Мероприятие прошло с участием председателя совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова, заместителя председателя правительства Калининградской области — министра развития инфраструктуры Калининградской области Александра Рольбинова, председателя совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерия Горбунова, представителей группы «Газпром» и федеральных органов власти — Министерства энергетики, Министерства транспорта России.
К обсуждению направлений развития рынка газомоторного топлива России пригласили бизнес и участников рынка: операторов газозаправочной инфраструктуры, производителей газомоторного оборудования и транспорта на метане.
Калининградская область выбрана в качестве площадки в связи с высоким потенциалом развития потребления природного газа на транспорте, как сжиженного, так и компримированного, а также планами «АВТОТОР» по началу производства новых моделей газомоторного транспорта в 2025 году. В их числе — легковые и внедорожные автомобили, легкий коммерческий транспорт.
Эффективность применения природного газа на транспорте на своем примере показал «Газпром». Сегодня почти 15 тыс. автомобилей или 63% всего парка «Газпрома» переведено на природный газ.
«За прошедшие годы газификация транспорта дала экономию в 14 млрд рублей на разнице цен между бензином, дизелем и метаном. В 2024 году по заказу «Газпрома» начался выпуск газомоторной дорожно-строительной техники: бульдозеров, трубоукладчиков, экскаваторов. Уже принято решение о продолжении программы «Газпрома» по переводу собственных и привлеченных транспортных средств до 2030 года», — сказал Виктор Зубков.
Отмечена совместная работа «Газпрома» с федеральными и региональными органами власти, в результате которой создана опорная газозаправочная сеть, а также приняты государственные меры поддержки рынка газомоторного топлива. В 33 регионах России действует льгота на транспортный налог для владельцев машин на метане. С 1 января она впервые будет введена в Смоленской области. С 2025 года впервые субсидии на перевод транспорта на метан из федерального бюджета будут выделены для республик Ингушетия, Коми, Марий Эл, Хабаровского края. Федеральные средства на строительство газозаправочных станций также впервые получат Республика Марий Эл, Чеченская Республика, Камчатский и Хабаровский края, Брянская, Рязанская области, г. Севастополь.
На форуме озвучены перспективы расширения поддержки рынка газомоторного топлива на федеральном уровне. В профильных министерствах началась проработка вопроса об увеличении субсидии автопроизводителям на 30% на единицу газомоторной техники. Прорабатывается также возможность выделения субсидий на поддержку производства мобильной газозаправочной инфраструктуры и возмещение выпадающих доходов по льготным кредитам на приобретение и переоборудование автомобилей на метане.
ООО «Газпром газомоторное топливо» проанализировало меры поддержки электротранспорта, по аналогии компания предлагает поддержать и транспорт на природном газе. Речь, в частности, идет о льготах на проезд по платным участкам федеральных дорог, парковку и лизинг.
Участникам форума представили выставку автомобилей на метане производства «АВТОТОР». В числе экспонатов — седан BAIC U5 Plus, который уже выпускается на предприятии, и кроссовер SWM G01, опытный образец которого впервые был представлен на Петербургском международном газовом форуме — 2024, сейчас автомобиль проходит сертификацию. В экспозицию также вошли модели, которые находятся в стадии проработки технологии для перевода на природный газ: внедорожник BAIC BJ 40, пикап «АМБЕРТРАК» WORK и малотоннажный электрогрузовик BROCK 75 с бортовым генератором на природном газе.
На площадке форума подписано четырехстороннее соглашение между ООО «Яндекс.Такси», ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «Газпром газомоторные системы» и ООО «Информационные топливные системы».
«Мы все вместе можем поставить себе задачу построить достаточное количество станций для заправки метаном, переоборудовать и выпустить достаточное количество автомобилей. Чтобы автопарк на метане увеличивался не на 20 тыс. машин в год, а на 80 тыс. Тогда «Газпром» сможет рассмотреть возможность развития производства передвижных заправочных комплексов. Мобильная заправочная инфраструктура будет востребована таксопарками, сельскохозяйственными предприятиями, строительными, дорожными компаниями. В ближайшие 10 лет надо будет решать вопрос развития рынка комплексно: и на автомобильном транспорте, и на речном, и на железнодорожном», — подчеркнул Виктор Зубков.
Организатор форума — Национальная газомоторная ассоциация, которая на протяжении 25 лет остается крупнейшим отраслевым сообществом в области расширения использования природного газа на транспорте. Форум прошел при поддержке «Газпрома» и «АВТОТОР Холдинг».