоции, впечатления. Это то, что остается с нами, то, что у нас невозможно забрать. Говорю как врач, ведь по первому образованию я детский невропатолог. А у детей есть родители. Отсюда много опыта общения и с теми, и с другими. Очень повезло тем, кто живет в Санкт-Петербурге, потому что у нас город, который бесконечно вдохновляет, — мы врастаем в него, он врастает в нас, и у нас появляется больше желания что-то делать. А в любом бизнесе, как это ни парадоксально, опорной и самой качественной точкой является то, когда ты действительно хочешь что-то сделать, и в первую очередь то, что нравится тебе самому. А уже потом это должно понравиться кому-то еще. Есть и второе правило: надень маску на себя, а потом на соседа. Главное — это умение двигаться от вызова или сложности к другим сложностям с улыбкой и желанием продолжать что-то делать. А мешает нам, как ни странно, свой и чужой страх и недостаток любви. И если с любовью все понятно, то страх бывает двух видов: парализующий, и тогда человек ничего не делает, а есть такой страх, когда под его влиянием человек начинает действовать и становится агрессивным. Поэтому мы и наблюдаем возникновение разнообразных барьеров», — резюмировала Виктория Шамликашвили.
В продолжение делового общения был поднят вопрос локальных конкурентных преимуществ Калининградской области, которые позволяют находить новые точки роста региональной экономики. Генеральный директор АО «Инвестиционный металлургический союз» Олег Чернов отметил, что многие компании региона стараются диверсифицировать свой бизнес и развиваются не по вертикали, а по горизонтали. При этом настоящие бизнесмены даже в условиях кризиса всегда ищут возможности развития.
«Предприниматель — это тот человек, который не только берет ответственность за свои действия, за команду, за то, что он делает, но это человек, который именно и ищет возможности там, где другие замечают только проблемы. Есть в регионе предприятия, которые перевели свое производство на материк, есть те, которые заморозили свою деятельность в нашем регионе. Но большинство компаний смогли за эти два года трансформироваться. Горизонт планирования в нашей отрасли не менее шести месяцев, и за счет именно внутренних трансформаций многие смогли выжить несмотря на внешние вызовы. 72-й код — это санкционный металл, и завозить его сюда и вывозить отсюда достаточно проблематично. Экспортные рынки закрылись (и материковая часть страны отчасти тоже) из-за логистических издержек, но появились новые возможности, о которых мы два года назад даже не думали. Да, мы проигрываем в логистике на сегодняшний день, но у нас всегда были варианты А, В, С. Скажу одно, объем внутреннего рынка металла сейчас очень увеличился. Поэтому потерь как таковых в объемах нет ни у кого. Есть даже перспективы на ближайшие годы. А что будет дальше, это уже вопрос политики нашей страны, и в первую очередь в отношении нашего региона», — говорит Олег Чернов.
Большой толчок в развитии сельского хозяйства региона произошел в 2014 году. Калининградской области необходимо было импортозамещение во многих отраслях. Руководитель объединения Street Food Russia Александр Исаев уверен, что прошло еще слишком мало времени, чтобы утверждать, что мы смогли заместить большинство товаров в отрасли.
«До контрсанкций 2014 года сельское хозяйство Калининградской области представляло собой жалкое зрелище. Потому что наш рынок сельскохозяйственной продукции был полностью занят соседями из Литвы и Польши. И в 2014 году было такое ощущение, что мы просто с голоду умрем. Но ничего подобного не произошло. Развитие сельского хозяйства в регионе стартануло семимильными шагами. А ведь на нашей земле были созданы все условия для такого развития, ее просто нужно было возделывать. И к счастью, нашлось большое количество людей, кто это делал. Причем многие пришли из других бизнесов. Примечательно, что это были как приезжие, так и — в большинстве своем — калининградцы. Например, Иван Артюх, который восстановил сыр «Тильзитер» и создал свою сыроварню. За три года его сыры покорили представителей Швейцарии. Москва хотела Ивана к себе забрать, но у него было делом принципа, чтобы его сыры ассоциировались с Калининградом, и он не стал их продавать в столице. Гастрономические фестивали — это витрина, где можно за короткое время большому количеству людей показать продукт с минимальным вложением, при этом о тебе еще и напишут, будут рассказывать, пойдет сарафанное радио. Но кроме положительной стороны, у нас есть и куча проблем. Основная наша сложность, что прошло слишком мало времени. Мы понимаем, чтобы сделать хороший продукт, а потом постоянно его поставить, на это прям много времени нужно. У нас сейчас в Калининграде спрос сильно превышает предложение», — заключил Александр Исаев.
В Калининградской области во многих отраслях бизнеса наблюдается кадровый голод. Не обошел он и сферу телекома. И если рядовых сотрудников найти не сложно, то с поиском квалифицированных специалистов случаются трудности. Директор калининградского филиала Tele2 Александр Коренецкий видит основной проблемой отрасли не кадровый голод, а длинное и сложное логистическое плечо.
Александр Коренецкий отметил, что рынок труда за последнее время стал значительно сложнее: наблюдается увеличение количества фрилансеров, рост конкуренции за наем высококвалифицированных работников, также усложняет ситуацию выход на рынок труда поколения «демографической ямы».
«Что касается персонала, я не скажу, что какие-то большие глобальные проблемы есть с его подбором, потому как компания очень ориентирована на сотрудников, и это кроме того, что она ориентирована на бизнес. Есть много разных программ поддержки, начиная с ДМС, корпоративного обучения, заканчивая современным и комфортным офисом. Более 70% сотрудников компании ежегодно получают продвижение в карьере. Важно отметить, что безопасность и забота о людях стали одним из наших приоритетных направлений работы с персоналом. Все это помогает нам привлекать и удерживать лучшие компетенции. Ежегодно мы работаем с КГТУ, ищем таланты. Студенты активно участвуют, готовят программы, показывают их, защищают проекты и получают за это гранты. И за этим будущее телекома».
Более существенными Александр Коренецкий считает сложности с логистикой и транспортировкой.
«Срок доставки оборудования, необходимого для строительства и модернизации инфраструктуры связи, сейчас увеличен. Но мы постоянно работаем над поиском альтернативных и более оперативных вариантов. Обновление и развитие сети приобретает особую важность в туристический сезон, когда в Калининградскую область приезжают гости со всей России. Мы постоянно оцениваем состояние нашей инфраструктуры, прогнозируем периоды и географию увеличения нагрузок и заранее увеличиваем емкость. И калининградцы, и приезжающие к нам в регион туристы могут пользоваться надежной и качественной связью и оставаться на связи с близкими».
За последние годы Калининградская область стала максимально туристически привлекательным регионом. Гости города не просто возвращаются за отдыхом, но и покупают здесь жилье. Директор коттеджного поселка «Гурьевская слобода» Михаил Некрасов считает, что залог привлекательности региона не только гостеприимство, но и положительные эмоции, а также максимальный комфорт.
«В индивидуальном жилом строительстве очень важно продавать через эмоции. Это инфраструктура, красота места, восприятие дома покупателем, комфорт, подарки от застройщика: получается, что дом начинается с эмоций. За три года все реформировалось и реструктуризировалось под волатильностью. На это влияли то курс рубля, то спецоперация, то новости в федеральном поле, что в Калининграде все плохо. Приходится менять акценты, менять проекты домов. Если раньше было 4 базовых проекта, то сейчас уже 15. Для покупателя важно выдерживать общую структуру поселка: дороги, световое оформление, ограждения, внешний облик домов — тогда люди сами захотят жить в таких условиях. Ведь это не просто эстетично, это еще и комфортно, именно это людей подкупает. Да, так как цены выросли, приходится снижать количество квадратных метров, но не в ущерб качеству — его мы снижать не имеем право», — заверил Михаил Некрасов.
Большинство представителей бизнеса в этот вечер сошлись во мнении, что во многих отраслях не хватает государственной поддержки. Необходимо продолжать улучшать логистические пути, создавать новые меры поддержки для калининградских сельхозпроизводителей, продолжать развивать туристическую сферу, и тогда Калининградской области будут по плечу любые экономические вызовы.