— Андрей Юрьевич, как меняется фармацевтическая отрасль после пандемии?
— В лучшую сторону, я считаю. Во-первых, дофинансируется то, что давно не дофинансировалось — это и создание коечного фонда, и мобилизационного фонда на случай ЧС. И в это дело вкладываются большие деньги. Конечно, как обычно, не все у нас идет эффективно, но по крайней мере движение в этом направлении большое. Мы видим внимание и федеральных властей. У нас каждую неделю проходят ВКС (сеансы видеоконференцсвязи) с федеральным Минпромторгом, фармпроизводители участвуют в оперативках, посвященных обеспечению людей лекарствами. Конечно, огромная надежда на вакцинацию (против коронавируса. — Прим. РБК Калининград). Сейчас весь мир лихорадит: в разных странах готовятся десятки вакцин, тратятся огромные ресурсы… И лидерство России в этой части очевидно. Одна вакцина уже работает, поднимается коллективный иммунитет.
— Как вы лично относитесь к этой вакцине? Будете прививаться? Семье своей советуете?
— Аккуратно отношусь, аккуратно. И вижу, что власти тоже аккуратно относятся. Специалисты говорят, что нам нужно несколько вакцин для разного возраста. Первая — это, я так понимаю, жесткая вакцина. Нужны здоровые люди для проведения тестов. Сейчас на выходе вакцина «Вектора» и еще ряда научных учреждений. Я считаю, что вакцинироваться от гриппа, от изведанной вещи, безусловно, нужно. Что касается вакцины от ковида, в ситуации, то ты сам принимаешь риски. У меня разновозрастная семья — от грудных детей до людей уже в значительном возрасте. Пожилым людям после 60, говорят, эту вакцину не стоит делать, надо ждать, пока другие ее протестируют… Хотя, вообще-то, российские вакцины традиционно одни из самых качественных и безопасных в мире.
— Насколько сложно сегодня вывести на рынок новый препарат?
— Создание лекарства с нуля, с разработки химической формулы, может стоить от 50 миллионов до миллиарда долларов. Если без этапа НИОКР, то зависит от качества препарата и других факторов. Он должен быть эффективен и безопасен — это важные конкурентные преимущества на остроконкурентном рынке. И мало создать препарат — нужно еще раскрутить товарный знак, выйти на рынок, вести маркетинг, защищать интеллектуальную собственность. Это все сложно и долго. А еще нужно разрабатывать новые лекарственные формы, расширяя продуктовую линейку, выходить с новыми предложениями к потребителю. Мы занимаемся этим. У нас в стадии подготовки и испытаний и мази, и гели, и суппозитории. И мы сейчас проходим в Европе вторую фазу клинических испытаний «Мирамистина» — уже второй год регистрируем его за границей. В России регистрация, подтвержденная соответствующими исследованиями, у нас есть, но в Европе к российским испытаниям относятся скептически, требуют проводить их у себя заново.
— В апреле вы говорили, что спрос на продукцию «Инфамед К» вырос в 2 раза. Какая ситуация сейчас?
— Летом спрос упал, сейчас снова растет: это сезонная вещь, каждый год идет рост в гриппозный период. Мы вышли на достаточно большой объем реализации весной, и действительно было время, когда нам не хватало продукции. Мы даже ограничили отгрузки за границу — например, в Китай, куда поставляли небольшие партии. Такого всплеска мы не ожидали, конечно. Хотя давно уже было предсказуемым, что «Мирамистин» станет не только самым назначаемым врачами, но и самым покупаемым препаратом безрецептурного коммерческого сегмента в стране, потому что многопрофильность его достаточно высокая. И это случилось в 1-м квартале, по данным аналитиков фармрынка из компании DSM.
Мы набрали полсотни новых сотрудников на завод, запустили третью смену, и рост спроса отработали хорошо. А потом, после того всплеска, летнее падение оказалось больше по сравнению с прошлогодними показателями — думаю, люди просто впрок запаслись «Мирамистином» весной. И вот сейчас мы опять вышли на уровень прошлого года этого периода и, наверное, даже чуть-чуть опережаем. В целом по году на данный момент мы продали «Мирамистина» на 23% больше, чем в 2019-м. А окомистина — на 11%.
— Компания «Инфамед К» входит в число крупнейших налогоплательщиков Калининградской области. По итогам 2020 года какой объем налогов планируете заплатить в бюджет?
— Десятки миллионов рублей платится ежемесячно. Это НДФЛ сотрудников — их около 500 в разных компаниях. Налог поступает в бюджет города Багратионовска. Плюс мы платим налог на прибыль, который поступает в бюджет области, а также налог на дивиденды от НДФЛ — он платится в разных местах по разному режиму. Налог на дивиденды в этом году оказался на рекордную сумму — уже заплачено порядка 400 млн. На 2021-й год объем снижать не планируем.
Что касается «Инфамеда» в целом, думаю, что налоги на сумму около миллиарда рублей мы платим ежегодно, а это уже ощутимая вещь. Налог с прибыли порядка 500 млн рублей и еще где-то 400–500 млн НДФЛ разных видов.
По налогу на дивиденды отработана прекрасная практика с областным правительством и муниципальными властями. Мы адресно выплачиваем налог на данной территории, а область возвращает свою долю нашего налога в муниципалитет на конкретные проекты развития: ремонт домов, школ, благоустройство и т. д. То есть происходит аккумулирование средств из разных источников, проектный подход к бюджетированию, в котором участвует власть разных уровней и бизнес.
— А если бы вы сегодня начинали бизнес, то каким бы он был и где?
— Все зависит от образования и от опыта. Если бы я пришел в бизнес «нулевым», после школьной скамьи или из институтской аудитории, то, наверно, это была бы сфера IT. В той же медицине удаленка привела к развитию дистанционных форм оказания услуг, в том числе телемедицины.
— Вы во второй раз были наставником в конкурсе старт-апов «Бизнес-баттла», финал которого прошел 11 сентября. Как впечатления от проектов участников в этом году?
— Поначалу показалось, что команды довольно слабые. Но потом удалось что-то немножечко переделать, а конкретно наш проект по созданию исторического парка в Багратионовске расширить, уточнить, конкретизировать, провести различные исследования. Получилось, мне кажется, сделать для инвесторов достойные продукты. Конечно, нужно и сейчас кое-что дорабатывать, но главное уже есть, и это видно. Подтверждение тому факт, что Сергей Рыжиков сразу взялся финансировать команду еще одного нашего проекта в сфере IT. Мы продолжаем работать над проектом. Кстати, компания, которая участвовала в прошлом «Бизнес-баттле» под моим кураторством и продвигала свой IT-проект, уже сделала продукт. Он называется «Умный дом» — дистанционное управление энергоресурсами, причем как со стороны собственника, так и со стороны управляющей компании. Позволяет экономить средства и ресурсы.
Что касается нашего проекта исторического парка, то он еще не готов. Мы только приближаемся к этому, постепенно идет реализация.
— 11 сентября в рамках стратегической сессии Business Day губернатор сделал несколько важных заявлений. Одно из них касалось восстановления объектов культурного наследия и конкретно замка Рагнит за 300 млн рублей частным инвестором...
— Если власть поможет, бизнес будет вкладываться. Мы участвуем в различных проектах в Багратионовске и Черняховске, есть масса планов на будущее. В основе многих проектов — идея софинансирования. Например, адресная выплата налогов помогает создать проектно-сметную документацию на проект благоустройства в муниципалитете и подготовить заявку на участие в федеральном конкурсе. Заявка побеждает, и в муниципалитет заходят федеральные и областные деньги. То есть один местный рубль, потраченный изначально, дает 10 рублей, пришедших «сверху». В Черняховске на эти деньги создается исторический квартал в центре города, бюджет проекта там больше 120 млн руб. Многое уже сделано и много работы впереди... Это хороший пример взаимодействия правительства области, муниципалитета, бизнеса. И мы видим, что эффект уже ошеломляющий. Происходит капитализация территории, улучшение качества жизни, а соответственно, и капитализация квадратного метра жилья. Риелторы в Черняховске начали продавать жилье, которое раньше годами не продавалось.
Или взять Багратионовск. Мы как инвесторы (поскольку производственная площадка в Багратионовском городском округе находится на территории индустриального парка «Экобалтик», и он примыкает к городским территориям) заинтересованы в развитии инфраструктуры города, туризма. Мы заинтересованы, чтобы наши люди жили в комфортных условиях, и поэтому помогаем власти приводить в порядок эти территории.
— Насколько отработан в регионе экономический механизм взаимодействия частных инвесторов и государства? К примеру, механизм того же взаимодействия при восстановлении ОКН?
— Это новый механизм, мы на него очень рассчитываем. По крайней мере, в регионе заявлено, что ссуды на такие проекты будут даваться беспроцентные, с длительными сроками погашения, со списанием до 50% за счет регионального бюджета. Мы тоже рассматриваем этот проект.
— А вы приверженец какого подхода при инвестировании в развитие территорий — государственного финансирования, государственно-частного партнерства или частных вложений?
— В идеале, если государство хочет что-то развивать, то оно должно стимулировать входить в эти проекты частный капитал. Потому что государство не справится со всеми задачами своими силами. Но для того, чтобы частник пошел, у него должен быть стимул. Самый предпочтительный формат для меня — частно-государственное партнерство. Это обязательства и ответственность, и ответственность не только бизнеса, но и государства. Так у инвестора гораздо больше гарантий и интереса вкладываться в проект.
Мы видим, как у нас в стране чудесным образом не осваиваются миллиарды рублей, даже выделенные и проведенные по бюджетным строкам. Нужно развивать механизмы проектного управления, а не процессного. Ну, и привлекать частный капитал, создавая систему инвестиционных стимулов. А стимул — это списание части налоговой нагрузки, части затрат, которые инвестор собирается нести. Слава богу, что мы в этом направлении движемся, что такие предложения рассматриваются. Пока еще в законах нет некоторых вещей, но уже появились моменты, которые позволяют власти более широко использовать инструменты инвестиционной поддержки. Насколько это будет эффективно, увидим.
— Как вы оцениваете экономический потенциал немецких исторических объектов культурного наследия, которые у нас есть в области?
— Он велик, и не только немецких. Тут масса легендарных мест, связанных с русской историей — той же битвой при Прейсиш-Эйлау у нас в Багратионовске, где наши войска впервые остановили Наполеона, как нож масло прошедшего всю Европу. Это события, интересные как для внутреннего туризма, так и для иностранного.
Вопрос, как это наследие осваивается… Я с коллегами сейчас заканчиваю книгу, скоро будем выводить в печать, по модернизации экономики Восточной Германии после объединения с ФРГ. И мы видим, что десятки процентов на восточных землях на конкретных балтийских территориях в бюджет приносит туризм. У нас же показатель пока существенно меньше, а потенциал едва ли не больше! Туристический сектор может быть драйвером развития экономики. 100 тысяч туристов — это сегодня, условно говоря, от 0,1 до 0,3% ВРП.
— Много разговоров сегодня на тему развития восточной части области, вокруг региональной программы «Восток«…
— Я хорошо знаю Черняховск — это центр восточной части. Там сложилась очень хорошая управленческая команда, сейчас прошли выборы. Работы еще очень много, но и очень многое делается, поезжайте и посмотрите. Прямо на глазах происходят изменения, сердце радуется! И люди подобрели, потому что жить в красивом, обустраивающемся городе приятно… Я считаю, что у «Востока» области большой потенциал, и акцент на его развитии, на благоустройстве его городов и поселков нужно делать и усиливать. То, что развитие возможно, показывает пример Черняховска и того же Гусева.
— Зная сегодняшний рынок и особенности ведения бизнеса, что бы вы сегодняшний посоветовали себе тому, начинающему, от чего бы, может быть, предостерегли?
— Пионерское воспитание, которое было раньше, говорило, что все вроде бы честны с тобой. Но реальности так происходит не всегда. Поэтому я бы, наверное, предостерег себя от быстрых решений и шагов, которые делал по жизни в разных проектах, и это привело к их потере. Короче, мудрость, планирование и команда людей, которым ты доверяешь, — вот секрет. «Мирамистин» выстрелил в конечном счете именно потому, что все эти факторы сложились.
28 сентября 2020 год