Сила в объединении: как калининградские компании выходят из кризиса
Материалы выпуска
Сила в объединении: как калининградские компании выходят из кризиса Рынок Миллионы на благотворительность: «Автотор» отчитался о своей деятельности Решения Открой «Пятый элемент» Инновации Организация удалённого офиса и объединение филиалов как тренд 2020 года Инновации Четыре способа приумножить сбережения, не выходя из дома Инструменты Промышленный бренд: эксперты — о роли «Автотора» в экономике региона Рынок 500 масок в день: изменения калининградского бизнеса в период пандемии Решения Калининградский дилер Volkswagen объявил о скидках для медиков Рынок
Рынок Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Сила в объединении: как калининградские компании выходят из кризиса

Представители трех сфер бизнеса обсудили сложности, с которыми компании столкнулись во время пандемии и поделились стратегиями выхода из кризиса.

Представители трех сфер калининградского бизнеса — янтарной отрасли, металлообработки и судостроения вместе с представителями власти обсудили сложности, с которыми компании столкнулись во время пандемии и поделились стратегиями выхода из кризиса на круглом столе, организованном РБК Калининград и Фондом поддержки предпринимательства региона «Мой бизнес».

Трудности с поставками

Оборот организаций по итогам пяти месяцев в Калининградской области сократился на 6,8% по отношению к уровню прошлого года. Наибольшее сокращение отмечается в сфере досуга, общепита и гостиничного бизнеса, озвучил министр экономического развития, промышленности и торговли региона Дмитрий Кусков.

Дмитрий Кусков

В то же время рост оборота отмечается в сельском хозяйстве и рыболовстве, в транспортировке и хранении. Но в обрабатывающей промышленности зафиксировано снижение объемов производства по большинству отраслей. «У предприятий возникли трудности как с поставкой готовой продукции в РФ, так и с поставками за рубеж. Ввиду того, что многие страны были также подвержены эпидемии и многие магазины и торговые центры, где наши калининградские производители сбывали продукцию, были закрыты», — пояснил министр.

Падение оборота

Пандемия серьезно сказалась на янтарной отрасли региона. «У нас одно добывающее предприятие, и больше всего ощутили на себе последствия пандемии обрабатывающие и ювелирные предприятия, когда в марте-апреле оборот по обрабатывающим производствам упал до 95%. 5% для этих месяцев — показатель тяжелый и очень неприятный», — признал гендиректор ассоциации «Кластер янтарной промышленности» Антон Федосов.

В феврале были отменены все международные и российские выставки. Поэтому бизнесмены не смогли заключить новые оптовые и розничные контракты. «Для ювелиров ситуация усугубилась тем, что прекратились отгрузки и клеймение товаров: шла переорганизация пробирного надзора, отгрузки не выходили за пределы области», — сообщил руководитель кластера.

Антон Федосов

Несмотря на тяжелую ситуацию, ни одно производство полностью не остановилось. Произошли и позитивные сдвиги. «Многие компании изменили режим. Идет развитие площадок. Первая Белибино — не ощутила на себе кризисных явлений. Отгрузки идут полным ходом. Есть примеры и увеличения численности персонала на комбинате. Компании начали внедрять бережливое производство, обдумывать эффективность, продумывать свои коллекции, работают с онлайн-технологиями, стараются бережно подходить к ресурсам и своим затратам», — перечислил Федосов. Калининградские янтарщики ожидают, что в сентябре возобновятся мероприятия и компании смогут активизировать работу. Благодаря помощи и поддержке правительства им уже удалось изменить режим вывоза готовой продукции и с мая начать первые отгрузки.

Коллаборация и взаимодействие

Судостроение в период пандемии упало в диапазоне от 70 до 80%, привел данные исполнительный директор ассоциации «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» Вячеслав Сушинин. В то же время количество судоремонтных заказов выросло на 20–27%. Это произошло в связи с тем, что в Калининградской области широко представлены услуги ремонта. А из-за колебания курсов валют услуги региональных мастеров стали более выгодными для иностранных заказчиков. «Предприятия по судоремонту сейчас имеют наибольшую загрузку за последние 5 лет по ремонту и разработке проектной документации», — подчеркнул Сушинин.

Однако из-за коронавируса на 2022–2023 годы был отложен ряд проектов, которые способствовали бы развитию отрасли судостроения в регионе. Среди них строительство патрульных катеров для Колумбии, проект по строительству трех мусоросборщиков для Санкт-Петербурга и строительство судна-рефрижератора для Мурманска.

Вячеслав Сушинин

«Ситуация дала нам возможность переосмыслить аспекты с точки зрения поиска новых проектов и партнеров, диверсификации производств. А также с точки зрения строительства инфраструктуры, которая могла бы создать судостроительные предприятия для других компаний», — поделился руководитель кластера, добавив, что участники объединения также начали внедрять бережливое производство.

Кроме того, вместе с региональными властями идет работа по созданию межкластерной лаборатории промышленного дизайна, которая поможет развивать стартапы, промышленные идеи и проекты, создающие новые идеи и возможности для их реализации, уверен представитель отрасли судостроения. Компании сферы рассчитывают приступить к строительным работам уже в сентябре-октябре этого года.

Антикризисный штаб

В Балтийском металлообрабатывающем кластере для оперативного решения проблем, связанных с пандемией, был создан свой антикризисный штаб, рассказал генеральный директор Олег Чернов, который, взаимодействуя с правительственным антикризисным штабом, выстраивал свою деятельность понедельно. Благодаря совместной работе с Фондом поддержки предпринимательства была расширена линейка возможных мер поддержки для участников металлообрабатывающего кластера. И хотя предприятия не работали только первую неделю, в связи с обслуживанием гос. оборон заказа, в целом по отрасли прогнозируется снижение потребления на 2-е полугодие 2020 г. примерно на 20%.

В первую очередь мы столкнулись с проблемами логистики. Они продолжаются и сегодня. Значительно сократился грузопоток: в связи с закрытием многих предприятий срок поставок из материковой части России увеличился дополнительно на неделю-две. Не говорю уже о том, что ставки выросли на 20–30%», — поделился проблемой Чернов.

Олег Чернов

Помимо этого, мы сейчас проходим увеличение тарифов «Янтарьэнерго»: в среднем по нашим отраслевым предприятиям повышение произошло на 20– 30%, что никак не способствует конкурентоспособности наших предприятий, — подчеркнул руководитель кластера БМК. — И, безусловно, есть сложности по взаимодействию с госструктурами и фискальными структурами», — добавил он.

По мнению Олега Чернова, властям следует совместно с бизнесом решать вопросы тарифообразования и логистики, стимулирования спроса, внедрять эффективные механизмы поддержки, включая упрощение получения кредитов и временный протекционизм для производителей региона. Чернов отметил, что кластер БМК, в свою очередь, готов стать официальным представителем металлообрабатывающей отрасли региона в диалоге с федеральными органами власти и надзорными структурами.

Выжить в условиях неопределенности

Во время прямого включения доцент РАНХиГС, эксперт по кластерному развитию Владислав Тарасенко отметил, что наиболее пострадавшими в текущий кризис стали кластеры, связанные с добывающими отраслями, а также строительная отрасль и ЖКХ. «Важным фактором кризиса является общая тенденция, связанная со снижением потребительского спроса. В первую очередь падает спрос на услуги. Зарплата снижается — снижается потребительская активность. За этим следуют уменьшение кластеров, разорение малого и среднего бизнеса — увеличение бедности, перебои с импортными товарами», — обрисовал ситуацию эксперт.

«Организации не понимали продолжительность пандемии. Все переносилось месяц за месяцем. Определенности не было. Поднялся ряд вопросов, как развиваться дальше. Логистические и не только связи рушились. Товарно-сырьевые цепочки тоже. Все, что связано с производством, вылилось в большую проблему», — добавил заместитель генерального директора Корпорации развития Калининградской области Олег Скворцов.

Олег Скворцов

Ситуация позволила проработать возможности удаленной работы и решить ряд вопросов. «Это эксклюзивная ситуация со знаком минус. Мы эти проблемы преодолевали. Бизнес не должен делать финансовые запасы, он должен оборачивать деньги. Финансы должны быть постоянно в обороте. Сложно выжить в условиях неопределенности», — заметил Скворцов. Несмотря на то, что ряд регистраций был проведен корпорацией онлайн, инвесторам необходимо лично посетить область, чтобы принять окончательное решение по регистрации, пояснил представитель Корпорации развития.

Доработать поддержку

Пандемия привнесла масштабные проблемы, которые сразу приходилось решать комплексно. И стимулировала бизнес к внедрению новых стратегий и инициатив, считает руководитель центра кластерного развития Центра поддержки предпринимательства Калининградской области «Мой бизнес» Дмитрий Офицеров.

«Мы видим, что в кластерах растет запрос на различные ресурсы поддержки, связанные с модернизацией производства, прежде всего в отношение расширения. Они смогли переобуться под запросы рынка, а также продолжить реализацию проектов, начатых в 2019 году. Успешным примером является спуск на воду в июне хаусбота «Брандербург», построенного Ушаковскими верфями. Плюс к этому есть рост интереса к кластерным мероприятиям со стороны ключевых участников кластера. Отмечаем значительную поддержку со стороны Янтарного Комбината и внимание судостроительного завода «Янтарь» к программе кластера — подчеркнул Офицеров.

Дмитрий Офицеров

Помимо этого, вызванный коронавирусом кризис привел к усиленному взаимодействию в работе предприятий региона из разных отраслей. «Мы продолжаем работу над развитием кластерных брендов. Совместно с предприятиями янтарного кластера выпустили каталог изделий 2019 -2020 г, которого ранее не было. Все наши ключевые янтарные производства и дизайн студии «Darvin», «Baltic Design», «Сувениры Балтики», «Sun Stone», «Емельянов»– ювелирные, сувенирные и так далее представлены там вместе. Происходит синергия, когда товарный знак предприятия и бренд кластера усиливают друг друга», — рассказал представитель Фонда.

Помощь бизнесу

Помимо федеральных мер помощи, в области был принят пакет региональных мер поддержки бизнеса, подчеркнул Кусков. В общей сложности из областной казны на это выделено порядка 900 млн рублей. Средства потрачены на займы под 0,1%. Расширили вопрос пострадавших отраслей экономики. «Мы включили туда практически всех предпринимателей. Они просто должны были показать падение выручки, объемов и так далее», — пояснил Дмитрий Кусков.

Промышленные предприятия смогли получить займы в диапазоне от 1 до 7% годовых в зависимости от цели. В целях помощи была перепрофилирована программа «Восток». Изначально она создавалась для поддержки предприятий на востоке региона. Однако в связи с пандемией были внесены изменения. Компании могли получить льготный займ под 1% для создания новых рабочих мест и организации новых производств. По этой линии направили 370 млн рублей.

Также 350 млн рублей было выделено на докапитализацию микрофинансового предприятия области. Эти средства будут направлены на кредиты фирмам региона под 4,5%. Помимо этого, идет работа по выдаче гарантийных поручительств компаниям для получения займов. Еще власти региона создали перечень организаций, в отношении которых продлевается срок уплаты по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу. А региональная дума приняла закон, снижающий ставку по налогу на имущество для арендодателей, сделавших скидку более чем на 50% своим съемщикам из пострадавших отраслей. Работа над механизмами помощи компаниям продолжается. Так, уже принято решение о продлении программы «Восток» на будущий год, прорабатываются и возможности новых льгот компаниям.

Полную запись круглого стола смотрите здесь:

17 июля 2020 год