Рыночный расклад , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Плюсы четырехдневной рабочей недели: АВТОТОР делится опытом

Андрей Горбунов, генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»
Андрей Горбунов, генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»
Президент калининградского машиностроительного холдинга «Автотор» Андрей Горбунов рассказал, зачем на предприятии применяют четырехдневный режим работы персонала на конвейере

Тема возможного перехода на четырехдневную рабочую неделю обсуждается уже не один год. Недавно зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил об «оживлении» этой идеи на фоне пандемии коронавируса. От том, как оценивают перспективы потенциальных нововведений представители бизнеса, в чем плюсы и минусы укороченной недели, каковы прогнозы по ее внедрению в России, в интервью «РБК-Калининград» рассказал президент — генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент» Андрей Горбунов.

— Переход на четырехдневную рабочую неделю — тема не новая. Но актуальность ее сейчас возрастает. Мы наблюдаем очередной этап общественной дискуссии по данному вопросу. Звучат даже предложения провести эксперимент по введению такого режима на некоторых предприятиях. Ваш завод мог бы в нем поучаствовать?

— Дело в том, что на нашем предприятии уже частично применяется эта система. И, на мой взгляд, весьма эффективно.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об опыте «Автотор». Каковы особенности такого режима работы на вашем предприятии?

— Четырехдневная рабочая неделя была внедрена в первую очередь для рабочего персонала — специалистов, которые работают непосредственно на производстве, на конвейере.

Режим так называемой равнодневки предусматривает два рабочих и затем два выходных дня. Часть работников производства работают в режиме «трехсменки», который также предусматривает три выходных в неделю. Это связано с особенностями производственного процесса.

Инженерно-технический персонал и руководящий состав предприятия работают в режиме пятидневки.

Таким образом, у нас существуют три варианта режима работы, каждый из которых предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Такая система действует у нас уже около 15 лет. И многолетняя практика доказывает, что она оправдана.

— Почему на вашем предприятии было принято решение ввести четырехдневную неделю для рабочего персонала?

— В первую очередь мы руководствовались принципами создания эффективной системы организации труда и повышения уровня производительности.

— Какие вы видите плюсы в таком графике работы?

— Во-первых, при такой системе повышается производительность, при этом уровень заработной платы работников не снижается из-за сокращения количества рабочих дней. Предусмотренный недельный объем работы выполняется быстрее. Общее количество рабочих часов в неделю остается прежним, соответствующим ТК РФ.

Конвейерное производство — это очень напряженная работа. И качественный отдых персонала здесь играет ключевую роль.

Рабочий на конвейере в течение рабочего дня должен выполнять одинаковые операции в заданном темпе, обеспечивая установленный такт производства. Это очень большая нагрузка как физическая, так и эмоциональная. Поэтому очень важно, чтобы у него было достаточно времени для полного восстановления после рабочей смены. От этого напрямую зависит качество его работы. Режим «равнодневки» позволяет распределить нагрузку и соблюсти необходимый баланс между работой и отдыхом для эффективного восстановления работоспособности. Это защищает рабочий коллектив от рисков, связанных с синдромом накопленной усталости и выгорания.

Еще один большой плюс — это возможность использовать дополнительный выходной, чтобы посвятить больше времени своему здоровью: занятиям спортом, активному отдыху, профилактическим процедурам и т. д. Сейчас, в период пандемии, это как никогда актуально. От укрепления иммунитета зависит не только здоровье каждого из нас, но и уровень эпидемической безопасности в целом.

Из плюсов можно выделить также возможность сэкономить, например на транспортных расходах.

Причем в нашем случае речь идет как о сокращении расходов персонала, использующего личный транспорт, так и расходов предприятия, поскольку «Автотор» за свой счет обеспечивает бесплатный транспорт для работников, которые добираются к месту работы из отдаленных районов.

Эта льгота предусмотрена в коллективном договоре. Расходы предприятия конкретно на эту программу составляют более 33 млн рублей в год.

— Работники легко соглашаются на такой режим работы?

— Все условия прописываются в трудовом договоре, который заключает каждый сотрудник, приходя на предприятие. Изначально эта система организации труда разрабатывалась в том числе при участии представителей регионального профсоюза работников автомобилестроения и согласовывалась с профсоюзной организацией. При этом были учтены в первую очередь пожелания самих работников.

Для рабочего персонала такой график вполне оправдан. Он позволяет обеспечить полноценный отдых. Появляется больше времени побыть с семьей, заняться здоровьем, домашними делами. Наши работники такую систему одобряют и поддерживают. Считают ее удобной для организации жизни, планирования личного времени, часто используют дополнительный выходной для поездок и отдыха на море. С недавнего времени открыт для посещения наш уникальный физкультурно-оздоровительный комплекс «АВТОТОР-Арена», который предусматривает широчайшие возможности для занятий различными видами спорта и активного досуга. Многие автоторовцы уже оценили качество такого отдыха. И льготное посещение этого объекта для наших сотрудников и членов их семей станет еще одной дополнительной и очень востребованной социальной программой «Автотор».

— Мы поговорили о плюсах четырехдневной рабочей недели. Одним из главных аргументов в пользу применения такого графика является повышение производительности труда. За счет чего оно достигается?

— Эта задача предусматривает целую систему комплексных мер. Работа по совершенствованию этой системы на нашем предприятии ведется непрерывно.

Если говорить об опыте «Автотор», то в первую очередь непрерывный и постоянный рост производительности труда обусловлен действующим на предприятии процессом организации производства. В разрабатываемых планах по достижению показателей производительности труда, которые охватывают все области производства, учитываются в том числе совершенствование навыков персонала, его обучение, анализ распределения операций по рабочим местам и их оптимизация с целью более равномерной загрузки персонала, оснащение рабочих постов средствами механизации и автоматизации процессов производства. Ежегодно в процессе модернизации производства рабочие посты на всех участках конвейера дооснащаются и переоснащаются различным электронным инструментом, манипуляторами для установки элементов кузова/автомобиля, внедряются системы автоматизированной доставки комплектующих на линию и другие технические решения.

Кроме того, осуществляется поэтапная реконструкция производственных мощностей, в результате которой происходит замена оборудования, в том числе роботизированных комплексов, на усовершенствованное поколение. Например, в 2021 году такая реконструкция запланирована в цехе окраски, где с помощью замены роботов и удлинения сушильных камер предполагается повысить производительность линии окраски на 20%. Процесс этот дорогостоящий. Речь идет об инвестициях, исчисляемых сотнями миллионов рублей. Но такие вложения позволяют обеспечивать положительную динамику роста по показателям производительности труда, снижая трудоемкость и повышая эффективность производственного процесса.

Также большое внимание уделяется различным мотивационным программам для персонала. Например, в основе действующей системы оплаты труда на предприятии заложен принцип повышения стимулирующей роли заработной платы в росте эффективности производства и создании условий, при которых каждый работник заинтересован в повышении производительности труда.

Иными словами, каждый работник имеет возможность за счет эффективной работы и высокой производительности увеличить свой заработок. И это главный мотивирующий фактор. Повышение заработной платы обеспечивается в том числе за счет надбавок за высокое качество труда и высокое качество продукции, выполнение особых требований к качеству продукции и т. д. Предусмотрены также доплаты за профессиональное мастерство, наставничество, за руководство бригадой и т. д. Кроме того, выплачиваются премии за повышение производительности труда и др.

Уровень средней заработной платы на предприятиях «Автотор» превышает показатель средней заработной платы в обрабатывающей промышленности региона более чем на 20%.

— В существующей на предприятии системе рабочее время сохраняется на уровне, предусмотренном трудовым законодательством, — не более 40 часов в неделю. А если будет введено требование по сокращению рабочего времени? Как это отразится на вашей компании?

— Если мы говорим об условиях, при которых уровень заработной платы должен остаться на прежнем уровне, то сокращение рабочих часов неизбежно повлечет дополнительные финансовые затраты работодателя.

По предварительной оценке, для нашего производства, на котором трудятся в настоящее время 3,5 тысячи человек, сокращение рабочего времени работающего, скажем, на 1 час в неделю, приведет к потребности набора дополнительного персонала, при нынешних объемах производства — более 60 человек, соответственно, затраты на фонд оплаты труда увеличатся более чем на 3,5 млн рублей.

— Как вы оцениваете перспективы внедрения сокращенной рабочей недели в России?

— Это будет зависеть от многих факторов. В первую очередь влияет фактор экономической стабильности. Главное, чтобы условия такого перехода и устанавливаемые требования были не в ущерб экономической эффективности работы российских предприятий, а значит, и интересов национальной экономики в целом.

19 мая 2021 год

Материалы выпуска
Инновации Совместный проект калининградских машиностроителей и автоперевозчиков
Рыночный расклад Янтарный кластер: на экспорт пойдет только готовая продукция
Практика «Летать» в Храброво. Как гигабитный интернет поможет развивать экономику
Практика Стадион «Спартак» реконструируют под международный спорткомплекс
Рыночный расклад Промышленники: экономика просыпается, «эффект Титаника» сохраняется
Компетенция «Мы создаем экосистему изменений и развития»
Решения «Мираторг» выходит на штатный режим работы
Инструменты Калининградские производители — об опыте участия на «Фабрике процессов»
Инструменты Почему калининградские предприятия изучают бережливое производство
Бизнес-кейс Удар по кризису. Как АВТОТОР преодолевает трудности, вызванные пандемией
Инновации Ликвидировать потери: шесть вопросов о «Фабрике процессов»
Инструменты Как калининградские производители бесплатно улучшают свою работу
Бизнес-кейс Калининградская компания вошла в нацпроект «Производительность труда»
Практика Роман Злотников пишет книгу про Калининград и партию «Новые люди»
Компетенция «Строим среду обитания»: «Калининградстройинвест» исполняется 25 лет
Содержание
Закрыть