Практика , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Семейный бизнес. Предприниматели посетили ферму Тюниных в Знаменске

Центр Калининградской области. На слиянии двух рек — Лавы и Преголи — расположился поселок городского типа Знаменск.

Это район богатейшего исторического наследия: сначала пруссы, потом рыцари Тевтонского ордена, переселенцы с Великой Римской империи, Вторая мировая война... От прусского городка Велау (с 1336 до 1946 года. — Прим. РБК Калининград) сегодня осталась только кирха святого Якоба, вокруг нее сейчас благоустраивают пешеходную зону. История и природные красоты создают особенную атмосферу. О местной энергетике часто говорят, что ею невозможно «наесться». И неслучайно именно здесь шесть лет назад супруги Дмитрий и Ольга Тюнины решили начать собственное дело — создать туристический комплекс. Ради этого Дмитрий кардинально поменял вектор профессионального развития и вместо строгого офисного костюма с портфелем теперь носит джинсы, футболки и кроксы…

В рамках совместного проекта Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и РБК Калининград — «День открытых дверей для бизнеса» — 14 октября на первой экскурсии по ферме Тюниных в Знаменске побывала группа молодых предпринимателей. В фоторепортаже РБК Калининград — о том, как прошло знакомство и какие вопросы задавали участники своему гиду — предпринимателю Дмитрию Тюнину.

Как пришла в голову идея начать туристический бизнес?

«Я был директором завода, потом уволился — захотелось что-то свое построить», — делится Дмитрий. Его супруга Ольга на момент основания фермы тоже руководила предприятием — собственным, этот бизнес и сегодня действующий.

«Приехали мы как-то сюда, походили-походили, влюбились, да так и остались. Потихонечку зацепились: выкупили рядом с общественной баней небольшую пристройку, сделали маленькое речное кафе и начали работать. В следующем сезоне решили заниматься и активным туризмом и отдыхом, купили байдарки для водных путешествий и сплавов. Эта идея сама шла к нам в руки: реки очень красивые, наши соседи поляки активно развивают это направление. И у нас дело идет: если еще год назад здесь было два организатора байдарочных туров, то сегодня их уже около пяти и водных маршрутов несколько: Правдинск — Знаменск, Знаменск — Гвардейск…».

От активного туризма Тюнины пошли еще дальше — начали проводить на ферме тематические мероприятия и мастер-классы.

Как работает семейный бизнес?

Задача старшего сына Тюниных Семена — развивать активное направление: сплав на байдарках, сап-досках, игры, тимбилдинг. Жена Семена работает на ферме администратором. Младший Матвей год назад закончил КГТУ по специальности «организация общественного питания», теперь курирует кухню и замещает шеф-повара. Дмитрий и Ольга — управляющие, они руководят и организуют.

«Живем мы все здесь, потому что понимаем, что это дело нельзя ни на кого оставить. И у нас есть принцип, которому мы стараемся всегда следовать: самим встречать и провожать наших гостей», — продолжает Дмитрий.

Почему ферма, если фермы здесь нет?

«Ферма, на самом деле, многозначное слово, которым обозначается не только животноводческое хозяйство. В архитектуре, например, это несущая конструкция зданий, сооружений. А для нас ферма — это наша семья».

Как правильно все организовать финансово, если, например, нет стартового капитала?

«Каждый рубль здесь трудовой: то, что мы зарабатываем, все вкладываем в развитие. А вообще, сейчас для предпринимателей есть много государственных инструментов поддержки бизнеса, которыми могут воспользоваться как начинающие, так и те, кто развивает свое дело. Мы работаем с калининградским Центром «Мой бизнес», несколько раз туда обращались. Это позволяет закрывать важные текущие вопросы. Например, некоторое время назад по программе «Восток» получили небольшой льготный кредит под 1% годовых на 7 лет под строительство банного комплекса. Потом Центр помог профинансировать разработку бизнес-плана, ребрендинг логотипа и фирменного стиля, сейчас нам выделили деньги на защиту товарного знака, на рекламу… На наш взгляд, это движение со стороны государства — правильное. Деньги дают не всем подряд, а именно на развитие, смотрят, как работает предприятие или какой бизнес-план на стартапе».

Центр «Мой бизнес» предлагает предпринимателям самые разные программы и инструменты консультационной и финансовой поддержки. Разработку маркетингового и бизнес-плана, финансирование рекламы. Это могут быть как займы на организацию и развитие собственного дела (например льготная программа «Начни свое дело»), так и гранты для социальных или инновационных предприятий. Финансирование для своего бизнеса можно получить на льготных условиях под 3,4% годовых.

В 2020 году Ольга и Дмитрий Тюнины получили статус социальных предпринимателей, потому что помимо своей основной бизнес-нагрузки взяли на себя и определенные социальные обязательства: проводят экологические акции, субботники, следят за порядком на территории кирхи, занимаются с инвалидами — организуют для них сплавы, специально построили адаптивный причал.

Какой совет дадите начинающим бизнесменам?

«Во-первых, если есть идея, мечта и если вы уже начали ее реализовывать, то нужно зацепиться и какое-то время потерпеть, даже если опускаются руки. Нам в начале пути тоже было сложно, денег не хватало. Но мечты дают силы для их воплощения… Второе: надо с самого начала стараться делать все юридически правильно: оформлять землю сразу, продумывать, какая будет юридическая форма предприятия — ООО или ИП. И третье: с каждым направлением надо работать. Это только кажется, будто байдарки поставил, и деньги сразу посыпались — на самом деле нет. Один раз сделаешь что-то некачественно, во второй раз люди уже не приедут».

Пандемия помогла или ударила?

Закрытые границы дали мощный стимул развивать внутренний туризм. В этом сезоне интерес к Калининградской области был огромным.

«Люди поехали изучать область и увидели, что у нас здесь есть красивые места помимо моря, что наша область богата историческими и природными объектами. Но инфраструктура пока оставляет желать лучшего… Экономика ведь развивается волнообразно, и сейчас, на волне, надо стараться улучшать инфраструктуру. Для нас это важно, потому что в будущем это конкурентные преимущества, как для нас предпринимателей, так и для области в целом», — рассуждает Дмитрий Тюнин.

Что дальше?

К следующему сезону на территории фермы инвестор пообещал закончить возведение гостиницы, которую Тюнины намерены взять в управление. Также супруги планируют построить здесь банный комплекс, под который уже выкупили земельные участки, а чуть дальше обустроить городской сквер. Все это в комплексе должно вырасти в центр активного туризма, говорит предприниматель.

«Человек приехал к нам — это значит, мы должны его нагрузить, занять, попарить в бане, вкусно покормить и уложить спать. Чтобы утром он встал, позавтракал, порыбачил, покатался на велосипеде и поехал домой. В этом идея, и мы к этому потихонечку-потихонечку идем. В будущем хотелось бы закончить начатый проект рекреации — с проживанием, СПА-услугами, второй очередью общепита. Наше маленькое кафе нужно расширять, число туристов в Знаменске растет».

Экскурсия по ферме Тюниных стала первой в целой серии таких выездов, организованных РБК Калининград и Центром «Мой бизнес». Ближайший запланирован на 25 октября. Начинающих и действующих предпринимателей региона будут встречать на ювелирном производстве Darvin, расположенном в арт-кластере на Правой набережной в Калининграде.

Кстати, участие в производственных экскурсиях для предпринимателей абсолютно бесплатное. Записаться можно по телефону: 50-70-03 или по электронной почте reklama@kaliningrad.rbc.ru.

Еще больше информации о мероприятиях для предпринимателей региона есть в телеграм-канале Центра «Мой бизнес».

Содержание
Закрыть