Конкуренция и смена трендов: как развивался рынок стройматериалов региона
Материалы выпуска
Конкуренция и смена трендов: как развивался рынок стройматериалов региона Рынок Профи покупают онлайн Инструменты Виртуальная ванная и сканер цвета: новые технологии на строительном рынке Инновации Представить, выбрать, воплотить: чем «Бауцентр» отличается от конкурентов Решения
Рынок Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Конкуренция и смена трендов: как развивался рынок стройматериалов региона

Рынок строительных материалов в Калининградской области в последние годы претерпел значительные изменения. Что на это повлияло и как он будет развиваться в 2020 году, рассказывают эксперты.

По мнению исполнительного директора торговой компании «Мегаполис» Максима Морозова, рынок стройматериалов в Калининградской области за последние пять лет стал достаточно плотным: появились новые игроки, в том числе федерального уровня, а местные компании развивались и открывали новые торговые точки. Он считает, что положительной динамике во многом способствовала стремительная смена трендов.

«Допустим, срок жизни какого-то из стилей стал намного короче, поэтому люди чаще делают ремонт, а сами тренды стали доступнее для конечных потребителей. Раньше мировая мода до России и Калининградской области долетала очень долго. Сейчас же как только наступает новая тенденция в мировом дизайне, производители мгновенно меняют свои коллекции, и мы, естественно, стараемся как можно быстрее среагировать», — пояснил Максим Морозов. Он также отметил влияние политики импортозамещения. «Растет доля российского и, что радует, качественного товара», — подчеркнул эксперт.

При этом цены на стройматериалы сильно не повышаются. «Они растут только из-за внешних факторов: курсовая разница, транспортные расходы. Рынок Калининградской области один из самых плотных по насыщению магазинами DIY-формата, поэтому мы просто не можем повысить цены, если спрос растет, у нас очень жесткая конкуренция», — уточнил глава ТК «Мегаполис».

На прежнем уровне остается и качество товаров, считает специалист. «Если мы будем продавать некачественную продукцию, от нас просто уйдет клиент и не вернется. Это основное наше требование к поставщикам, и мы сами проверяем товары на своих объектах. Поэтому с уверенностью могу сказать, что в худшую сторону качество не поменялось. Возможно, даже с развитием технологии производства у наших поставщиков оно даже, наоборот, растет», — отметил он.

Если говорить о крупном строительстве, то ассортимент стройматериалов практически не изменился, говорит директор группы компаний «Ремжилстрой» Ирина Губко. «В принципе, все то же самое есть. Появляются новые материалы — например, кровельные, но это связано больше с развитием технологий. А так я бы не сказала, что какие-то революционные товары вышли на рынок, потому что у нас отрасль традиционная», — пояснила руководитель фирмы.

Выраженная сезонность и большой скачок

Максим Морозов подметил, что рынок стройматериалов имеет выраженную сезонность. «Сейчас мы упор делаем на новогодние товары, летом — это сад и огород. Очень мало категорий, которые востребованы круглый год. В основном это касается материалов для ремонта жилья», — пояснил директор ТК «Мегаполис».

При этом запросы потребителей в сегменте b2b особо не меняются, говорит Максим Морозов. Однако он заметил некоторые особенности. «Я бы сказал, что в последнее время наши клиенты стали смотреть в сторону чуть более дорогого и надежного товара, хотя раньше упор делался на более доступную по цене продукцию. Сейчас же определяющим фактором является качество», — считает Максим Морозов. В секторе b2c наблюдается противоположная ситуация. «Запросы покупателей меняются вслед за тенденциями и развитием технологий. Если взять в пример лампы, то все мы сейчас переходим на светодиодное освещение, а пять лет назад нормой были лампы накаливания. И это касается многих категорий товаров», — рассуждает собеседник РБК Калининград.

Резкий рост отрасли ТК «Мегаполис» почувствовал во время подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. «Рынок действительно рос, это ощущалось. Так как мы еще и ключевые игроки на рынке электрооборудования, мы участвовали в электрике и освещении практически везде. Помимо этого, достаточно высокий скачок был на рынке строительства жилья», — вспоминает Максим Морозов.

При этом по прошествии в регионе мундиаля особого спада в сфере торговли стройматериалами не наблюдается, добавил руководитель компании. «Инвестиции в Калининградскую область не прекратились, более того, мне кажется, рынок и дальше развивается. В регионе строится много федеральных объектов, это и онкологический центр, и Музейный квартал. Так что я спада не увидел», — сказал он.

Ирина Губко обратила внимание на дефицит некоторых стройматериалов: «Цемента не хватает в регионе, он завозной. По силикатному кирпичу мы испытывали небольшой дефицит весной, но потом он прошел». Однако, по ее словам, после чемпионата мира 2018 года строительный рынок сокращается и, таким образом, в ближайшие годы недостаток по ряду товаров исчезнет. «Я думаю, не будет никаких проблем ни с бетоном, ни с железобетоном. Потому что многие заводы сейчас испытывают нехватку заказов. Также снизилось число крупных госконтрактов, у нас были большие стройки, и после чемпионата они ушли», — сообщила глава «Ремжилстроя».

Прогнозы на будущее

В 2020 году в Калининградской области объемы жилищного строительства могут сократиться с 916 тыс. кв. м до 700 тыс. кв. м. Такой прогноз дает региональное правительство. Как отмечают эксперты, это обусловлено вступлением в силу поправок к федеральному закону №214 «Об участии в долевом строительстве...». Теперь застройщикам требуется больше времени на получение разрешительных документов, в том числе на открытие эскроу-счетов и получение банковской аккредитации на заем под строительство.

«В любом случае у нас ипотечная ставка снижается, и я думаю, что спрос на покупку квартир останется на том же уровне либо вырастет. И людям все равно нужно будет делать ремонт», — комментирует прогнозы властей Максим Морозов.

По его мнению, снижение объемов строительства жилья может отразиться на продажах в b2b-секторе. Поэтому компаниям, специализирующимся на торговле стройматериалами, придется искать новые рынки. «Мы с электрооборудованием планируем выходить на большую Россию. И как я уже говорил, в регионе много крупных федеральных объектов, в которых мы как b2b-игрок должны обеспечить максимальное присутствие», — заключил глава ТК «Мегаполис».