Компания АВТОТОР Холдинг опубликовала годовой отчет о работе своих предприятий в 2020 году. Большинство показателей свидетельствует о том, что кризис пандемии серьезно ударил по сектору автомобильного производства региона. В то же время, несмотря на глобальный экономический кризис и связанные с ним большие внешнеэкономические трудности, компании удалось сохранить коллектив и выполнить все производственные задачи.
Итоги года в производстве
В 2020 году объемы производства продукции в холдинге упали сразу на 26%. АВТОТОР выпустил 156 832 автомобиля, что статистически на 56 321 единицу меньше, чем годом ранее (213 153 автомобиля было произведено в 2019 году).
На объем повлияла пандемия коронавируса, которая спровоцировала остановку производства и корректировку планов.
«Повсеместный локдаун и необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической защиты привели к остановке работы автомобильных заводов, а также предприятий по производству автокомпонентов в России и по всему миру, перебоям с поставками материалов и комплектующих для автопроизводителей. На фоне разрыва глобальных логистических цепочек, а также в связи с государственными мерами противоэпидемической безопасности, действующими в России, АВТОТОР также был вынужден остановить производство. После возобновления работы, завод некоторое время функционировал в режиме неполного рабочего времени. Все это не могло не сказаться на конечных результатах 2020 года», — объяснил в своем обращении Председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов.
В то же время, на обновление модельного ряда пандемия не повлияла никак. АВТОТОР в намеченные сроки освоил производство 18 новых моделей автомобилей, в том числе, по полному циклу, включая сварку, окраску и сборку.
1. Благодаря совместной (дистанционной) работе команд в Калининграде, Мюнхене и Москве, успешно прошел запуск производства одной из самых сложных в техническом плане моделей BMW Х6. Автомобиль стал восьмой моделью в линейке производимых АВТОТОР моделей BMW.
2. Начато производство обновленной модели 5 серии (G30 LCI) BMW
3. Линейка моделей Х5 и Х6 расширена за счет новых версий — xDrive40d
4. Линейка выпускаемых на АВТОТОР пассажирских автомобилей Hyundai пополнилась за счет моделей Hyundai Palisade, Genesis GV80, обновленными версиями Hyundai Santa Fe, Hyundai Elantra, Genesis G80. Освоено производство седана бизнес-класса Hyundai Sonata по полному циклу (сварка, окраска, сборка). Введена в эксплуатацию новая сварочная линия.
5. Модельный ряд KIA обновлен за счет Seltos, K5, а также новых модификаций Sorento, Mohave, ХCeed. Компактный кроссовер KIA Seltos произведен по полному циклу (сварка, окраска, сборка). Для этого была введена в эксплуатацию сварочная линия, оснащенная усовершенствованным оборудованием, включая современные станки с программным управлением. После седана Cerato, городского кроссовера Soul и среднеразмерного кроссовера Sorento Seltos стал четвертой моделью бренда, выпускаемой в Калининграде по полному циклу.
6. В рамках реализации обязательств, предусмотренных Специальным инвестиционным контрактом (СПИК) запущено производство по полному циклу среднетоннажных коммерческих автомобилей Hyundai Mighty EX8 полной массой 7,8 т. и Hyundai Mighty EX9 полной массой 8,5 т.
7. Встали на конвейер коммерческие автомобили Hyundai HD 78 с газомоторной силовой установкой. Пилотная партия выпущена в октябре 2020 года.
Своевременной реализации планов и обязательств по СПИК (между АВТОТОР, Министерством промышленности и торговли РФ и правительством Калининградской области — прим. РБК Калининград) компания уделяла особое внимание. Это, в первую очередь, касалось углубления технологических переделов при производстве автомобилей, организации полнопрофильного производства новых моделей с применением операций сварки и окраски кузовов, повышения уровня инженерно-конструкторского и технологического обеспечения производства, цифровизации управления производством и подготовки высококвалифицированных кадров для производства нового уровня.
В год пандемии АВТОТОР обеспечил заказами около 300 малых и средних предприятий региона, обеспечив таким образом их загрузку в кризис и позволяя создавать новые рабочие места.
«Несмотря на заметное снижение выпуска, объем закупок компонентов отечественного производства в рамках реализации программы локализации не сократился, при этом расширилась номенклатура локализованных автокомпонентов, поставляемых на АВТОТОР предприятиями, работающими в России и странах, входящих в Евразийский экономический союз. По итогам 2020 года общий объем закупок на внутреннем рынке в рамках программы локализации составил 1,98 млрд. рублей», — констатировал Генеральный директор ООО «АВТОТОР-Холдинг» Александр Сорокин.
В планах развития — увеличение номенклатуры и объемов закупок компонентов у отечественных поставщиков.
Итоги года для экономики
В общероссийском объеме произведенных и проданных автомобилей доля АВТОТОР в год пандемии составила 9,8%, что на 2,3% ниже, чем в 2019 году.
В то же время, холдинг производит почти половину — 45,7% — товарной продукции в Калининградской области.
Объем товарной продукции (с НДС и акцизом) в 2020 году по отношению к 2019 году снизился на 16,1% и в денежном выражении составил 295,4 млрд. рублей.
47,6% от общего объема всех налогов, собранных на территории региона, в прошлом году заплатил АВТОТОР. Сумма поступивших в региональную казну налоговых отчислений равна 87,1 млрд рублей. При этом на долю предприятия приходится 62,1% собираемого на территории области НДС (47,8 млрд рублей в денежном выражении) и более 46% (7,7 млрд. рублей) уплаченного акциза. Таким образом, холдинг сохраняет лидирующую позицию среди крупнейших налогоплательщиков в Калининградской области и в Северо-Западном федеральном округе.
Следствием снижения на 26% объемов производства на АВТОТОР стало уменьшение загрузки транспортных мощностей региона. С другой стороны, В то же время компания сохранила долю загрузки транспортных мощностей Калининградского морского торгового порта, порта Балтийск и Калининградской железной дороги.
Одним из главных достижений автомобильного гиганта стало то, что несмотря на трудности удалось сохранить коллектив. Численность персонала к концу 2020 года сохранилась на уровне 2019 года, в том числе, за счет переквалификации и переключения на решение других производственных задач, говорится в отчете. Средняя заработная плата на предприятиях АВТОТОР составила 44,1 тыс. рублей, что превышает средний показатель по региону на 6,6 тыс. рублей или 17,7%. Размер зарплаты здесь на 20,7% выше, чем в среднем в обрабатывающем секторе региона.
Что дальше?
До 2029 года холдинг ставит основной задачей повышение устойчивости экономической деятельности за счет реализации действующих совместных инвестпроектов в рамках СПИК.
В 2021 году и в последующие годы особое внимание будет уделяться запуску новых производств по полному технологическому циклу. Продолжится модернизация действующего окрасочного производства для наращивания мощностей окраски до 50 тысяч кузовов в год.
На территории нового завода возводится административно-бытовой комплекс. В рамках выполнения обязательств по СПИК компания будет строить новый производственный корпус для производства полного цикла. Цель этого — поэтапно увеличить объемы выпуска автомобилей, произведенных по полному циклу.
«Дальнейшее развитие и расширение сварочного производства с ориентацией на наиболее массовые и популярные модели позволит уже в 2021 году выйти на 50% увеличение объема выпуска продукции по полному циклу», — говорится в годовом отчете.
Согласно стратегии, в 2021 году еще одним приоритетом будет локализация систем управления автомобилем и телематики — электронных систем, систем поддержки водителя, радаров, камер и т. д.
Главная «движущая сила» всех стратегических планов — кадры. Для подготовки высококвалифицированных специалистов АВТОТОР в рамках подписанных в 2020 году соглашений с Балтийским федеральным университетом им.И.Канта планирует создание научно-образовательного консорциума. Он позволит выйти на новый, более высокий уровень инженерно-конструкторского и технологического развития компании.
Компания АВТОТОР основана в 1994 году в Калининграде. Предприятие первым в России начало выпуск автомобилей иностранных брендов. Производство ведется с мая 1997 года. На сегодняшний день АВТОТОР выпускает автомобили под марками BMW, KIA, Hyundai. Общий объем производства превысил 2,3 млн. автомобилей.