#5 Регион и инновации, 26 августа 2021
Компетенция , Калининград ,  
0 

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

«Мы создаем экосистему изменений и развития»
Интервью директора западного Филиала РАНХиГС Михаила Юрьевича Плюхина.

Образование как инвестиция

— У вас богатый управленческий опыт, который оказался востребованным в сфере образования. Вы как вице-губернатор в свое время курировали экономический блок. Что, с вашей точки зрения, наиболее важно во взаимосвязи образования и экономики? И вообще, образование, особенно высшее, — это благо или услуга? Или что-то еще?

— Самое важное, что дает образование, — это развитие человеческого капитала, развитие личности, а без него невозможен ни экономический рост как таковой, ни вообще движение вперед. Причем экономика образования — целая отрасль экономики со своими особенностями. В этом смысле вопрос об образовании как об услуге закономерен. Лучше всего ответил наш ректор В. А. Мау: образование — это не услуга, а инвестиция, если уж оперировать экономическими терминами. Для родителей — в уверенное будущее своих взрослеющих детей, для абитуриентов и студентов — в самих себя, в профессиональное и гражданское становление, в саморазвитие, в успешную карьеру, для региона и страны в целом — в тот самый человеческий капитал, без которого нет развития.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

В сфере обслуживания мы говорим о клиентоориентированности, в образовании, особенно в высшем, — о студентоцентрированности. То есть студент у нас — активный участник собственного образовательного инвестпроекта, а не пассивный клиент, получающий услугу. Бывают родители, которые считают, что раз они заплатили за обучение, то диплом их чаду гарантирован. И есть учебные заведения, где так и получается. Но ведь в случае с образованием инвестируются не только деньги. Нужно потратить время, приложить максимум собственных усилий, вложить душу, чтобы развить способности, приобрести новые компетенции, получить результат.

Более того, статус Президентской академии обязывает нас соответствовать высоким стандартам качества. Есть студенты, мотивированные и активно вовлеченные в процесс обучения, а есть те, кто не готов к такой активности и сознательности. Доля отчисленных за неуспеваемость в нашем филиале составляет около 5–7% в зависимости от семестра и года обучения, то есть нерадивым у нас комфортно не будет. Учиться должно быть интересно, но трудно. И чем более мотивированно и осознанно молодой человек учится, тем более он вкладывается в собственное будущее, тем успешнее будет его персональный инвестпроект и тем скорее инвестиции окупятся.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

«Встроенность» в регион

— Какова, по вашему мнению, роль системы высшего образования в регионе и вашего вуза в частности?

— В нашем регионе присутствуют разные по качественно-количественным параметрам вузы: от федерального университета до небольших филиалов частных, негосударственных вузов. Но мы все не просто находимся в регионе, мы — его часть, поэтому наши планы должны быть плотно «увязаны» со стратегией развития региона. Каждый из 52 филиалов РАНХиГС встроен в развитие своего региона, исходя из особенностей и территории, и филиала. Мы как самый западный кампус Президентской академии видим свою миссию в формировании управленческого мышления на основе ответственности, служения людям, созидания, рефлексии. И мы делаем это на разных уровнях образования, в том числе на уровне дополнительного, работая уже с состоявшимися управленцами. Мы активно взаимодействуем с муниципалитетами, бизнесом, региональными отделениями федеральных органов исполнительной власти, с другими вузами. Например, с КГТУ делаем совместную программу дополнительного образования в рамках национального проекта «Демография». В рамках этого же проекта, да и не только, создаем дополнительные программы совместно с «Почтой России», ведем переговоры с системой ритейла и так далее. Мы выполняем заказ на новые компетенции со стороны наших партнеров и в то же время сами предопределяем потребность в этих новых компетенциях. Мы также готовим специалистов для системы управления, для таможенной службы, для индустрии гостеприимства. Вот так комплексно и органично встраиваемся в экономику региона и реализуем третью миссию университетов — влияние на регион, на его развитие.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

Немаловажно и то, какую роль играет вуз не просто в образовательном, но и в социокультурном пространстве региона. Мы, например, находимся в центре растущего микрорайона вокруг улицы Артиллерийской областного центра. Вместе с другими образовательными организациями этого района и просто неравнодушными гражданами делаем многое, чтобы микрорайон не стал «человейником»: благоустраиваем территорию, заботимся о ветеранах, организуем просветительские акции, особенно для детей. Мы создали социально-образовательный кластер «Высшая лига Артиллерийской» на благо жителей микрорайона. И это тоже наш вариант реализации третьей миссии университетов, и в этом тоже наша значимость в регионе и влияние на его развитие — через систему конкретных, имеющих очевидные результаты дел.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

Искусство управлять

— Что, на ваш взгляд, важнее сейчас: знания, диплом, студенческие активности?..

— Все это. Но не только. Известно, что образование — это обучение плюс воспитание. Поэтому важно создавать студентам максимум возможностей для саморазвития, чтобы их инвестиции и инвестиции их семей в образование были эффективными. Для нашей миссии и профиля наших программ очень важны лидерские компетенции и качества: умение работать в команде, принимая ответственность за общий результат; способность нестандартно мыслить и принимать решения в нетипичных обстоятельствах (та же пандемия ярко показала востребованность таких навыков); коммуникативная компетентность; нацеленность на результат; умение формировать проект и управлять им и другие. Ведь управление — это искусство, искусство строить будущее, искусство коммуникации, компромисса, принятия решения, служения людям, городу, региону, стране.

Формированию таких фундаментальных для управленца качеств подчинено все в вузе. И это не только сам образовательный процесс — это конкурсы и образовательные интенсивы федерального масштаба. Назову в качестве примера те, которые более всего на слуху: «Лидеры России» и кубок «Управляй!». В нашем филиале учатся два серебряных призера этого престижного конкурса — Диана Ершова и Андрей Печерица. В процессе подготовки и в рамках самого конкурса в команде ребята принимали до сотни управленческих решений, работая на бизнес-симуляторах, тренажерах и решая реальные управленческие кейсы. Именно поэтому мы развиваем командные виды спорта. Отдельно отмечу хоккей как нашу реализованную и успешную инициативу. Поэтому мощно стартанули со студенческими отрядами, создав сразу три, и все трудятся сейчас на благо региона и страны. Поэтому будем развивать КВН и рок-движение, поддерживать студенческое самоуправление и другие студенческие инициативы.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

— А каким образом будете поддерживать? Есть какие-то механизмы?

— Мы создали несколько механизмов такой поддержки. Во-первых, модуль по социальному проектированию. Студенты разрабатывают и реализуют собственные проекты под руководством наставников. С нового учебного года мы создаем для такой проектной деятельности стипендиально-грантовую основу: на реализацию проекта студенты на условиях конкурсного отбора смогут получить грант.

Во-вторых, именные стипендии филиала за особые достижения наших студентов, например в спорте.

В-третьих, прогрессивную систему скидок, когда успешный в учебе, спорте, творчестве и в других сферах студент может претендовать на снижение оплаты обучения до 20%.

В-четвертых, особые льготы, наше ноу-хау при работе с образовательным кредитом через Сбербанк: оплату процентов за первый год обучения наш филиал берет на себя, то есть фактически первый год обучения для семьи будет бесплатным, даже если молодой человек поступил на обучение на платной основе.

Это хорошие стимулы для самореализации нашей молодежи и, кстати, тоже инвестиция — в студентов (и мы уверены, что она окупится: студенческие проекты будут нам полезны и логично впишутся и в программу развития нашего вуза) и в развитие региона.

Пространство партнерства и доверия: карьера со студенческой скамьи

— Все вузы дают студентам набор знаний, умений, навыков. Есть что-то особенное, что вы бы отметили в вашем Западном филиале?

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

— Хороший современный вуз — это network, пространство взаимодействия, в котором выстраиваются человеческие, дружеские и профессиональные контакты вдолгую, на всю жизнь. Это среда создания партнерств. Это помогает строить карьеру, это поддерживает в трудные переломные моменты, которых жизнь нам подкидывает немало. Именно контакты, взаимосвязи, нетворкинг — залог успеха в будущем, а не сам диплом как таковой. В Президентской академии действует принцип «лидеры готовят лидеров». Недаром уже упомянутые мной федеральные масштабные проекты «Лидеры Росси», кубок «Управляй» и другие реализуются непосредственно при нашем участии. Студенты имеют возможность не просто учиться у лучших, у опытных профи, но и уже в процессе обучения взаимодействовать с ними в рамках проектных команд, стажировок и так далее. Среди наших преподавателей и экспертов — руководители органов региональной и муниципальной власти, экс-председатель областного суда, заслуженный юрист России Виктор Фалеев, экс-зампредседателя областной таможни Елена Шабалина, известный в регионе и за его пределами специалист по управлению и трансформации высшего и среднего профессионального образования, коммуникации и корпоративной культуре Ирина Кукса и другие. У нас отличные молодые кадры. Например, подготовкой наших студенческих команд к профессиональным конкурсам национального уровня и организацией социального проектирования занимаются молодые кандидаты наук Александр Чумаков и Арсений Федоров, наши планы по развитию образовательных профилей по цифровизации управления и экономики связаны с Борисом Кондратенко, тоже молодым кандидатом наук. Мы ждем защиты докторской молодого ученого Дарьи Дацко. Такой сплав опыта и энергии молодости, теории и практики, разных форматов образовательной и внеучебной деятельности, такая команда, в основе которой верность корпорации и ответственность за результат, — это отличная основа для развития личности молодого человека, интеллектуального, профессионального, социального, гражданского, духовно-нравственного.

И, конечно, в комплексе взаимодействия с партнерами — это залог не просто трудоустройства, а строительства успешной карьерной траектории. Фактически именно такое строительство начинается с первого дня обучения в нашем Западном филиале.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

— То, о чем вы говорите, — часть продуманной корпоративной политики. РАНХиГС — огромная корпорация. Что еще важно с этой точки зрения в отдельно взятом филиале?

— Как управленец отмечу важность команды. Речь и об управленческой команде, и о студенческом сообществе, сообществе выпускников, сообществе преподавателей. Например, мы оставляем за студентами право на ошибку, у нас лояльные условия и поступления, и обучения. Это не значит, что учиться легко или что не надо следовать правилам и выполнять требования. Надо! Но это значит, что у молодого человека есть шансы исправить свои ошибки, отрефлексировать и стать лучше. Те же отчисленные за неуспеваемость (о чем шла речь в начале) имеют возможность восстановиться, обучаться в индивидуальные сроки, следуя своему темпу, своим возможностям. Мы всей командой помогаем им в этом, понимая, что тем самым создаем новое качество личности, помогаем формировать персональный социальный капитал.

Еще очень важна коммуникация внутри корпорации, внутри филиала. Мы используем все возможные современные каналы коммуникации (социальные сети и мессенджеры). Лично я и мои замы, другие руководители напрямую общаемся и со студентами, и со слушателями, и с партнерами, и с сотрудниками. Считаю такую личную коммуникацию наиболее действенной, формирующей пространство доверия в нашем филиале.

Во-третьих, мы не считаем, что наше взаимодействие со студентами измеряется только четырьмя годами их обучения (на бакалавриате или СПО например). Мы начинаем работать со школьниками с 9-х и даже с 7-х классов, в системе профильных классов по таможенному делу и в нашем новом проекте — Академии лидерства, с каникулярными академическими сменами и так далее. И даже если эти ребята не поступят именно к нам, они остаются нашими амбассадорами. И так же с выпускниками: нам важно, чтобы они работали у наших ключевых партнеров, чтобы совершенствовались с нашим участием, оставались членами нашей корпорации — и возвращались к нам уже состоявшимися опытными специалистами, которые помогут нам готовить новые поколения профи и которые смогут на собственном примере рассказать о своем становлении в профессии, в деле всей жизни. Именно поэтому мы выстраиваем системные взаимоотношения с профильными для нас отраслями и профессиональными сообществами: Ассоциацией индустрии гостеприимства, региональным представительством Федерации рестораторов и отельеров, с региональным отделением Ассоциации юристов России, с правительством области и муниципалитетами.

Это способствует реализации главной миссии Президентской академии — развитию системы непрерывного образования, когда мы формируем среду развития, начиная с профориентации в школах, затем по линии СПО — высшее образование — дополнительное образование. Далее мы отслеживаем профессиональное и карьерное движение наших выпускников и взаимодействуем с ними уже как с нашими партнерами, работодателями, заказчиками образовательных программ и прикладных исследований.

У нас множество замечательных примеров, когда дети и даже внуки известных в регионе политиков и руководителей, отучившихся в РАНХиГС, пришли получать образование к нам. Это тоже и смысл нашей командной работы, и ее результат для детей, родителей, партнеров, региона.

Национальный бренд Президентской академии в Калининградском регионе: здесь учат и учатся лидеры изменений

— Что бы вы ответили на вопрос абитуриента РАНХиГС или его родителей, почему стоит выбрать именно Президентскую академию?

— РАНХиГС — известнейший научно-образовательный бренд в стране и мире. Вуз занимает первые строчки в крупнейших рейтингах, и наш филиал держит планку Академии, где используются современные технологии, принимаются инновационные решения, где учат и учатся лидеры изменений. Мы представляем федеральный вуз, национальный и мировой бренд в особом эксклавном регионе России.

Наш вуз — единственный в стране при Президенте Российской Федерации, и статус Президентской академии не дает шанса опустить эту планку. Поэтому в нашем Западном филиале в Калининграде мы создаем экосистему изменений, в которой главнейшую роль играют наши взаимоотношения с крупнейшими работодателями региона. Такой максимально практикоориентированный подход позволяет нашим студентам получать компетенции, которые требуются на современном рынке труда, а нашим партнерам-работодателям — формулировать Академии заказ на специалистов нового времени. И в этом тоже наша уникальность. Возможность получить приглашение на работу уже в период обучения — это для нас реальность. Кстати, прямо сейчас мы запускаем видеопроект «Первый шаг», конкурс, в рамках которого лучшие студенты поборются за приглашение на работу в ведущие корпорации региона. Это проект, где встречаются руководители крупнейших организаций и студенты. И, самое главное — находят друг друга. Нам кажется, что миссия вуза еще и в этом — в организации социальных лифтов. Мы учим наших студентов создавать будущее и управлять им.

«Мы создаем экосистему изменений и развития»

5 июля 2021 год

Решения «Мираторг» выходит на штатный режим работы
Материалы выпуска
Инновации Совместный проект калининградских машиностроителей и автоперевозчиков
Рыночный расклад Янтарный кластер: на экспорт пойдет только готовая продукция
Практика «Летать» в Храброво. Как гигабитный интернет поможет развивать экономику
Практика Стадион «Спартак» реконструируют под международный спорткомплекс
Рыночный расклад Промышленники: экономика просыпается, «эффект Титаника» сохраняется
Компетенция «Мы создаем экосистему изменений и развития»
Решения «Мираторг» выходит на штатный режим работы
Инструменты Калининградские производители — об опыте участия на «Фабрике процессов»
Инструменты Почему калининградские предприятия изучают бережливое производство
Бизнес-кейс Удар по кризису. Как АВТОТОР преодолевает трудности, вызванные пандемией
Инновации Ликвидировать потери: шесть вопросов о «Фабрике процессов»
Инструменты Как калининградские производители бесплатно улучшают свою работу
Бизнес-кейс Калининградская компания вошла в нацпроект «Производительность труда»
Практика Роман Злотников пишет книгу про Калининград и партию «Новые люди»
Компетенция «Строим среду обитания»: «Калининградстройинвест» исполняется 25 лет
Содержание
Закрыть