О том, почему его проведение важно и как он повлияет на развитие бизнеса в регионе, рассказывают известные калининградские предприниматели и представители бизнес-сообщества.
Часть экспертов сошлась во мнении, что конкурс стал примером для тех, кто хочет, но пока не решается заняться предпринимательством. «Через такой формат как можно больше людей смогут поверить в себя, свои возможности, идеи и все-таки сделать первый шаг к успеху. Именно «Бизнес Баттл» показал, что молодые ребята совершенно из разных сфер жизни смогли презентовать, проработать свою идею и вывести ее на завершающую стадию презентации к инвестору», — считает руководитель фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» Кирилл Лило.
«Бизнес Баттл» показал, в какой сфере лежит интерес тех, кто решил стать предпринимателем. Эти люди были в хорошем смысле пропиарены и представлены как хороший пример того, что можно начать свой бизнес в любых, даже самых сложных и жестких условиях. Очень важно, что опыт участников был абсолютно разный, свои проекты представляли как экономисты, так и филологи по образованию», — рассказал управляющий партнер международного хедж-фонда Lighthouse Николай Власенко. Он посчитал интересным, что между собой соревновались как реальные бизнес-проекты, которые уже приносят какие-то доходы, так и теоретические, которые потенциально можно реализовать.
Глава представительства правительства Калининградской области при правительстве РФ в Москве Денис Салий назвал «Бизнес-Баттл» набором инструментов, позволяющим молодежи понять, что предпринимательство — это не страшно. «Такой подход позволяет людям с большей уверенностью и поступательным намерением реализовывать те идеи, которые у них есть. Очень многие проекты, которые были на конкурсе, родились из «бытового» маркетинга. То есть участники смотрели на то, чего не хватает, по их мнению, какая услуга была бы востребована лично ими, и перекладывают это на бизнес-модель своего проекта», — пояснил он.
Помимо самых разнообразных участников, «Бизнес Баттлу» удалось объединить крупных представителей регионального бизнеса, которые курировали стартапы участников. «Я очень признателен всем, кто вел ребят и рассматривал представленные проекты, готовили, консультировали, вложили душу в эти стартапы и в тех, кто их представлял. Это люди, которые сами стали успешными и достигли определенных вершин в развитии своего бизнеса. И на сегодня это высочайшие авторитеты, с которыми ребятам повезло пообщаться», — отметил президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин.
Денис Салий подчеркнул, что участие в «Бизнес Баттле» помогло молодым предпринимателям получить реальную помощь в развитии своих стартапов. «За время конкурса ребята смогли проработать, улучшить, рассчитать бизнес-модель, а также найти поддержку в лице как инвесторов, так и менторов, своих наставников и готовы реализовывать эти проекты прямо сейчас. Очень порадовали горящие глаза, то, что участники генерируют абсолютно новые и свежие идеи, находят свои ниши», — сказал эксперт.
Однако конкурс был интересен не только самим участникам, считает Кирилл Лило: «Все гуру бизнеса со стороны экспертов, несмотря на свою безусловную занятость, погрузились в анализ и отбор проектов, голосование, обсуждение. Было видно, что такой формат был очень востребован и понравился им. Они прям этим заболели и на всем протяжении конкурса с огромным интересом и энтузиазмом подходили к своей работе».
В целом специалисты сошлись во мнении, что «Бизнес Баттл» способен оказать влияние на экономику и развитие бизнес-среды в регионе. «Я бы сказал, что это зерна, которые вбрасываются в почву. И понятно, что их результат мы можем реально увидеть через несколько лет. Но эти проекты формируют будущее и предпринимательскую культуру региона», — утверждает Николай Власенко.
По мнению Феликса Лапина, все представленные проекты имеют «эффект бабочки»: «Это как когда общество утрачивает мельчайшую песчинку, которая может привести к катастрофе. Так и здесь. Я не могу сказать, что мы завтра, реализуя эти бизнес-проекты, выскочим из сложной экономической ситуации. Но у нас есть уверенность, что предпринимательством надо заниматься и им очень интересно заниматься. Но чтобы это делать, нужно очень много знать, уметь и учиться. И как раз то, через что прошли все участники «Бизнес Баттла».
«Мне кажется, что отдельно взятый стартап не может оказать влияние ни на региональную экономику, и на экономику в целом по стране. Но может «Бизнес Баттл» в целом, как некий инкубатор свежих идей. Потому что не только финалисты теперь будут реализовывать свои идеи и бизнес-проекты. Многие из участников, которые пришли на этот конкурс, свои проекты делают уже сейчас», — подчеркнул Денис Салий.
Он также выразил надежду, что этот «Бизнес Баттл» станет не последним и будет развиваться. «Эта идея новая и свежая. По крайней мере, представители тех регионов, с которыми мне удалось пообщаться и рассказать про этот проект, ничего подобного не реализовывали», — рассказал Денис Салий, добавив, что его федеральные коллеги, которые занимаются развитием и популяризацией малого и среднего предпринимательства, уже заинтересовались этим конкурсом как лучшей практикой.
«Конечно, это была первая проба пера, и я думаю, что этот конкурс будет и дальше жить. Мы планируем подключиться более плотно к работе по реализации «Бизнес Баттла». Даже есть идеи включить его в какие-то федеральные программы для тиражирования в других регионах», — подчеркнул Кирилл Лило.
«Группа «Западная пресса» реализует уже не первый проект, до этого были социальные инициативы, теперь — связанная с бизнесом, — сказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов. — И это хорошо. Но я немного расстроен тем, что мало проектов. Было 100, потом осталось 25. Несмотря на то что мы федеральные лидеры по развитию малого бизнеса, этого мало. Деньгами ничего не решить, потому что все идет от людей. Если у нас будут ребята, которые предлагают что-то новое, все будет хорошо. Надеюсь, что «Бизнес Баттл» нам поможет раскачать ситуацию. И хочу пожелать, чтобы этот проект продолжался. Если мы будем находить новых звезд, это хорошо».