— Как повлияла пандемия и связанные с ней ограничения на работу отделений Альфа-Банка в Калининградской области?
— Пандемия, самоизоляция, кризис — отразились абсолютно на всех сферах экономики. В том числе и на банках. Но мы, как аптеки, больницы и другие социально значимые организации, должны были обслуживать клиентов — юридических и физических лиц.
К этому мы оказались готовы с первого дня: оперативно создали штаб, закупили средства защиты, перестроили и упростили ряд сервисов. Например, открытие счета юрлицам в приложении ускорили всего до 5 минут.
Безусловно, с введением ограничительных мер поток клиентов в офисы существенно снизился, ведь клиенты по понятным причинам стремились сократить количество контактов. Но эта ситуация позволила оценить удобство дистанционных каналов банка.
— Какие из этих изменений продолжат действовать по окончании пандемии? Будем ли мы больше работать онлайн или вернемся к офлайну?
— Сложно предугадать, коснется ли нас вторая волна ограничений, но уже сейчас понятно, что новая реальность останется с нами надолго. Поэтому мы продолжаем активно развивать дистанционные каналы, чтобы клиенты могли получить полноценный сервис онлайн. Уже сейчас более 70% наших клиентов пользуются продуктами именно в приложении, не приходя в отделения. В то же самое время мы не стремимся перевести всю работу банка в онлайн: ничто не заменит живого общения, и часть клиентов ходили и будут ходить именно в отделения.
Если говорить о цифрах, на сегодняшний день у нас более 60 тысяч активных физических лиц и более 6 тысяч юрлиц. Это весомые показатели для нашего города.
— Мы начали говорить о мерах помощи. Какие меры поддержки банк может предложить клиентам в текущей ситуации?
— Являясь системно значимым банком, мы, разумеется, работаем по всем существующим государственным программам поддержки: кредитные каникулы для бизнеса, кредитование под 0% на выдачу заработной платы и кредитование под 2% на возобновление деятельности компании. Кроме того, мы являемся партнером корпорации МСП, активно сотрудничаем с фондом «Центр поддержки предпринимателей».
Также мы запустили собственные программы поддержки, снизили или обнулили ежемесячную плату на некоторые продукты и добавили очень много опций, которые помогли снизить операционные издержки бизнеса.
Подобные программы рассрочки и реструктуризации есть и для физлиц. Наша статистика показала, что более 1200 физлиц обратилось к нам за помощью, и мы им помогли: через реструктуризацию, кредитные каникулы, рефинансирование ипотеки, автокредитов.
— Какие программы поддержки пользуются наибольшим спросом у физических и юридических лиц?
— Практика показала, что 95% обращений касались программ поддержки, разработанных именно Альфа-Банком. Для клиентов-физлиц это «Кредитный карантин», открывающий возможность на 3 или 6 месяцев воспользоваться отсрочкой. Для малого бизнеса мы смогли предложить продукт, созданный совместно с «Билайном» — «Бесплатно и навсегда»: бесплатное открытие и обслуживание счета и определенная поддержка от «Билайна».
В августе 2020 года исполняется 10 лет работы Альфа-Банка с клиентами сегмента малого бизнеса и микробизнеса. Мы запустили специальную акцию, которая позволит снизить затраты на РКО. Чтобы получить специальные условия, достаточно открыть счет и совершить один денежный перевод с 1 по 31 августа. После этого клиент сможет c 1 сентября до конца 2020 года бесплатно переводить деньги другим юрлицам, а также переводить деньги физлицам по сниженной комиссии.
У среднего бизнеса вызывают интерес не только программы поддержки от государства, но наши собственные программы и продукты, которые помогают бизнесу развиваться. Это и продукты для экспортеров (специальные тарифы на аккредитивы, конвертацию валют и так далее), и факторинг, и различные гарантии. Отдельно отмечу, что для получения гарантий мы не заставляем собирать большой пакет документов, все делается онлайн, условии прозрачные, а проверка и одобрение происходят быстро.
— Как себя чувствует ипотечный сектор сегодня?
— Открытие ипотечного центра Альфа-Банка в Калининграде состоялось в феврале, и результаты превзошли наши ожидания. Во многом это заслуга нашего комплексного подхода к вопросу: подать заявку, получить одобрение можно полностью онлайн, в офис клиенты приходят только на сделку. Но если квартира покупается в новостройке, то в офис приходить не нужно: процесс полностью выстроен онлайн. Со своей стороны мы активно сотрудничаем как напрямую с застройщиками, так и с агентствами недвижимости. Отлаженность всех процессов и партнерские программы позволяют нам предлагать клиентам льготную ипотеку от 6,5% и ряд специальных программ по выгодным ставкам и даже с отсрочкой платежа.
Раз уж зашел разговор о строящемся жилье, не могу не отметить, как еще два года назад мы в своей работе стали внедрять закон о защите прав дольщиков, известный как ФЗ № 214. Альфа-Банк одним из первых предложил проектное финансирование застройщикам и доработал этот продукт под скорость решения — все происходит в течение трех месяцев. Судя по обратной связи наших уважаемых клиентов по строительству, скорость и сервис — наш конек.
— Во время режима самоизоляции, когда правительство анонсировало меры поддержки населения, увидели ли вы всплеск заявок на рефинансирование или кредитные каникулы?
— Я бы назвал это парадоксом, но спрос вырос незначительно. Вала обращений среди физических лиц не произошло. Многие клиенты, которым действительно это было нужно, воспользовались нашими программами и предложениями. Обратились и те, кто пострадал из отраслей бизнеса, но ни один наш клиент не ушел в просрочку. О чем это говорит? О том, что мы хорошо умеем управлять рисками, у нас внушительный кредитный портфель, мы понимаем, с кем работаем, и даем хорошие индивидуальные условия.
— В этом году исполнилось 20 лет Альфа-Банку в Калининграде. Чего удалось добиться за это время и какие перспективы видите в будущем?
— За те 13 лет, что я работаю в команде Альфа-Банка, могу сказать, что ключевые ценности банка остались неизменными: в нашей команде — люди, которые умеют слышать, слушать и понимать бизнес и клиентов. Мы называем это «Альфа-ДНК».
Мы ежегодно демонстрируем рост на 20–30% в регионе по различным показателям. Наша доля по юрлицам — больше 10% в области. Сегодня Альфа-Банк в Калининграде представлен 4 отделениями и 1 центром ипотечного кредитования. Мы активно работаем с органами власти, фондом поддержки предпринимательства, участвуем в программах Минэкономразвития. По большому счету сейчас предпринимателям часто важны не займы, а выгодные условия расчетно-кассового обслуживания и всегда индивидуальный подход. Поэтому мы и крупнейший частный банк страны. Мы знаем, как дать индивидуальный сервис каждому клиенту и вместе идти к общей цели.
Если отойти от цифр и денег и обратиться к корпоративно-социальной ответственности, то мы много лет поддерживаем парусную регату имени Алексея Леонова, участвуем в шефстве над домом-интернатом в Железнодорожном.
За 20 лет Альфа-Банк в Калининграде стал не просто банком с офисом, а партнером и другом жителей.
— Какие перспективы видите в будущем?
— Мы планируем создать в России первый безбумажный банк. Абсолютно безбумажный. Это первая задача. Вторая задача — поменять формат наших классических отделений сети на «phygital-отделения» (phygital — синтез слов «диджитал» и «физический») — отделения по принципу коворкинга. Вы не увидите традиционной очереди. Это будет просторный зал с интеллектуальной системой распознавания лиц. Она узнает вас еще на пороге, и к вам подойдет специалист с планшетом или ноутбуком. Вы сядете с ним в удобном вам месте — за столик или даже на подоконник, и сможете решить все свои вопросы (от возврата НДФЛ и заканчивая получением карты) и одновременно получить услуги как юрлицо и физлицо. Два таких отделения уже открыты и тестируются в Москве. В Калининграде рассчитываем запустить такую сеть в 2021 году.
— Осенью 2019 г. банком был создан ВЭД-Клуб. Как вы оцениваете его работу за прошедшее время?
— Стоит отметить, что это была очень хорошая инициатива — Правительства Калининградской области, Фонда поддержки предпринимательства и Альфа-Банка.
Клуб включает не только экспортеров, но и импортеров. В прошлом году мы подписали соглашение, сделали страницу на базе Фонда поддержки предпринимательства — благодаря ей предприниматель не уходит на горячую линию, а попадает сразу к нам и оперативнее получает поддержку. Сейчас мы занимаем 10% рынка ВЭД в городе. Уверен, к концу 2020 года эта цифра станет еще больше.
Из преимуществ Альфа-Банка — у нас есть собственный валютный контроль на местах, а не централизованно в других регионах, как это выстроено в других банках. За все время с момента подписания мы провели свыше 10 семинаров для предпринимателей, а в период пандемии трансформировали их в онлайн-формат. Более ста клиентов воспользовались консультацией и перешли в наш банк.
«Созданный совместно с Альфа-Банком ВЭД-Клуб уже активно работает, мы видим первые результаты. Мы уверены, что такой симбиоз банка и нашего фонда поможет более эффективно развиваться компаниям, которые уже работают на внешних рынках. И, главное, вдохновит начать заниматься ВЭД и новых предпринимателей. Альфа-Банк — один из лидеров этого рынка, и с помощью его экспертизы и опытных менеджеров уже сейчас оказывает поддержку бизнесу, что особенно это ценно в текущей ситуации», —отметил глава фонда Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» Кирилл Лило.
АО Альфа-Банк
20 августа 2020 год