Ему тогда было 22 года — чуть меньше, чем баварцу Иоганну Филиппу Шиффердеккеру, который прославил Кенигсберг крупнейшей в Восточной Пруссией пивоварней. Два века спустя Ренат с единомышленниками восстановили часть старых заброшенных складов этой пивоварни, организовали там производство и открыли в городе сеть магазинов. Сегодня «Понарт» варит 30% всего разливного пива на региональном рынке. Кстати, используют для этого старинные немецкие рецепты и воду из артезианской скважины, на которой здесь варили пиво при Шиффердеккере.
На предприятии побывала группа молодых предпринимателей. Бесплатная экскурсия была организована в рамках совместного проекта Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и РБК Калининград — «День открытых дверей для бизнеса».
Участникам показали весь цикл процессов пивоварения, рассказали, как организовано производство в каждом цехе сегодня и с чего оно начиналось в 1839 году, дали попробовать пенный напиток.
«За свою жизнь я перепробовал, наверное, тысячу разных сортов пива и понял одно: чтобы пить, нужно иметь хорошее здоровье», — улыбается владелец и основатель калининградской компании Ренат Путятинский. В разговоре о продукте и бизнесе он часто использует слово «душа», потому что уверен — без нее не будет ни хорошего продукта, ни качественного развития отрасли. Ренат говорит, что наконец-то пришло время, когда капиталистическую экономику начинает заменять экономика благодарности. Гости задавали бизнесмену массу вопросов. Об этой встрече и самой экскурсии — фоторепортаж РБК Калининград.
Названный именем прусской деревушки кенигсбергский пивзавод «Понарт» был основан 15 ноября 1839 года и поставлял пиво по всей Европе. После Второй мировой войны на территории предприятия открылся «Калининградский пивкомбинат № 2». А новейшая история пивоварения здесь началась весной 2010 года.
— Почему вы решили делать бизнес именно в пивоварении?
— Это получилось абсолютно случайно. Мой друг Александр Варкулецкий работал в дистрибьюторской компании, которая занималась реализацией пива — транспортировкой его из-за границы и поставкой по ресторанам. Он рассказывал мне о разных сортах пива и нюансах работы, тем самым погружая меня в пивной рынок. Я, безусловно, заинтересовался данной сферой, поскольку в ней присутствует некое таинство создания «тела» продукта: передача чувственных ощущений с помощью вкуса, цвета, плотности; магия и сила воды и, конечно, мастерство авторов. А бизнес наш, по сути, начался с одного моего вопроса: почему мы сами не делаем достойный продукт, а все завозим, у нас что, здесь руки не оттуда растут? И мы начали изучать, глубже погружаться в детали организации производства. Благо, тогда уже был интернет, и мы использовали его возможности.
— Как от идеи перешли к конкретным шагам?
— Идея пришла в 2007 году, потом мы еще два года находились в поисках инвестиций. Кризис 2008 года усложнил задачу, и только в начале 2009 года нам удалось найти инвестиции, и то в виде кредита в евро. Мы провели много переговоров, и все нам в один голос твердили одно: ребята, ну куда вы лезете? На рынке огромное количество пива: немецкое, чешское, польское, литовское, белорусское… У вас ничего не получится, на рынке огромная конкуренция. Но нас было не остановить, и мы все же запустили производство, частично восстановив подвалы пивоварни «Понарт». Калининграду и калининградцам нужен был достойный местный продукт. Тогда это нам не было так ясно и отчетливо понятно, как сейчас. У нас были и первоначальные договоренности с дистрибьютором. Но, как оказалось, с живым продуктом они работать не умеют, все крупные пивоварни — это продукт долгосрочного хранения, через пастеризацию и консервантизацию. А живое пиво, оно как молоко — 10–15 дней и киснет. Пришлось самим и организовывать вход на рынок, и заниматься продажами, и реорганизовывать подход к хранению продукта на точках продаж. В 2010 году в магазинах кеги летом стояли в теплых помещениях, вдобавок на них дули раскаленным воздухом из радиаторов вентиляторы проточных пивных охладителей, вокруг пахло жутким кисляком и повсюду летали огромные мухи. Таким неприятным был калининградский рынок разливного пива, когда мы запустили свое производство. Увидев такую культуру реализации, я в принципе не мог понять, как можно покупать пиво в такой обстановке и не испытывать брезгливость к продукту. Нужно было в корне что-то менять. Мы первые, кто активно начал внедрять холодные комнаты в точках продаж, чтобы сохранить качество продукта. Нам удалось поднять планку концептуализации магазинов, проинвестировав в один магазин более полутора миллиона рублей (до открытия нашего магазина инвестиции в один магазин составляли максимум 400–500 тысяч рублей). Это позволило запустить процессы качественного изменения рынка. Игроки отреагировали на наши вызовы и стали активнее совершенствовать свои старые и вновь открывающиеся магазины, что в дальнейшем изменило облик всего рынка и ускорило его эволюцию. Сегодня вложение в открытие магазина уже превышает инвестиции в 5 млн рублей, а их площадь выросла более, чем вдвое.
— Почему именно «Понарт»?
— Вода здесь особенная, она из артезианской скважины. Немцы знали, где строить заводы, так как пиво на 90% состоит из воды. К 1700 году в городе действовали 250 пивоварен, к 1800-му — 300. Пиво разливалось в деревянные бочки и бутылки и развозилось на лошадях к местам продаж. «Понарт» был самой крупной пивоварней в Восточной Европе. Магия этого бренда позволила нам преодолеть все те трудности, которые ждали нас впереди. Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Это не ты съел идею, а идея съела тебя». Поэтому здесь, в Балтрайоне, где и есть историческая родина бренда, его крепкие стены и могучая душа, произошло зарождение нового таинства, которое превращает воду в пиво. Как и жители данного района, пивовары «Понарта» отличаются буйным нравом и отстаиванием своих принципов, для них самое главное — не деньги, а качественный продукт. Самое интересное, что и во времена Кенигсберга жители района «Понарт» отличались своим характером. В 1849 году именно благодаря пиву произошла «урбанизация» этого вольного и мятежного района, категорически не желавшего сливаться с Кенигсбергом. Но признание качественным пива «Понарта» сделало их добрее, а следовательно, чуть более сговорчивее. Позднее район «Понарт» все-таки вошел в состав Кенигсберга.
— Как сегодня справляетесь с конкуренцией на рынке? Ведь, действительно, выбор огромный.
— Любая конкуренция — это хорошо, если она здоровая. Наши конкуренты — условные… Некоторых мы воспринимаем как коллег, а некоторых, увы, как рыцарей наживы, которые, к сожалению, портят не только свою репутацию, но и наносят существенный удар по всему пивному рынку некачественными продуктами, да и в целом своим подходом к делу. С другими же мы вместе делаем одно дело — развиваем рынок качественного пива. Со многими у нас очень хорошие взаимоотношения, наши пивовары делятся своими знаниями и всегда приходят на выручку к тем, кто желает выпускать качественный продукт.
Возможно, большим конкурентом для пива является вино. Винным любителям нравится распространять мнение, что пиво — это для «маргиналов», а вино — для эстетов. А это абсолютно не так. Пиво –- более благородный и сложный напиток, если уж быть честным. Я про тот, который действительно сделан с душой. Когда мы съездили в Германию, Бельгию, Францию, и побывали и на пивных, и на винных производствах, поняли, что пивное ремесло — большее искусство, чем вино. Пивоварение имеет более сложный цикл процессов, и, следовательно, труд и цена ошибки здесь более высоки. На самом деле пиво — это не только солод, хмель, дрожжи и вода, это еще и душа пивовара, это огромный труд, глубокие знания и скрупулезный подход к каждой мелочи. Поэтому для создания хорошего продукта нужна душа, действительно любящая свое дело.
Впечатления участников
Наталья Казакова, предприниматель:
«Шикарно! Я очень рада, что появилось предприятие, которое начало развивать промышленный туризм, связанный с пивоварением. Бизнес с историей, со вкусом, с душой, с любовью к своему делу. Таких бы предпринимателей побольше, тогда к нам в регион больше людей будет ездить знакомиться и покупать продукты, произведенные в Калининградской области».
Андрей Субботин, инвестор:
«Мне интересно было посмотреть как люди работают, как развивается бизнес, с чего они начали, к чему пришли. Очень полезный получился разговор с владельцем пивоварни, его позиция впечатляет и достойна уважения. Мне очень понравилась экскурсия. Я много лет ездил мимо этого здания и не знал, что здесь есть такая обалденная пивоварня. Пиво — класс! Я пил пиво в Чехии, Германии и не знал, что у нас есть такое в Калининграде, свое, местное, не привозное. Впечатляет!»
— Пивоварня сегодня — это прибыльный бизнес?
— Сегодня это прибыльный бизнес, впрочем, как и 1000 лет назад. Вопрос в том, будет ли он прибыльным у начинающего предпринимателя. Первые годы и первые шаги всегда самые тяжелые. Но это в любом деле так. В первые три года ты учишься и совершаешь наибольшее количество ошибок, которые приводят к финансовым потерям. Нужно иметь запас прочности — как финансовый, так и психологический. Обучение всегда обходится дорого.
Если честно, то с теми мировыми колебаниями экономики, которые мы наблюдаем, вряд ли в будущем будет легче что-то организовать, чем сегодня, и нет лучшего времени, чем сейчас. Мир с каждым днем становится только сложнее. Правда в том, что чем сложнее времена, тем грамотнее и сильнее будут будущие предприниматели. Трудности нас закаляют. В любой сфере сначала приходится инвестировать время и ресурсы в получение компетенций. Это основа для развития. Успех –- своего рода наука: обеспечивая условия, формируешь результат. Предприниматель в моем понимании — это творец и улучшитель мира, а не «деляга» (он же «комерс»). Если предприниматель сегодня не научится брать на себя социальную нагрузку, то в будущем социально направленном мире он рискует стать изгоем. Всем, что мы делаем, мы делаем себя. А в погоне исключительно за благосостоянием утрачивается ценность таких простых вещей, как порядочность, честь и достоинство. Редко кому удается сохранить баланс в этом вопросе. Если ты ставишь главной своей целью и ценностью деньги, накопление капитала, то порядочность уходит не просто на второй план, она вообще исчезает из твоего поля внимания. Но деньги — это всего лишь средство, а не самоцель. В гробу багажника нет, и никому еще не удалось забрать на тот свет накопленные блага. Зато каждый здесь оставит свою историю, и нынешний цифровой мир сохранит ее в века. Какой будет ваша история?
Поэтому в поле внимания предпринимателя впереди желаемой прибыли, всегда должны стоять высшие общечеловеческие ценности. Как показывает практика, многим достаточно сложно сохранить верность себе и своим принципам. К сожалению, искушения, разжигаемые жаждой денег, склоняют многих встать на накатанную и скользкую дорожку. А самое интересное здесь, что на ней никто счастливее не становится. Поэтому уважающим себя предпринимателям рекомендую в первую очередь оберегать себя от финансовой болезни как минимум по двум причинам: во-первых, она не приходит одна, а во-вторых, она поражает совесть и ведет к духовной смерти. Прибыль — это хорошо, но важнее мыслить категориями пользы, которую привносит твоя компания в этот мир. Чем больше пользы, тем выше прибыль.
— Как пандемия влияет на развитие?
— К счастью, многие люди, которые считают себя достойными лучшего, продолжают выбирать качественный продукт. Они снижают количество, но не качество. На рынке присутствует и обратная сторона медали. Из-за неспособности производить качественный продукт некоторые игроки рынка начинают демпинговать, продавая литр пива и по 80, и по 60 рублей. Хороший региональный продукт, во-первых, никак не может быть дешевле 100-120 рублей в рознице, а во-вторых, и цена, поверьте, здесь не индикатор качества, так как цену можно нарисовать любую. Качество продукта –- это в первую очередь бренд, проверенный через совесть производителя.
Из-за нарушения технологий брожения в пиве повышается содержание недопустимых побочных спиртовых соединений, которые наносят непоправимый вред здоровью. Приобретая дешевый продукт вы отдаете свои деньги тем, кому абсолютно плевать на ваше здоровье. Если кто-то считает такой обмен справедливым, то это уже его личный выбор.
— Что дальше? Какие у вас планы?
— Планы, как и всегда, грандиозные. Вопрос лишь в том, чего удастся достичь, а чему реализоваться не суждено. Мне на «Понарте» удалось организовать отличную команду, я продолжаю делиться с ней своими знаниями и опытом. Выбирать же дальнейшую стратегию и направлять компанию в развитии они уже умеют сами. Я передал команде свою долю владения компанией. Считаю это честным по отношению к их труду. В данный момент у меня есть другие направления, которые меня вдохновляют и развивают. Сейчас я полностью погружен в другие сферы развития. Моя задача на «Понарте» выполнена. У команды есть свое видение и свои идеи, и мне важно предоставить им возможность самостоятельно их реализовать.
— Как вы сами развиваетесь? Какой наиболее ценный и нетипичный опыт вам дало это производство?
— В процессе развития пивоварни стало понятно, что нужны современные решения, ключевая часть которых относится к области цифровых технологий. Проанализировав рынок, мы не нашли подходящее нам программное обеспечение, и пришлось самим развиваться в сторону цифровой технологичности. В результате мы с моим другом Алексеем, тогда начинающим программистом, стали переносить в программный код свою производственную бизнес-логику. Так мы, сами не понимая того, начали оцифровывать предприятие. Это так нас увлекло, что мы, можно сказать, с нуля написали свою мини-экосистему предприятия, в которую сейчас включены: система управления, розничный учет, складской учет, система анализа, таск-менеджер, модули логистики, заказа и еще много чего интересного.
Сейчас, благодаря своевременно полученному опыту, мы с партнерами развиваемся в различных высокотехнологичных отраслях. В 2016 году был проинвестирован и запущен IT-проект Batutto.com, сервис заказа еды на дом. Тогда многие тоже смеялись и не верили что он будет конкурентоспособен и востребован, но время все расставляет на свои места. Сегодняшние реалии уже подтвердили обратное. В России одна большая проблема — общий низкий менталитет российского инвестора. Страх, жадность и желание краткосрочных (спекулятивных) инвестиций не просто тормозят нашу экономику, они формируют мину замедленного действия. Мы сегодня не выращиваем достаточное количество будущих предпринимателей. А если не инвестировать в молодых предпринимателей сегодня, то завтра им неоткуда будет взяться –- кто-то попросту спивается, кто-то угасает, не находя возможностей и не обретая веры в себя. Их потенциал не востребован, и эта невостребованность произрастает из узости и низкой ментальности мышления российских «псевдоинвесторов». На нашем рынке очень мало среднесрочных и долгосрочных инвесторов-менторов. В лихие 90-е деньги зарабатывались легче, чем сегодня, мир изменился, и большинство тех, кто нажил капиталы тогда, сегодня попросту неспособны видеть среднесрочные и долгосрочные перспективы рынка… Но их можно понять, это люди своего времени.
— Что бы вы посоветовали в этой связи молодым предпринимателям?
— Я бы посоветовал не тратить много времени на переговоры со «старой гвардией» — вы просто почувствуете огромный ментальный разрыв. К общему счастью, современные предприниматели уже абсолютно другие, они стратегически развиты, в разы умнее, интеллектуальнее. Дети практически всегда умнее родителей, если, конечно, не испорчены легкими деньгами. Мои дети знают, что не получат от меня наследства. Я все свои активы направлю на благотворительность. Моя миссия как отца — научить их ловить рыбу, а не оставить им после себя тонны рыбы. Личность развивается через труд, направленный на достижение результата. И я бы не желал своим детям такой участи, как легкие деньги.
— Готовы ли вы инвестировать в проекты молодых предпринимателей?
— Безусловно, готов. При всем понимании нелегкого пути предпринимателя готов всячески поддержать таких людей. Предприниматель — это тот человек, который способен долгое время не сворачивать с заданного курса, пока не достигнет своей цели. У нас есть электронный адрес для таких идейных, амбициозных, предприимчивых молодых людей: look4myidea@gmail.com. Пишите.
Сейчас нам с единомышленниками как раз интересно решение проблемы обеспечения ресурсами молодых пассионариев. В будущем нашу экономику ждут большие изменения. Капиталистическая модель — это философская ошибка, в которой торжествует спекулятивный капитал. Сегодняшний «кризис не циклический, а усиливающийся. Он включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы». В любом случае она еще продолжит жить в умах консервативного склада, но переход к экономике благодарности неизбежен. Человечество непрерывно эволюционирует и уже перебрало достаточное количество «-измов», и сейчас мы с вами живем в эпоху глобальных перемен, пришло время для следующего эволюционного витка. Нам (человечеству) предстоит заново и полностью не просто пересмотреть, а пересобрать механизмы, гарантирующие социальную справедливость. Создать позитивные изменения в социальной жизни страны и мира. Конечно, это будет происходить в поэтапной последовательности и исходить из позабытого нами навыка заботы друг о друге.
Участие в производственных экскурсиях для предпринимателей абсолютно бесплатное. Записаться можно по телефону: 50-70-03 или по электронной почте: reklama@kaliningrad.rbc.ru. Еще больше информации о мероприятиях для предпринимателей региона есть в телеграм-канале Центра «Мой бизнес».
Упомянутые в статье напитки являются безалкогольными. 18+