Самое большое достижение — мы смогли отметить 20 лет как общественная организация, созданная руководителями, личностями. Члены Балтийского делового Клуба — только собственники и руководители бизнеса. Когда собирается 60 руководителей, обычно они в течение долгого времени не могут находиться вместе. А нам удалось это сделать в течение 20 лет и отметить этот юбилей. Уверен, мы еще не одну такую дату отметим. Когда создавали БДК, скорее всего, мы не планировали его на такой долгий срок. На тот момент (это был 1997 год) у нас была очень простая цель — не расставаться. Наверно, это было больше эмоциональное решение. Но спустя 20 лет мы увидели, что это было очень верным и важным.
Может быть, отрыв от России заставляет бизнесменов объединяться. Если вспомнить 1997 год и первых членов клуба, среди них было немного калининградцев: в основном это были те, кто приехали в область. Началась программа «Развивай свою фирму», на которую мы все пришли к Александру Баринову обучаться. Мы уже работали в своем бизнесе и приходили учиться правильному алгоритму построения бизнес-процессов, практикуясь на примере своих компаний. И это было очень удачно. Сейчас к этому с иронией можно относиться, но проходя эту программу, мы развивали себя. И за это время многие из членов клуба значительно выросли. У нас много имен, которые, начиная с небольшого бизнеса, стали серьезными представителями отрасли не только в Калининградской области, но и в РФ.
Мы продолжаем развивать те традиции, которые были заложены на этапе становления БДК. Нам удалось сразу определиться с принципами, которые, наверное, и дали нам возможность столько пробыть вместе. Во-первых, мы сразу договорились, что в БДК все равны: основной принцип клуба — «равный среди равных». Это основа, которая позволила нам столько времени находиться вместе и развиваться. Мы не являемся вертикальной организацией. Нас не создавала Москва. Мы региональная организация. Наша основная цель — не расставаться — была достигнута.
Клуб никогда не ставил перед собой политических амбиций. И до сих пор это декларируем. Каждый член клуба может быть членом любой партии. Но сам клуб всегда политически независим.
Еще важно отметить, что в клубе хорошая ротация руководителей — президентов клуба. За 20 лет у нас было 10 президентов. Не думаю, что какая-то организация может этим похвастаться. Не то, что один руководитель пришел и находится 20 лет у руля, как у нас часто бывает в организациях. Очень важно, чтобы члены клуба понимали, что это не личный проект кого-то одного. Это очень демократическое сообщество. Еще очень важный момент: мы щепетильно подходим к нашим мероприятиям и к бюджету клуба. Мы считаем своей основой прозрачность расходов каждого мероприятия, начиная с первого дня БДК.
Многие говорят, что мы закрытый клуб. Но мы считаем, что это не совсем так: уточню, не открытый клуб. Мы приглашаем вступать к нам. Но есть очень важный порог: минимум 5 членов клуба должны дать рекомендацию новому члену. Взаимовыгодная польза лежит в основе концепции клуба. Набрать 5 рекомендаций в Калининградской области иногда оказывается не так просто. У нас двери открыты, но для тех людей, которые могут поддерживать комфортную обстановку, заложенную в клубе.
Еще один из наших принципов — содействовать поддержанию и повышению деловой репутации клуба. То есть когда ты в клуб вступаешь, то понимаешь, что отвечаешь не только за себя и свою репутацию, но еще и за репутацию клуба. Другой принцип — сотрудничества и взаимопомощи членам клуба. А также проводить в своих компаниях доброжелательную политику по отношению к компаниям другого члена клуба. Не думаю, что кто-то из других общественных организаций может похвастаться такими принципами и 20 годами их соблюдения.
Помимо того, что мы развивались сами, мы пытались помогать развитию нашей области. БДК — те, кто испытывал на себе работу первого и важного закона об ОЭЗ 1996 года. Мы были и подопытными, и советчиками в рамках этого закона. Никто не понимал, как он будет работать. Но это было очень удачно. И сколько работает этот закон или любые другие законы, затрагивающие социально-экономическое развитие области, члены клуба всегда являются экспертами при правительстве области, облдуме, федеральных структурах. На протяжении всех 20 лет мы не стояли в стороне, мы участвовали во всех экономических инициативах, которые реализуются на территории региона.
Мы создавали и создаем рабочие места. В 1997 году мы были начинающими бизнесменами, но мы росли и организовывали площадки, причем с нуля. Сегодня в регионе порядка 25–28 тысяч рабочих мест, созданных членами БДК. И важно, что среди членов клуба нет представителей сырьевого бизнеса. Мы создавали, строили, работали. И нам есть что показать. Люди это видят.
Членство в клубе дает возможности для развития. Планируя мероприятия на год, мы сразу планируем и образовательные программы, которые могут проходить все члены клуба. Каждый в отдельности вряд ли сможет пригласить гуру из Москвы, Европы. А мы можем позволить себе это за счет членских взносов. К тому же в клубе предприниматели знакомятся, дружат. Лично мне клуб подарил друзей. На протяжении многих лет эта дружба проверена временем, кризисами — 3 или 4 кризиса было за это время. И даже властью: мы были у власти, но, тем не менее, остались друзьями.
Человек, попадая сюда, находится в комфортной среде, вводит сюда свою семью (у нас много семейных мероприятий). И, конечно, наши мероприятия. Не думаю, что многие члены клуба сами по себе поехали бы в Японию. А еще мы были в Голландии, Швеции, Португалии, Марокко, Китае, США и многих других странах. Мы клубом объехали почти весь мир и учились, смотрели на бизнес и культуру других стран. Мы смотрим, что можно перенять в нашу работу из опыта других наций.
Мы часто шутим, что деньги должны «ходить» внутри клуба. Например, нужны услуги по перевозке грузов. У нас есть человек (и не один), занимающийся перевозками. Хотите купить мягкий уголок — есть человек, который делает диваны и так далее. То есть расширяются возможности бизнесмена для продвижения своих услуг, бизнеса, товаров. Но все должно быть честно. Бывает ли, что некоторые отходят от правил? Бывает. Но чаще, в 99,9%, человек выходит из клуба, чувствуя, что наши нормы и правила не для него.
Как общаются конкуренты в клубе? Мы тоже боялись, смотрели. Но часто представители одного сектора между собой так хорошо общаются, что мы сами удивляемся. Они объединяются и начинают лоббировать свои интересы при помощи клуба. Работают над общей целью для их сектора экономики и вида бизнеса. Да, у нас есть конкуренты. И мы с первого дня наблюдаем, что у нас в клубе на первом месте личность, а затем интересы бизнеса. На самом деле многие проблемы у бизнеса одинаковы.
С властью у нас отношения начали складываться при губернаторе Владимире Егорове. До этого мы не очень понимали, что такое власть. Власть не очень нас понимала. Мы тогда занимались собой и становлением. А когда Егоров пришел, он начал выстраивать коммуникации бизнеса и власти. Мы всегда доносили ему свои проблемы и предлагали пути решения. С приходом Георгия Бооса БДК стал «кузницей» кадров для органов власти. И много членов клуба по его просьбе перешли работать в правительство и муниципалитеты. И он считал, что мы готовы работать не только в рамках развития себя и своих компаний, но и для развития региона. Так БДК в непростые времена стал для области кадровым резервом, где можно было набирать грамотных управленцев.
При Николае Цуканове у нас был постоянный диалог. С властью мы всегда находились в тесном контакте, чтобы совместно прорабатывать острые экономические вопросы. Ведь зачастую вводились изменения, ограничивающие калининградский бизнес. И нам приходилось, объединившись с властью, доказывать Москве, что было сделано не так. Наши отношения с властью были конструктивны всегда, мы этим гордимся. Мы никогда не лезли в политику, но всегда приветствовали, чтобы новые законы помогали развитию бизнеса в регионе. И сегодня нам это удается. За один год у нас было две встречи с Антоном Алихановым. Мы решили, что сделаем эти встречи регулярными: раз в полгода. Это системная работа бизнеса и власти. В идеальных отношениях бизнес и власть должны друг друга слышать и слушать. Нам сейчас это удается.