Зачем они нужны, РБК Калининград рассказал директор Института экономики и менеджмента БФУ им. Канта Александр Баринов.
- С инициативой разработать индексы, характеризующие ситуацию в регионе, выступили Балтийский деловой клуб (БДК), Торгово-промышленная палата Калининградской области, Союз промышленников и предпринимателей региона. БФУ им. Канта является разработчиком и одновременно партнером, - говорит Баринов.
- Сколько будет индексов и зачем они понадобились бизнесу?
- Будет три индекса – индекс деловой активности, индекс потребительских настроений и индекс конкурентоспособности. В первую очередь, индексы – это система раннего оповещения по ситуации, которая наблюдается в регионе.
Подобные индексы уже давно существуют в мире, их особенность в том, что они разрабатываются по большей части в масштабах страны, реже – в масштабах региона. Мы же попытались, опираясь на мировой опыт, адаптировать их к специфике Калининградской области, выйти на систему показателей, которые будут характеризовать состояние дел в регионе, которые будут говорить о том, что происходит на данный момент и какой тренд можно ожидать в будущем. Для бизнеса это важно – чтобы принять взвешенное, обоснованное управленческое решение, он должен понимать, куда тренды двигают бизнес. В принципе каждый руководитель этим сам занимается, иногда хуже, иногда лучше, но на уровень отраслевого обобщения мало кто выходит. Это же дает возможность видеть ситуацию в отраслевом размере, понимать, что происходит в отрасли.
- Индексы будут оценивать ситуацию во всех отраслях?
- Нет, мы брали основные отрасли – промышленность, торговлю, строительство, сферу услуг, грузоперевозки. Под каждую отрасль разработана своя анкета, она согласована со всеми игроками, чтобы на основании вопросов и ответов можно было бы принять взвешенное решение.
- При разработке методики индексов учитывалось геополитическое положение Калининградской области?
- Да, это заложено в самой формулировке вопросов про внутренние и внешние риски для бизнеса. Мне представляется, что уровень риска у нас более высокий, нежели на остальной части РФ, у нас граница, таможня, любое решение внешней среды – геополитическое, экономическое – отражается на регионе.
Внешние факторы действительно давят на всех в равной степени. И тем не менее на рынке есть лидеры, и есть аутсайдеры. Чем они отличаются? А тем, что каждый думает над тем, как выстроить свою систему, независимо от этих внешних факторов.
- Ситуацию в отраслевом масштабе отслеживает Росстат. Данных, которые предоставляет государственный орган статистики, получается, недостаточно?
- Есть вопрос – насколько достоверная информация Росстата. Выборка Росстата – это рассылка вопросов всем, кто захочет на них ответить. Мы же пытаемся идти от системы формирования группы экспертов, которые будут представлять отрасль и давать взвешенные предложения.
- Как и по какому принципу будут формироваться эти группы экспертов?
- Есть два варианта. Если мы работаем на экспертном уровне, нам нужно 70-80 экспертов по совокупности отраслей, чтобы выборка была репрезентативна. Второй возможный вариант – массовая выборка, но тогда должно быть 373 компании, чтобы сделать 373 наблюдения. В этом варианте есть существенный недостаток – непонятно, кто отвечает на вопросы, например, первое лицо компании отдал вопросы секретарю и т.д.
Работа по подбору экспертов сложная, в каких-то отраслях у нас уже есть пул экспертов, в других – не можем найти необходимое число. Но методология исследования уже есть.
- За какие периоды времени будут выводиться индексы?
- Мировая практика говорит о том, что индексы можно делать поквартально. Мы посмотрим, можно ли выводить индекс деловой активности по месяцам. Индексы потребительских настроений и конкурентоспособности, как правило, делаются за более длительные периоды времени – квартал, полгода. Наша задача – делать индексы достаточно регулярно. Чем больше выборка, тем более достоверными будут наши прогнозы, а точность прогнозов будет нарастать по мере нарастания информационной базы.
Опять же, индексы выстраиваются не на основании цифр, а на качественной оценке экспертами ситуации не только в своей компании, а в отрасли, в которой они работают. Понимание отрасли и своей компании – это две разные вещи. Отрасль оценивается в результате не цифрами, а понятной шкалой – ситуация не поменялась, улучшилось, ухудшилось, следом идет статистика. Затем выявляется динамика – позитивная, негативная, и делается анализ – почему?