Семь компаний Калининградской области названы «Экспортерами года» по итогам 2021 года. За победу в региональном этапе всероссийского конкурса помимо дипломов и памятных знаков они удостоились сертификатов на право участия в отраслевых международных выставках с индивидуальным стендом компании, а также получили в подарок курс делового английского языка.
Поздравляя экспортеров, заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков отметил, что, несмотря на трудности, общий объем экспорта в регионе в 2021 году впервые за семь лет достиг рекордных значений — 2,38 млрд долларов.
«Сегодня наши экспортеры столкнулись с определенными трудностями, поэтому поддержать их особенно важно», — сказал вице-премьер.
В 2022 году, под влиянием ситуации на внешних рынках, калининградские и российские экспортные приоритеты сильно меняются. Вектор продаж расширяется и переориентируется с западной части мира на восточную. Часть прежних работавших годами логистических связей и «проторенных тропок» уходит в прошлое, часть корректируется и остается. Параллельно выстраиваются новые цепочки — из-за проблем с Европой основной упор Калининградская область будет делать на сотрудничество со странами СНГ и ЕАЭС, а также странами Азии.
Крупное деревообрабатывающее предприятие «Лесобалт» ищет новые зарубежные рынки сбыта, а пока переключается на отечественных покупателей. В марте продажи внутри России выросли с 3–4 млн рублей до 10 млн рублей.
«Прорабатываем вопрос с китайской стороной, чтобы использовать нашу высокотехнологичную продукцию в контейнерных перевозках. На Россию работать сложнее, поскольку там есть свои производители. Мы пытаемся использовать наши ресурсы для калининградского рынка. <...> Несмотря на все это, нормально работаем, работаем с остатками», — подчеркивает директор компании Александр Орехов.
В калининградской Ассоциации мебельщиков говорят, что многие западные партнеры выдержали паузу и теперь возобновляют сотрудничество, так что некоторые наши компании даже едва успевают справляться с заказами. Нашу мебель готовы покупать в Германии, а итальянцы, например, ждут поставок кормов для сельскохозяйственных животных и для полуфабрикатов из древесины для производства мебели.
«Эта история не про то, что экспорт загнулся, а про его развитие, про движение в новом направлении. Многим кажется: ну какой в сегодняшней ситуации может быть экспорт из Калининградской области? Но на деле получается, что прошел месяц, и, общаясь с экспортерами, мы понимаем: многие зарубежные партнеры подтверждают спрос на нашу продукцию, — объясняет руководитель Центра поддержки экспорта Виктор Карпичев. — По логистике, с одной стороны, есть сложности — например, увеличилось время прохождения границы. С другой стороны, наш официальный аккредитованный партнер Российского экспортного центра компания «ДСВ Транспорт» заявляет, что товары возят в обе стороны — как импорт, так и экспорт. То есть вроде мы все говорим про санкции, про сложности, все находимся в напряжении, но работа движется, и многие европейские партнеры несмотря ни на что готовы продолжать сотрудничество».
Иными словами, из-за сложностей и санкций выход на зарубежные рынки не перестал быть реальным, а экспортные экономические законы — они и в Азии экономические законы. Главное — изучить азы технологии, а покупатели найдутся, уверены в Центре. Здесь готовы обучать экспортеров и вместе с ними искать решения проблем.
Образовательный проект Школы экспорта РЭЦ был запущен в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». В 2022 году здесь запланирован цикл семинаров об экспорте.
Первый пройдет в учебном классе Центра 7 апреля и будет посвящен основам экспортной деятельности.
«Мы подробно рассматриваем, что такое экспорт, — от идеи, зарождения его до получения валютной выручки на расчетные счета, говорим о выборе рынка, поиске покупателя, о том, как устроена логистика, что такое таможенное оформление и как это работает, какие финансовые инструменты есть для экспортеров и как в целом работать, и о многом, многом другом, с чем экспортерам приходится сталкиваться. Есть также отдельный курс по сертификации — что необходимо сделать, чтобы ввезти продукцию в ту или иную страну», — продолжает руководитель Центра поддержки экспорта, который также является аттестованным тренером Школы экспорта РЭЦ.
Каждый семинар проходит один-два дня. Участников не просто «накачивают информацией» — они выполняют практические задания, вместе решают кейсы и на выходе получают конкретные инструменты, которые потом смогут применять на своем предприятии.
«К нам можно прийти и сказать: «У меня проблемы с логистикой, маленькая партия товара, я не знаю, куда отправлять». Мы дадим рекомендации, с кем лучше поработать, направим», — резюмирует глава Центра поддержки экспорта Виктор Карпичев.
Он рассказывает, что на курсы могут прийти как начинающие, так и опытные экспортеры, которым важно проанализировать ошибки и увидеть новые возможности. После обучения специалисты Центра сопровождают своих выпускников, консультации и помощь можно получить на каждом из практических этапов.
Что делать, чтобы попасть на семинар и пройти обучение.
Шаг 1: зарегистрироваться на сайте Центра поддержки экспорта.
Шаг 2 (только для СМСП): если нет личного кабинета, пройти регистрацию на сайте Школы экспорта РЭЦ.
Шаг 3: отправить заявку в личном кабинете на сайте Школы на семинар «Основы экспортной деятельности».
С вопросами по теме семинара можно обратиться в Центр поддержки экспорта при Центре «Мой Бизнес» Калининградской области по тел.: +7 (4012) 994-588 (доб. 936) или написать Юлии Шерстобитовой на е-mail: sherstobitova@mbkaliningrad.ru.
Телеграм-канал Центра поддержки экспорта — https://t.me/export39.