Калининградский ювелирный бренд Darvin Jewelry сегодня имеет мировую известность. Ювелирные украшения из серебра и золота с янтарем и другими поделочными и драгоценными камнями покупают в разных странах. С 2013 года компания поставляет их на экспорт, и в пандемию ни один экспортный контракт не был приостановлен, обороты не упали. Производство располагается на 5 тысячах квадратных метров, на территории арт-кластера в историческом здании на Правой Набережной Калининграда.
25 октября на предприятии побывала группа молодых предпринимателей. Бесплатная экскурсия была организована в рамках совместного проекта Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и РБК Калининград — «День открытых дверей для бизнеса».
«Я — ювелир, я не зарабатываю на янтаре, а использую его как инструмент, ингредиент для моих изделий», — обычно уточняет владелец и основатель компании Вячеслав Дарвин. Он уверен, что скоро не останется ювелирных магазинов, где бы так или иначе не был представлен янтарь. Говорить о работе Дарвин может часами. На вопросы молодых предпринимателей о производстве и бизнесе он отвечал с большим энтузиазмом.
В фоторепортаже РБК Калининград — о том, как прошло знакомство и о чем шел разговор.
— С чего вы начинали?
— 25 лет я собираю это производство, и за это время прошел все круги этой эволюции. Помню, первое, что я купил, — лобзик, сам сделал компрессор, купил бак бензина, горелку мне дали, и я паял это серебро сначала один… Потом мы на четверых купили бормашинку за 40 долларов, работали по очереди. Дальше — заработали денег и уже каждому купили по такой машинке. Вообще, это не начиналось так, что в компанию пришло сразу 100 человек и все заработало. Я работал один с 1998 по 2000 год. Потом каждый год количество работников стало умножаться на два — два человека, четыре, восемь, 16. Года три-четыре назад численность коллектива достигла 150 человек, и тогда мы сказали: все, стоп. И сменили курс: теперь идем по пути производительности труда. Есть рабочие места, где производительность мы подняли в 100 и даже в 1000 раз. Если сравнить: сначала 150 человек делали условно 5 тысяч изделий в день, сейчас 120 человек делают 7,5 тысячи изделий вполноги. Был бы рынок готов, могли бы делать и 15 тысяч. В ювелирке и в янтаре количество работников — это неслыханная нагрузка на себестоимость конечного продукта, а значит, снижение конкурентоспособности.
— Какая сейчас конкуренция на рынке?
— Выбор изделий сегодня такой, что покупатель может даже растеряться. Конкуренция на рынке огромная. Литовцы, поляки, китайцы — все ушли в дизайн и технологии. Давно не было такого разнообразия. Федеральные сети обратили внимание на этот сегмент экономики, что тоже является и толчком к развитию, и гарантией стабильности своего рода. У компаний, чьи изделия они считают интересными для продажи, есть и стабильность, и объемы, и прибыль. За это место под солнцем идет очень серьезная борьба, в которой точно не помогут ни связи, ни знакомства. Экспортные контракты заключаются на миллиардные суммы. Потому что за 20 лет ювелиры страны с нуля, из подвалов настолько усовершенствовали технологии и дизайн, что продукция стала востребована за рубежом. В этот тренд попала и моя компания. Мы тут настолько друг с другом законкурировались, что по цене — качеству давно оказались выгоднее многих-многих своих коллег из стран Балтии и иже с ними.
— Вы считаете Китай своим конкурентом?
— Мы с Китаем не работали, не работаем и вряд ли будем работать. Потому что условия компании — только работа в открытую и по безналичному расчету, никакого кэша, рюкзаков и так далее. Мы зарегистрировали бренд во всем мире. Африку я не брал, потому что она не интересна. А вот в Китае не получилось, и не только у нас — ни у кого. Официально ничего не мешает, но зачем китайцам наши бренды? Они заинтересованы работать на экспорт и создавать у себя рабочие места. Хорошо это или плохо? Так мир устроен. Китайцы по-своему молодцы, потому что они строго стоят на защите собственных бизнес-интересов. Поскольку я не стал пока ни Louis Vuitton, ни Cartier, ни Bvlgari, думаю, шансов зарегистрироваться в Китае у меня нет.
— Что помогает выигрывать конкуренцию?
— Янтарная отрасль Калининградской области 25 лет выживает кластерно — чтобы зарабатывать, янтарщики объединяются. Кластер (кластер янтарной промышленности. — Прим. РБК Калининград) уникален тем, что не был создан искусственно, а сформировался сам, из потребности самих предпринимателей, и только потом был оформлен и признан правительством России. Сегодня мы имеем первый опыт, когда уже заключены прямые контракты с Янтарным комбинатом, и я точно знаю, что нареканий по качеству сырья нет. Другими словами, сделаны первые шаги к цивилизованному развитию. Сегодня в отрасли работает около 60 предприятий в этом направлении — это артели от 8 до 30 человек. Я думаю, что число участников кластера будет расти, потому что это — фундамент профессиональных взаимоотношений, равных для всех.
— Какой спрос на калининградские изделия был в этом туристическом сезоне?
— Оборот янтарных готовых изделий был колоссален в этом году. За все 20 лет не было и 30% того, что было в этом сезоне. Этот тренд — чисто калининградский, он идет за счет большого наплыва туристов. Я — за то, что должен быть выбор, конкуренция. «Лоток, лоток, лоток… О, интересный лоток!» — и сразу к нему выстраивается очередь, и люди готовы платить деньги. Наша компания постоянно увеличивает обороты именно потому, что мы ни с кем не конкурируем, а делаем дело.
— Реально ли создать ювелирный бизнес с нуля без поддержки и стартового капитала?
— Понимаете, отрасль сама по себе такая, что попросить нечего — потому что все равно при всем желании помочь не смогут ничем. Хотя сейчас есть очень большое внимание [со стороны государства], конечно, спасибо, это приятно. Но, когда ко мне обращаются с вопросом, чем помочь, я всегда говорю: можете помочь, чтобы в магазинах только мои изделия покупали, а не конкурентов? Ну это же невозможно. А тогда чем мне можно помочь? Мне нужен оборот, нельзя работать в стол и для витрины. Оборот есть только тогда, когда твои изделия покупают. А когда покупают? Когда соотношение «цена — качество» людей устраивает. Все остальное не имеет никакого стратегического глобального смысла.
Я вообще не считаю, что наша отрасль имеет право на такое колоссальное внимание. Мы же не инвалиды, чтоб нам помогать, и не хлеб выращиваем, не товары первой необходимости производим. И когда был ковид в самом начале, неудобно было даже обращаться за господдержкой, потому что ювелирка — точно не та отрасль, которую надо спасать, без нее можно прожить.
— Какой совет вы бы дали начинающим бизнесменам?
— Могу сказать рецепт, к которому я пришел: нельзя заниматься бизнесом с целью зарабатывать деньги. Да, нет дела, которое не требует денег. Но первое, что должно двигать, — это само дело. В зависимости от ваших амбиций по делу вам будут нужны разные суммы. Дальше выбор за вами: вы их либо привлекаете, либо нет, но я бы серьезно задумался над объемом привлеченных средств. Я категорический противник идеи всех этих бизнес-ангелов (венчурные инвесторы. — Прим. РБК Калининград), потому что чужие деньги надо будет отдавать. Всегда бойтесь человека, который вдруг постучался в дверь и сказал, что хочет сделать вас богатым и счастливым. Вспомните наш разговор и скажите себе, что так не бывает. Никто не будет заботиться о вашем бизнесе, кроме вас. Если ваше дело стало вашим образом жизни, не торопитесь и принимайте взвешенные решения. Потому что короткий путь — не самый быстрый.
— Как реагировать на кризисы?
— Если раньше кризисы были раз в 20 лет, теперь экономисты говорят, что они будут учащаться. При этом никто не знает ни частоту, ни амплитуду, ни где выстрелит следующий кризис. Я думаю, что все идет к какому-то глобальному событию и переделу. Мой ненаписанный в учебниках неправильный опыт в том, что я не пользовался банковскими кредитами — меня за это ругали. Но в кризис 2008 года банки перестали кредитовать моих коллег, и у них ничего своего не осталось, потому что своих денег просто не было. И сколько прекраснейших предприятий тогда исчезли с лица земли. Сейчас, в этой экономической турбулентности, я бы смотрел на ситуацию с разных сторон.
— Как будете развивать бизнес дальше?
— Буду расширяться, запускать новый проект, о котором вы скоро узнаете...
Экскурсия на ювелирное производство Darvin стала третьей по счету в цикле, организованном РБК Калининград и Центром «Мой бизнес». После встречи с Вячеславом Дарвиным предприниматели делились впечатлениями.
Андрей Горбунов, участник экскурсии, предприниматель:
— Я сам работал в бизнесе и собираюсь в будущем заниматься предпринимательством. Участвую в этих экскурсиях потому, что для меня важно узнать, как производство создается с нуля. О компании Darvin знаю давно, но не думал, что это такое высокотехнологичное производство. Я на самом деле потрясен отношением руководителя и к своим сотрудникам, и к своему детищу.
Тимур Микаэлов, участник экскурсии, предприниматель:
— Пришел на экскурсию потому, что хотел посмотреть на передовую компанию, понять, как она работает изнутри, какие материальные и человеческие ресурсы, какое отношение вкладывается в это дело. Очень высокотехнологичное производство и хорошие условия для работников, на высоте. Мне кажется, в регионе таких немного. Ухожу с самыми приятными впечатлениями и пищей для размышлений.
Сергей Перетятко, участник экскурсии, доцент кафедры автоматизированного машиностроения КГТУ:
— С точки зрения изготовления изделий с янтарем это, пожалуй, самое продвинутое производство в Калининградской области и в России. Я был о нем наслышан, много читал, поэтому первое впечатление у меня сформировалось еще до экскурсии. И было интересно посмотреть, как все организовано. В целом увиденное совпало с ожиданиями. Не ожидал, что количество людей компания сначала наращивала, а теперь постепенно уменьшает, уходя в сторону автоматизации и интенсификации процессов. Хорошее, эффективное производство.
Участие в производственных экскурсиях для предпринимателей абсолютно бесплатное. Записаться можно по телефону: 50-70-03 или по электронной почте: reklama@kaliningrad.rbc.ru. Еще больше информации о мероприятиях для предпринимателей региона есть в телеграм-канале Центра «Мой бизнес».
29 октября 2021 год