Изменить структуру экономики
- В Балтийский деловой клуб входят собственники разных уровней бизнеса. Тем не менее какой из множества вопросов, обсуждаемых на встрече, интересовал всех без исключения членов клуба?
- В первую очередь, мы хотели понять, какой видит Антон Алиханов структуру региональной экономики, сравнить его взгляд на ситуацию в экономике с нашим пониманием. Наша идея, ее разделяют большинство членов клуба, – сконцентрироваться на развитии малого и среднего бизнеса, довести долю малых и средних компаний в структуре экономики до 50-70%. Глава региона на встрече подчеркнул, что он согласен с такой структурой. Более того, он заявил, что экономика региона не должна основываться только на двух крупных компаниях. Он озвучил амбициозную задачу – создать десять, возможно, двадцать предприятий, которые бы были сопоставимы с точки зрения объема выпускаемой продукции, налоговых отчислений с этими двумя компаниями. Это позволит серьезно изменить структуру экономики, придать ей большую стабильность. Одновременно, такое движение в сторону демонополизации позволит наполнить экономику новым малым и средним бизнесом.
- Лично вы согласны с этим?
- Я считаю, что это правильное направление.
- Ранее вы рассказывали об идее клуба проработать вопрос снижения ставок по УСН. Эта инициатива нашла поддержку главы региона?
- Мы договорились создать совместную с правительством области рабочую группу по проработке этого вопроса. Вопрос серьезный, с одной стороны, это послабление для бизнеса, однако мы понимаем, что одновременно это и выпадающие доходы бюджета. В итоге мы договорились совместно определить отрасль, на которой можно было бы «обкатать» такое снижение ставок. Мое предложение, я его озвучил, - рассмотреть сферу общепита, там не так уж много компаний работают. Но нужно считать – какой эффект это даст, будет ли в дальнейшем увеличение числа сотрудников в этих компаниях, увеличение налоговых отчислений.
Особая IT-зона и стимулирование ипотеки
- Какие еще вопросы обсуждались на встрече с Алихановым?
- Был большой блок транспортных вопросов, обсуждали развитие сферы IT, строительную отрасль, продвижение региона и меры поддержки бизнеса. Мы обратили внимание главы региона, что в 2011 году из приоритетных отраслей экономики «выпали» грузовые автоперевозки, остались «логистические услуги». При этом парк грузовых автомобилей в регионе большой, грузовики не обновляются, и с этим нужно что-то делать. Сейчас разрабатывается программа лизинга с господдержкой, и региону нужно обязательно в нее попасть.
Было озвучено предложение включить показатели по пересечению границы и обработки грузов в показатели АСИ. Эти показатели характеризуют работу таможенных органов. А также установить исчерпывающее количество документов для пересечения границы.
Наша эксклавность, удаленность сказывается на грузоперевозках, значительно удорожает их стоимость. Мы считали, на компенсацию нашей эксклавности только в плане грузоперевозок автотранспортом необходимо 1 млрд рублей в год.
- Какие предложения, идеи есть у БДК для развития IT-сферы в регионе?
- Сергей Рыжиков (генеральный директор «1С-Битрикс» - прим.ред. РБК Калининград) предложил сделать акцент на привлечении в регион российских и иностранных IT- компаний, особых условиях для IT-компаний при осуществлении валютных операций, привлечение высококвалифицированных кадров. Были и конкретные предложения, например – ввести патент IT-специалиста, который бы давал иностранному специалисту право работать, без квотирования, вид на жительство на время действия патента, оплату переезда в регион и компенсацию аренды жилья.
Были и такие амбициозные предложения от Сергея Широких (ИП Широких, член БДК – прим.ред. РБК Калининград), как создание в Калининграде зоны развития блокчейн-технологий. Антон Алиханов заинтересовался и этой темой, более того дал поручение министерству по развитию инфраструктуры проработать этот вопрос.
- Эксперты все чаще говорят о «пузыре» в строительной отрасли региона. Спрос на жилье падает, однако компании не снижают оборотов по вводу жилья.
- Ситуация в отрасли двоякая. С одной стороны, в регионе получилось создать индустрию, которая дает уже 1 миллион «квадратов», рабочие места. С другой стороны – что делать с этими квартирами? У главы региона есть понимание, что отрасль не должна упасть, поэтому необходимо оживить спрос на жилье через доступные ипотечные механизмы, попутно снижая, но не резко, объемы вводимого жилья.
В настоящее время работающие ипотечные механизмы доступны только для отдельных категорий граждан, остальным попасть в них практически нереально. Как правило – из-за огромного пакета документов, требований к доходу членов семьи.
Мы просчитывали – на создание хорошей региональной ипотечной программы требуется не так уж много средств. И отрадно, что врио губернатора дал поручение подготовить программу для ипотечного кредитования и после просчетов включить ее в региональный бюджет на следующий год.
- Также неоднократно бизнес обращает внимание на субъективизм при принятии решения государством о поддержке тех или иных компаний. На ваш взгляд, какой должна быть система поддержки?
- Этот вопрос мы планировали поднять на встрече, но врио губернатора нас опередил, рассказав о тех изменениях, которые происходят в этой сфере. Со своей стороны, мы предложили ввести систему оценки эффективности выделения субсидий на поддержку. Вообще, вопрос субъективизма, он очень серьезный, особенно в нашем регионе – небольшом, где все друг друга знают. Возможно, следует изменить подход к господдержке и выделять субсидии не отдельным компаниям из разных отраслей, а предприятиям, работающим в одной отрасли. Член клуба Николай Власенко (предприниматель, основатель ГК «Виктория»- прим. ред. РБК Калининград) и вовсе предложил отменить субсидии, а средства тратить на образовательные программы для бизнеса.
- Одной из задач клуба является продвижение региона в России и мире, создание условий для привлечения инвестиций в регион. Ваш опыт в продвижении интересен региональным властям?
- Конечно. Нам было важно узнать отношение Антона Алиханова к знаку «Сделано в Калининградской области», тем более что у клуба есть свой вариант такого знака, который мы и представили главе региона. Но нужно понимать, что знак – это одна из возможностей повысить узнаваемость региона через качество местных продуктов. Идея Антону Алиханову понравилось, договорились проработать вопрос создания положения о знаке.
В целом встреча получилась насыщенной и информативной. Алиханов в курсе поднятых тем, и видно, что глубоко погружен в их проблематику. Ну и конечно, у него есть собственное мнение по каждому из вопросов, подкрепленное аргументами.