Компетенция , Калининград ,  
0 

Высокий сезон: калининградские гостиницы остаются незаполненными

Высокий сезон: калининградские гостиницы остаются незаполненными
Причина пустующих номеров — высокие цены на проживание и на перелёты

Турпоток в Калининградскую область в 2024 году превысил 2,3 млн человек и предполагает ежегодный рост на 10%. Между тем региональные отельеры бьют тревогу: заполняемость отелей становится ниже. Снижение выручки отмечают и предприятия общепита. Что происходит на калининградском побережье и как сделать регион привлекательнее для туристов, обсуждали участники круглого стола «Туризм и инфраструктура: как объединение усилий создает качественный туристический продукт», который прошел в рамках Бизнес-дня, организованного редакциями РБК Калининград и РБК Санкт-Петербург.

РБК Регионы проводит серию встреч в формате РБК Бизнес-день — долгосрочный проект, целью которого является развитие межрегиональных межотраслевых связей и кооперации, а также обмен опытом и содействие инвестпроектам предпринимателей.

Минус 8% к прошлому году

Мест всем туристам в гостиницах Калининградской области может не хватить, на днях заявил вице-президент Ассоциации туроператоров России по внутреннему туризму Сергей Ромашкин. По его данным, количество заинтересованных гостей растет до 15% в год, и область за этим темпом не успевает.

Однако у главы региональной Ассоциации индустрии гостеприимства Ольги Тесленко другие данные. Калининградские отельеры и рестораторы, наоборот, отмечают снижение наполняемости отелей в этом сезоне.

Глава региональной Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко
Глава региональной Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко

«В этом году рост турпотока обозначен в 15%, но завышенные ожидания, рост цен, ограниченный транспортный поток и какие-то странные игры с авиабилетами, когда они стоят 21–35 тыс. руб. в одну сторону, а за день вылета могут продаваться по 2 тыс. руб., мешают прогнозировать [поездки]. Сейчас некоторые [калининградские] отельеры и рестораторы заявляют о том, что показатели [наполняемости] составляют минус 8% к прошлому году», — привела она цифры.

Эксперт считает, что причиной сложившейся ситуации стало то, что конкурировать за туристов сегодня вышли и не туристические регионы.

«Сегодня каждый российский субъект претендует на туристическую дестинацию, об этом не раз говорилось и два, и три года назад. Вместо того чтобы [раньше] хлопать в ладоши, надо было бороться за постоянство гостей, и, наверное, не очень завышать цены на побережье, и вести грамотную, лояльную политику, потому что к нам люди едут за маленькой Европой, но картинка зачастую не совпадает с их ожиданиями», — считает Тесленко.

Заместитель регионального министра по туризму и культуре Роман Клоков не согласен с тем, что туристический поток в регион становится меньше.

Заместитель регионального министра по туризму и культуре Роман Клоков
Заместитель регионального министра по туризму и культуре Роман Клоков

«Боюсь ошибиться, но у нас были данные, что за 12 дней Калининградскую область посетили около 80 тыс. человек. Есть данные «Сбераналитики», согласно которым эти люди потратили в Калининграде 1,5 млрд руб., рассчитываясь платежными картами. Честно говоря, сказать, что число туристов в регионе уменьшается, нельзя. Об этом говорит и возросший пассажиропоток в аэропорту и на железной дороге», — категоричен он.

К тому же региональные власти никогда не ставили целью кратно увеличить туристический поток, обращает внимание Клоков. Мы просто понимаем, что интерес к региону растет, и если мы посмотрим формируемые и создаваемые новые точки показа, даже на том же востоке области, то гостям может и месяца не хватить, чтобы посмотреть все, что регион может предложить.

«Людям становится интересно сюда приезжать, но тут возникает вопрос с транспортной доступностью и с тем, где поселиться. <...> Конечно, транспортная инфраструктура, отели, предприятия общепита испытывают повышенную нагрузку в пиковые сезоны — июль, август, сентябрь», — говорит замминистра, отмечая, что сегодня только февраль относительно спокойный месяц.

Однако Тесленко объяснила: речь идет не о турпотоке в целом, а о наполняемости отелей. Их владельцы говорят о наличии свободных мест, и это свидетельствует о том, что туристы все чаще предпочитают гостиницам апартаменты.

«Цены в отелях резко поднялись»

Это мнение поддержала и основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина.

Основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина
Основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина

«На калининградском побережье сейчас очень популярна такая вещь, как апарт-отели. Однако, строя апартаменты с большим номерным фондом <...>, все операторы, которые сейчас заходят на рынок, заявляют о том, что демпинга по ценам не будет, то есть цены [на проживание] в отеле и апарт-отеле будут одинаковыми. К сожалению, по факту этого не происходит, потому что никакими договорами мы не можем заставить собственников жилья продавать свои номера по той цене, что продает отель», — говорит она.

Ценовая разница проживания не дает развиваться гостиничному бизнесу, уверена Рольбина. Ведь инвестиционные затраты в гостиницу намного выше, так как требуется создавать больше инфраструктуры и услуг гостиницы, содержать большее количество высококвалифицированного персонала, чем в апартаментах, где инвестиции меньше и операционные расходы гораздо ниже.

По данным главы Horeca Consulting House, за год прирост загрузки отелей составил 18%, а цена за номер повысилась в среднем на 6 тыс. руб. в отелях категории 4 и 5 звезд.

В сервисе онлайн-бронирования жилья «Суточно.ру», в свою очередь, подсчитали, что Зеленоградск и Светлогорск стали лидерами по росту цен на аренду жилья для туристов на морских курортах России летом-2025, обогнав Сочи и Геленджик. В среднем по России цены выросли на 11% — до 5 тыс. руб. в сутки. В Зеленоградске ставка достигла 7,3 тыс. руб. за ночь, в Светлогорске — 6,1 тыс., Геленджике — 5,8 тыс., Сочи — 5,5 тыс., Ялте — 4,9 тыс. руб.

«У нас очень резко поднялись цены в отелях 4, 5 звезд <...>, в среднем 18–26 тыс. руб. за сутки [это дорого], мы все это понимаем… Есть еще небольшой средний сегмент, где проживание обойдется 12–14 тыс. руб/сутки. Потом такая большая дыра, провал, и идут отели 2 звезды и без звезд, где сутки стоят 4–7 тыс. рублей. По такой же цене предлагаются апартаменты. [Отели] действительно теряют своих клиентов из-за цен, потому что все уходят в частный сектор на побережье, который очень гибкий и может менять стоимость хоть каждый час», — констатирует Наталья Рольбина.

Эксперт отмечает, что у многих ресторанов и предприятий, связанных с общественным питанием, также снизилась выручка. Но это связано не с количеством туристов, а с их платежеспособностью.

Туристы хотят остаться

То, что в регионе идет значительный рост интереса к частной недвижимости, подтверждает руководитель отдела по развитию корпоративного бизнеса Калининградского филиала Т2 Денис Гребенюк.

По оценке BigData T2 в прошлые годы запросы гостей региона больше касались аренды жилья и размещения в гостиницах и отелях. В этом году растет количество запросов B2B-клиентов для коммуникации с теми, кто посетил Калининградскую область, решил остаться и приобрести здесь недвижимость. Так же растет количество гостей, проявляющих интерес к приобретению жилья.
 

Руководитель отдела по развитию корпоративного бизнеса Калининградского филиала Т2 Денис Гребенюк
Руководитель отдела по развитию корпоративного бизнеса Калининградского филиала Т2 Денис Гребенюк

«Сейчас очень сильная конкуренция за туриста. И в среднем, и в малом бизнесе мы видим довольно значимый спрос в сервисах на базе аналитики больших данных. Есть множество запросов на коммуникацию с теми абонентами из числа гостей региона, которые изучают предложения по продаже недвижимости. Наши аналитические сервисы говорят, что рост турпотока на 15% — это довольно консервативная оценка. По ряду причин Балтийское побережье стало более привлекательным, чем черноморское, и это один из факторов роста туристической отрасли Калининградской области», — говорит спикер.

Если говорить о привлекательности Балтийского побережья для туристов, то здесь немалое значение имеет скорость мобильного интернета, считает Гребенюк.

В развитии туристической инфраструктуры восточных территорий заинтересованы и телекоммуникационные компании. «В конце прошлого года мы провели рефарминг по всему побережью: Светлый, Балтийск, Янтарный, Светлогорск, Зеленоградск, Пионерский. Скорости мобильного интернета выросли до 55%. Высокое качество связи позволяет отдыхать и работать в любой точке региона. Так же мы на 10% увеличили покрытие сети T2 в регионе. Теперь жители и гости региона могут смело путешествовать по Калининградской области, не боясь отключиться от мира. Туристы абсолютно точно не почувствуют дискомфорт и будут активно пользоваться различными цифровыми сервисами на высокой скорости», — пояснил спикер.

Формирование инфраструктуры гостеприимства — это больше частная сфера, и потому инициатива предпринимателей в формировании туристического продукта играет превалирующую роль, считает Роман Клоков. Задача государства — формирование условий и предоставление мер поддержки.

Высокий сезон: калининградские гостиницы остаются незаполненными


 
Компетенция Спрос на финансы и перезагрузка экономики: новые точки роста Калининграда
Материалы выпуска
Компетенция Высокий сезон: калининградские гостиницы остаются незаполненными
Компетенция Спрос на финансы и перезагрузка экономики: новые точки роста Калининграда
Инструменты На предприятии Калининградской области внедрят бережливый менеджмент
Инструменты 400 российских предприятий смогут бесплатно повысить производительность
Инновации В Калининграде достраивают новый многофункциональный комплекс «Бэлфорт»
Инструменты Обмен опытом: драйверы развития на выставке и конференции SLS Russia 2025
Новости партнеров 1,5 тысячи российских предприятий получат поддержку в роботизации
Новости партнеров Калининградская компания вернула замороженные в Европе активы через суд
Новости партнеров Калининградский хлебозавод вошёл в проект «Производительность труда»
Новости партнеров Завершён второй модуль по бережливому производству на заводе «Энкор»
Новости партнеров В Калининграде обсудили повышение эффективности управления
Новости партнеров Муниципалитеты оптимизируют процессы на «Фабрике офисных процессов»
От первого лица Театр начался с… крыши, а закончился судом
Инструменты Эксперты РЦК КО изучили бережливые методики на Сибирском форуме
Инструменты Опыт региона по производительности труда представили на форуме в СПб
Содержание
Закрыть