Руководитель управления по работе с крупными компаниями и отдела инвестиционно-банковских операций «Райффайзенбанка» Дмитрий Средин рассказал РБК Калининград, как пандемия и удаленная работа позволили банку вырасти, а клиентам — упростить взаимодействие с банком и сэкономить.
— Если говорить о пандемии и экономическом кризисе, как менялось поведение крупных клиентов банка?
— Я в банковском бизнесе работаю больше 20 лет, проходил через дефолт 98 года и другие кризисы — мне есть с чем сравнивать. В 2020 году мы оказались в уникальной для всего мира ситуации. Все топ-менеджеры, принимающие решения на стороне наших клиентов, очень быстро сфокусировались на оптимизации бизнес-процессов внутри компании. Они сели и начали думать: будет ли выручка как в прошлом году или она будет 30% от уровня прошлого года. Что делать? Надо резко снижать свои расходы. Это было в хорошем смысле «чистилище» затрат, через которое прошло большое количество наших клиентов.
— А каким образом документы оформлялись и подписывались, когда вся страна работала удаленно? Новые сервисы появились?
— В августе мы закрыли первую в истории полностью цифровую сделку по синдицированному кредитованию для группы компаний «Росводоканал». Я сидел в пятницу вечером у себя дома с ноутбуком, нажимал на ссылку и подписывал документы усиленной квалифицированной электронной подписью. То же самое сделали несколько генеральных директоров компаний, которые входят в группу компаний. То есть мы подписали всю кредитно-обеспечительную документацию без единой бумаги.
Причем нужно еще правильно хранить эти документы и чтобы они были верифицированы, например, в суде. Вся инфраструктура для этого готова и работает, иначе бы «Росводоканал» никогда не подписал с нами документ в таком формате: как вы понимаете, юристы есть со всех сторон. Если бы мне в январе кто-то сказал, что в августе я буду подписывать кредитные документы УКЭПом (усиленная квалифицированная электронная подпись. — Прим. ред.), я бы не поверил. 2020 год заставил ускорить многие внутренние проекты, которые планировались на конец года или на следующий год.
СПРАВКА:
В августе 2020 года «Райффайзенбанк» выступил координирующим уполномоченным ведущим организатором синдицированного кредита для крупнейшего в России частного оператора в сфере водоснабжения и водоотведения ГК «Росводоканал». Уникальность данной сделки в том, что она полностью оформлена в удаленном режиме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Всего в подписании участвовали 11 сторон: пять водоканалов, гарант со стороны ГК «Росводоканал» и пять банков-участников синдиката («Райффайзенбанк», «Альфа-банк», «Росбанк», МИБ и «ОТП Банк»).
— А клиенты готовы подписывать УКЭПом кредитные соглашения?
— Есть разные клиенты, и это не зависит от возраста. Есть те, кому ничего объяснять не нужно, а нужно просто помочь, например, в ситуации, когда у компании нет ИТ-ресурсов или нет понимания, как все это установить и сделать. Есть клиенты, у которых ИТ-технологии уже есть, и они ждут, когда им дадут зеленый свет. А есть группа клиентов, которые консервативны и недостаточно понимают суть того, что происходит. Поэтому мы тратим больше времени чтобы проговорить с юристами, что документ кредитный, подписанный УКЭПом, такой же валидный, как и живая подпись синей ручкой.
— Какие еще цифровые услуги упрощают документооборот и позволяют клиентам взаимодействовать с банком удаленно?
— Наш сервис «Банк-клиент», например. Через «Райффайзен Бизнес Онлайн» мы получаем от клиентов документы, и в подавляющем большинстве случаев нам не требуются бумажные оригиналы. Мы научились в этом году удаленно открывать банковские счета. Начиная с этого года, любая компания может зайти на сайт банка и стать нашим клиентом, не общаясь ни с одним сотрудником, просто подгрузив необходимые документы в систему. За 15 минут система проверит юридическую валидность документов. Далее клиент получит номер расчетного счета и может начать взаимодействие с банком, не заходя ни в одно отделение.
Еще у нас есть онлайн-факторинг, в рамках которого поставщики получают финансирование полностью в цифровом формате. Например, на 1 сентября около 18% всех поставок финансируются банком автоматически.
Отдельно отмечу, что в банке много интеграций с использованием блокчейн-технологий. Из последних кейсов — проект с компанией «Петролеум Трейдинг», которая торгует нефтепродуктами и заключает 13 000 контрактов в год. С помощью нашей технологии практически все сделки теперь происходят автоматически, на основании электронных документов, которые проходят через блокчейн-систему. Это сэкономило гигантское количество денег и ресурсов для нашего клиента. Компания планирует полностью перейти на блокчейн-платформу в течение ближайших 1,5–2 лет.
СПРАВКА
«Райффайзенбанк» первым в России провел интеграцию блокчейн-платформы банка R-Chain и блокчейн-платформы для заключения сделок PROLEU («Петролеум Трейдинг»). Интеграция проведена с использованием технологии распределенных реестров Hyperledger Fabric, которые гарантируют полную неизменяемость данных, прозрачность процесса оплаты и полную конфиденциальность. Решение может быть масштабировано на неограниченное количество поставщиков и контрагентов.
— В Калининградской области какие цели и планы на ближайшую перспективу?
— Мы сейчас находимся в фазе переосмысления того, что будет в ближайшие три года с точки зрения нашего корпоративного бизнеса и наших основных фокусов. Калининград точно будет оставаться одним из наших основных рынков на Западе, где мы будем продолжать расти в корпоративном сегменте.
С января по июнь текущего года кредитный портфель в Калининградской области вырос на 31% и достиг 786 млн рублей. За 6 месяцев выдано 830 млн рублей, что на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Финансирование предоставлено для сегментных лидеров пищевой промышленности, розничной торговли и предприятий аграрного сектора. Пассивы выросли чуть меньше, чем активы — на 29%, и достигли 1,07 млрд рублей. Знаете, у нас есть такой слоган: «Просто. Четко. Компетентно», его разделяют все сотрудники банка. Мы хотим, чтобы эти три слова ассоциировались с нами в Калининграде. Это наша основная задача.
«Райффайзенбанк» является дочерней структурой «Райффайзен Банк Интернациональ АГ». «Райффайзенбанк» — один из самых надежных российских банков, который создает финансовые решения для частных и корпоративных клиентов, резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», «Райффайзенбанк» занимает 12-е место по размеру активов по итогам 1-го полугодия 2020 года, 7-е по объему средств частных лиц и 10-е по объему кредитов для частных лиц. По данным журнала Forbes, «Райффайзенбанк» признан самым надежным и лучшим банком в России в 2020 году.
АО «Райффайзенбанк»
29 октября 2020 года