Компетенция , Калининград ,  
0 

Александр Федоров: Новый кампус изменит ландшафт Калининграда

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук
Ректор БФУ имени Канта в интервью «Business FM-Калининград» и РБК+ о том, кто такой университетский человек, актуальны ли ещё труды Канта и как построить метавселенную в отдельно взятом пространстве будущего

Содержание интервью:
1. Кампус «Кантиана»
2. Метавселенная университета
3. 300-летие Иммануила Канта
4. Реформа университета
5. Международная работа
6. Востребованные специальности
7. Критическое мышление
8. 75-летие университета

Кампус «Кантиана»

— Большой интерес вызывает проект нового кампуса. Проект мощный, он наверняка изменит ландшафт Калининграда. Уже определён, насколько нам известно, подрядчик и выделены средства. Подробности от вас, Александр Александрович.

— Да, совершенно верно. Мы перешли к следующей стадии работы. Напомню, что этим проектом мы занимались с начала 2020 года. Это была наша инициатива, в которую никто не верил.

— Мало кто верил, так скажем.

— Да, давайте так сформулируем. Мало кто верил. Мы отлично отработали сюжет и очень ответственно, с четвёртого раза, попали в точку с нашим калининградским архитектором Артуром Сарницем, создали действительно уникальную концепцию и дизайн.

Нам понадобилось 10 минут презентации в 2020 году, чтобы в идею поверил губернатор, пять минут презентации, чтобы в неё поверил федеральный министр, и две минуты, чтобы в неё поверил председатель правительства. Президент в неё поверил за 30 секунд. Поэтому, когда нам говорят, что есть что-то невозможное, мы не согласны.

Мы сделали проектные работы за счёт университета и за счёт региона. Мы отыграли конкурс. Правильнее сказать, не «мы», а «единый заказчик Минстроя РФ». На конкурсе определён победитель — крупный застройщик федерального уровня «Монотек Строй». Эта компания строила «Лужники» и значительное количество медицинских объектов большой площади, у неё есть опыт строительства кампусов. Они, например, строят кампусную конструкцию в инновационной долине Московского государственного университета.

Первые действия по строительству начнутся уже в этом году. Прошла встреча всех сторон в присутствии губернатора Калининградской области. Мы определили первые этапы действий и зоны ответственности. По распоряжению правительства в первом квартале 2026 года мы должны ввести объект в эксплуатацию.

Форэскиз неокампуса «Кантиана»
Форэскиз неокампуса «Кантиана»

— Довольно быстро. Какие средства будут потрачены?

— Общая сумма, запланированная из всех источников, — 18 млрд рублей.

— Столько стоил калининградский стадион к ЧМ-2018.

—Точно. Но время идёт, цены меняются. Про тяжёлую логистику, связанную с Калининградом, хорошо известно. И про то, насколько мы сами себя можем обеспечить строительными материалами, тоже рассказывать не надо. Не всю, но значительную часть материалов и конструкций привезут с территории «большой России», в основном водным путём. На застройщика налагается огромная ответственность

Метавселенная университета

— Мне встретились два термина, связанные с кампусом. Это «неокампус» и «метакампус». Расшифруйте, что означают эти слова?

— Всё должно иметь своё название, особенно, когда появляется что-то новое. «Неокампус» и «метакампус» имеют для нас абсолютно конкретный предметный смысл.

«Неокампус» — общее название кампуса. Полностью он называется так: «Неокампус „Кантиана“, интеллектуальное пространство будущего». Мы крайне серьёзно относимся к инфраструктуре и физической оболочке кампуса. Это действительно уникальная конструкция, подобной которой в Российской федерации пока не существует.

Есть такой термин в философии — «эмерджентность», целостность, когда отдельные части вместе дают абсолютно досель не существовавший эффект. Эта целостность образуется из того, что пространство учёбы, отдыха, жизни и пространство для размышлений соединяются в единое целое. По сути дела, это метафизическая машина по производству будущего и средовое решение для возникновения университетского человека.

Форэскиз неокампуса «Кантиана»
Форэскиз неокампуса «Кантиана»

Уникальность кампуса в том, что все его основные составляющие — это и огромный корпус медбио, в котором сосредоточено всё медицинское образование в области живых систем, и очень красивый и действительно инновационный корпус высшей школы философии, где эпоха Гуттенберга соединена с эпохой цифры, и корпус института высоких технологий, где соединяются IT и инженерия, огромный конференц-зал и два общежития на 2500 человек, три площади и огромный парк, — вот это всё объединено в единое пространство.

С одной стороны, новый контур безопасности, с другой — огромный комплекс вместе с парком, открытый для всех горожан, разделяющих наши ценности. Они будут гулять по этому пространству и превращать его в центр молодёжной жизни. Если к этому присоединится и реконструкция Литовского вала, то мы получим такое место в Калининграде, какое вряд ли найдём где-то ещё в стране. Важно, что это не утопия. Мы начали действие по воплощению идеи в жизнь.

Одновременно мы начинаем и вторую стройку — цифровую. То, что вписывается в термин «метакампус». Это цифровая оболочка физической инфраструктуры, имеющая признаки метавселенной. У нас, конечно, не столько средств, чтобы построить метавселенную размером с Шанхай или то, чем занимается Цукерберг, но у нас есть интерес со стороны партнёров и первые признаки, что они поверили в идею. Надеемся, будем действовать вместе со Сбером. Мы разговариваем и рассматриваем возможности.

Это не цифровая копия, это цифровое пространство для осуществления действий, которые невозможно сделать в физическом пространстве. Прежде всего они касаются образовательного процесса и коммуникаций. Метакампус — часть неокампуса. Уникальность последнего в том, что физическое пространство и возможности цифрового мира создадут некий имаджинариум, где можно расширять физическую среду и вместе с ней радикально наращивать потенциал возможностей для развития.

Это новый формат коммуникационной среды, и он должен прийти на смену дистанту. И на смену не очень хорошим цифровым логистикам, существующим сейчас не только в университетах Российской Федерации, но и вообще в университетах мира.

Форэскиз неокампуса «Кантиана»
Форэскиз неокампуса «Кантиана»

Мы впервые применили этот термин. Напомню ещё раз, с чего начиналось строительство физического кампуса, в который практически никто не верил. Нам понадобилось 10 минут, чтобы убедить губернатора Калининградской области, чтобы он сказал: «Строим!» Сейчас мы рассчитываем повторить подвиг. Возможно, это будет непросто и займёт большее время. Но цифровая стройка у нас начнётся в 2023 году, и мы считаем, что она будет идти с опережением по отношению к физическому кампусу.

— Завораживающая картина. Вы всё время говорите, что люди — основа всего. Как вы будете привлекать к созданию университетской метавселенной мастеров цифровых технологий? Где их взять?

— Формация этого проекта будет максимально открытой. Он может свершиться только в кооперации. Во-первых, ни у кого нет таких средств — я имею в виду ресурсы всех типов, включая человеческие и финансовые, — чтобы сделать это в одиночку. Мы сделали первое действие. Сделали 3D-модель будущего кампуса. Она интерактивна, с ней можно работать в VR-режиме. Мы изучаем возможности, как это должно выглядеть. Метакампус должен быть не просто интересен студентам. Он должен быть полезен для их развития и формировать компетенции, которые только в линейном образовательном процессе сформировать невозможно.

Кто это будет делать? Как раз сейчас мы озабочены поисками партнёров.

— Они должны обладать гениальностью Марка Цукерберга, тоже на базе университетской сети создавшего Facebook, запрещённую в России социальную сеть?

— Что лучше — один гений или кооперация людей, обладающих талантами? Мы выберем второе.

— А что бы сказал на это Кант?

— Тема солидарности, кооперативного действия и одновременно автономии субъекта у Канта всегда была предметом очень острых рассуждений. Он не закончил свою мысль: я считаю, следовал контексту эпохи. Но очень важно, что он подчеркнул — никакой догматической точки зрения на то, что где-то должно быть исключительно одно решение, быть не может. Мы всегда находимся в поле вероятности, из которого не просто выбираем что-то лучшее. Мы комбинируем и кооперируем возможности для достижения цели. Поэтому здесь нужно сделать своего рода открытую цифровую площадку, куда придут те, кому это действительно интересно. Похоже на истории Web 3.0 и блокчейна. Мы ждём здесь не просто лучших специалистов, а тех, кто заинтересован в изменении университетского образования и в том, чтобы сделать российское университетское образование лучшим в мире.

300-летие Иммануила Канта

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Кант для России, Россия для Канта

— Мы уже упомянули Иммануила Канта, чьё имя носит университет. В 2024 году не только научная общественность, но и горожане собираются отметить 300-летие философа. К какому стану сейчас относится немецкий философ, насколько дружествен России? Изменились ли планы на его юбилей?

— Не изменилось ничего в этом отношении. Указ президента № 300 о праздновании юбилея философа действует. Мы начали предпринимать первые шаги, которые вписываются в программу юбилея. Запланировано около трёх десятков мероприятий. Этим летом, например, уже прошла «Школа критического мышления» с привлечением лучших философских сил страны. Есть ещё часть, касающаяся города, Калининградской области, связанная с реставрационными работами, культурными мероприятиями.

Всё то, что было запланировано, сейчас обретает смысл и получает финансирование. Например, мы приступаем к реализации любопытной вещи и хотели бы, чтобы в этом приняли участие широкие слои специалистов. Это создание нового памятника Канту к 2024 году. Точнее, памятника «Трём критикам» — основным трудам мыслителя, где он развивает свой взгляд на природу человека и познания, этики и эстетики. Хотелось бы, чтобы его создатели сформулировали новое суждение о том, что такое Кант для России и что такое Россия для Канта.

Является ли Кант недружественным России? Нет. Как я и сказал, мы, в отличие от наших коллег за пределами нашей Родины, испытываем глубокое уважение к наследию, созданному западноевропейской цивилизацией и не занимаемся культурой отмены. Кант — не просто символ. Это одна из крупнейших величин, из которых сложилась история идей всего человечества. Взять и исключить философию Канта — немыслимое дело, никому такое в голову не придёт.

Кант исключительно многогранен. Для меня, например, очень важен его антропологический пласт, его размышления о становлении человека, о детях. Его лекции о педагогике и несколько точных суждений о том, что дети взрослеют для будущего, а не для прошлого и не для своих родителей, а вместе с ними, очень важны. У нас должен появиться новый антропологический тип — «взрослеющий взрослый», который не останавливается в развитии, всегда может отстоять свою точку зрения и подумать о том, как она должна измениться. Значение Канта и его наследия крайне важно. Поэтому в 2024 году мы не только университетом, не только городом Канта, но всей страной будем праздновать его юбилей.

— Не кажется ли вам, что эта дата должна стать новым открытием Канта? Его учение знают довольно поверхностно и, по сути, одной-двумя фразами. Университет как раз может помочь познать Канта глубже.

— Да. Мы приложим к этому усилия всем философским сообществом страны. Чтобы сделать наследие Канта популярным, чтобы показать, как многогранно он мыслил. Что такое очень непростая жизнь университетского человека? Что такое жизнь философа, который был не один год, а целых семь лет русским подданным? Что такое его понимание ответственности перед будущим и перед новыми поколениями? И какую роль в истории идей сыграла одна из самых популярных его конструкций — категорический императив? Думаю, что наследие Канта заиграет новыми красками в 2024 году и станет частью того, что мы называем нашим наследием. Не чьим-то, а нашим. Личное отношение к Канту, особенно там, где он родился и жил, где стал великим философом, относится к нашим принципам.

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

— Выходит, за 300 лет Кант актуальности не потерял, верно?

— Не потерял. Всякая великая философия, извините за этот термин, полиморфна. То есть она всегда даёт возможность выбора точки зрения и личного участия в том, как сформировать эту точку зрения. Она никогда не догматична. Когда мы рассуждаем, куда устремлён мир, кто прав, кто не прав, мы начинаем говорить об альтернативах. И считающим, что альтернативы нет и что есть исключительно одна определённая устремлённость развития человечества, стоит почитать Канта.

Реформа университета

Реформа университета

— Заявлена структурная реформа в университете: создание образовательно-научных кластеров и высших школ. Зачем это делается, что изменится для студента, абитуриентов и, конечно же, для вашего штата сотрудников?

— Реформа неотъемлема от истории с неокампусом и метакампусом. Структура университета, которая складывалась в предшествующие десять лет, заточена под другие цели. Позволю себе такое суждение. Университет в Калининграде появился только в 2011 году. Что произошло? Университет стал федеральным и сформировал первую, очень продуманную, стратегию развития. Десять лет она реализовывалась и достигла определённых успехов. Что-то получилось, что-то не получилось. Но университетское ядро обрело свои черты, и сейчас, опираясь на него, мы делаем следующий шаг. Структурная реформа уже прошла. В течение полутора-двух лет мы будем доводить её до совершенства, ликвидировать огрехи, делать максимально эффективной. Самый главный критерий эффективности системы — качество создаваемого совместно преподавателями и студентами образовательного продукта и тех компетенций, что получают наши дети. Это исключительно кооперативный труд. По отдельности ни преподаватели, ни студенты не могут создать образовательный продукт мирового уровня и обновлённую российскую систему высшего образования.

История структурной реформы — история про кооперацию. Мы подтягиваем друг к другу образовательные и научные направления, существующие в разных частях нашего университета, в разных образовательных пространствах, и даём им возможность выйти на новый уровень сборки. Он породит новых людей, привлечёт новых абитуриентов, новых преподавателей и — безусловно — новые инвестиции.

Сейчас вся масштабная схема Балтийского федерального университета сконцентрирована в четырёх основных центрах компетенции, они называются образовательно-научными кластерами. В составе каждого из них — высшая школа. Всего у нас четыре кластера, 13 высших школ и колледж.

Образовательно научные кластеры называются так: ОНК «Медбио», ОНК «Институт высоких технологий», ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» и ОНК «Институт управления и территориального развития». Это четыре центра ответственности, вокруг которых возникает оболочка университета и которые создают его тело. Да, это сложная вещь. Структурная реформа всегда проблемна: люди не хотят меняться и что-то менять. Они привыкли к тому, что есть стол и стул, на котором сидишь.

— Когда я поступала на факультет журналистики, всё было понятно. Ты заканчиваешь через 5 лет учёбу и получаешь диплом с записью: «Факультет журналистики, специальность «журналист», Уральский государственный университет». А сейчас что?

— Новая композиция отвечает на вызовы, формирующиеся в рамках Болонской системы и того, что мы называем пока не очень удачным термином «Постболонская система». Во-первых, это возможность перехода с программы на программу как внутри кластера, так и между кластерами. Во-вторых, это возможность перехода из кластера в кластер после окончания бакалавриата — в новую магистратуру — или даже формирование новых магистратур. Мы не исключаем возможность, что студенты с преподавателями предложат новые магистратуры и мы их запустим вместе с ними. Это возможность достижения очень сложного эффекта «сегодня в лаборатории — и сегодня же в аудитории». Это неразрывность науки и образования, потому что все научные лаборатории БФУ сейчас включены в кластеры, станут частью образовательного процесса и не будут больше стоять отдельно. И это, конечно, цифровая история.

— Учебный год вы начали открытием Военно-учебного центра БФУ. Первыми курсантами стали 108 студентов вуза. За два года юноши смогут получить военную специальность «сержант запаса», за полтора года — специальность «солдат (матрос) запаса». Замена ли это военной кафедре, где обучение было обязательным?

— Военно-учебный центр представляет собой инфраструктуру для реализации конституционного права и обязанности гражданина по защите Родины. Дело абсолютно добровольное, на учёбу в ВУЦ существует отдельный конкурс, в этом году — четыре человека на место из числа студентов Балтийского федерального университета начиная со второго курса.

В центре представлены все направления подготовки за исключением медицинского. Позже появится и офицерская подготовка, потом — мы приложим к этому усилия — научный взвод. Обучение даёт человеку понять, что такое армия, приобрести необходимые навыки и, не отрываясь от учёбы в университете, получить военно-учётную специальность.

ВУЦ, конечно же, это в том числе и центр патриотического воспитания. В Балтийском федеральном университете военной кафедры прежде не было.

Международная работа

Фото: Александр Подгорчук
Фото: Александр Подгорчук

Международное сотрудничество

— В марте 2021 года на встрече со студентами вы говорили, что в новом учебном году возможно повышение стипендии. Случилось?

— Нет, позволю выразить себе определённое разочарование той стадией, на которой находится процесс. Он абсолютно небезнадёжен, я думаю, что всё получится. Как развивались события. В марте 2022 года на Совете по науке и образованию при Президенте Российской Федерации мы внесли ряд предложений о том, как должна измениться стипендиальная программа в вузах Российской Федерации. В том числе речь шла и об увеличении стипендиального фонда на федеральном уровне и о новых способах распределения стипендиального фонда в университетах. В пакет наших предложений входила и такая вещь, как выделение специального ректорского фонда, чтобы сам университет мог стимулировать лучших студентов. Или, например, платить дополнительную стипендию старостам. Старостат в нашем университете, да и практически во всех университетах России, — это опорная платформа для осуществления как основного процесса, так и воспитательной деятельности, проведения культурно-массовых мероприятий. Я считаю, что старостам надо, конечно, платить повышенную стипендию. Сейчас мы этого не можем делать.

Далее. Мы внесли предложение, чтобы университет более свободно распоряжался материальной помощью. Например, до определённого времени наш университет мог помогать студентам из других регионов оплачивать переезд либо в университет, либо на каникулы. Сейчас мы лишены такой возможности. А мне кажется, нашему университету можно было бы её и дать.

Большое пакетное предложение из 12 пунктов есть на сайте Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации, Совет его принял и передал в Правительство РФ. Пока, к сожалению, на этом дело остановилось. Но мы верим, что процесс двинется дальше.

— Вы сами и губернатор Алиханов на Гайдаровском форуме в 2021 году говорили, что иногородние студенты, иностранные студенты должны занимать гораздо большее количество мест, чем сейчас. И цифра называлась, если я не ошибаюсь, 60 %. Как в новых условиях к вам поступают иностранцы, поступают ли, стало ли их больше или меньше? Испытывали ли они трудности с денежными переводами?

— Это комплексный и очень серьёзный сюжет. Действительно, у нас в стратегии на 2030 год поставлена цифра 60 % студентов из других регионов и других стран при увеличении бюджетных и внебюджетных мест и росте университета до 15 000 человек. И всё шло неплохо. В 2021 году первый курс состоял на 51 % из выпускников школ других регионов Российской Федерации и из-за рубежа. Цифра в 2022 году снизилась до 37 %. При этом мы не уронили, а, наоборот, нарастили число иностранных студентов. Если студенты из других регионов России побоялись, — именно так, именно в такой формулировке, — приехать в Калининград, то студенты из других стран — нет. Рост студентов из Казахстана, Узбекистана, Китая (более ста китайских студентов) и из Индии продолжился. Да, проблемы с банковскими переводами есть, мы их решаем где-то удачно, где-то неудачно. Например, по индийскому направлению до сих пор не смогли полностью решить проблему, но это не является непреодолимым препятствием. С нашей точки зрения, Калининград, Калининградская область — одно из самых безопасных мест в мире. Когда ваши коллеги-журналисты говорят о Калининграде как об эксклаве, находящемся в замкнутом состоянии, к которому нет доступа (и меня до сих пор некоторые ректоры спрашивают, сколько суток занимает поездка по морю до Москвы), — это вызывает некоторое изумление.

— Ну, знаете, Александр Александрович, в свою защиту скажу, что основания были для такой тревоги.

— Да, но регион справился с этой трудностью. Думаю, и в дальнейшем будет справляться. Ситуация неплохая. Она регулируемая. То, что мы поддержали рост численности иностранных студентов за прошедшую приёмную кампанию на 1 % и достигли 14 % от общего количества иногородних студентов, безусловно, успех.

Востребованные специальности

— Как прошла вступительная кампания 2022 года, каковы её итоги, увеличилось ли количество бюджетных мест?

— За прошедшие три года БФУ увеличил численность студентов на 3000 человек. Это много. Это требует и увеличения профессорско-преподавательского состава, и абсолютно других логистик управления основным процессом, и изменения инфраструктуры — откуда и появилась тематика кампуса.

Впервые за всю историю этого направления IT-специальность вышла в лидеры по конкурсу на одно место. Так что с айтишниками в России всё будет неплохо.

— Удивило то, что так не было прежде.

— Да, именно так. Она шла где-то пятым-шестым номером.

— А кто лидировал? Юристы?

— Юристы и экономисты в первой тройке давно не стоят. Вслед за айтишниками идут лингвисты, журналисты, политологи. Следующее место занимает медицина. Не потому, что к ней пропал интерес. Напротив, мне кажется, за последние пять лет абитуриенты стали более ответственными, число отчисляющихся с медицины уменьшилось. Количество бюджетных мест растёт на этом направлении, так как мы понимаем, какую миссию выполняем в Калининграде, и то, что сейчас очень значительные силы будут отданы модернизации медицинского образования. Стоит посмотреть на наш обновлённый симуляционный центр, где почти наполовину обновлена линейка тренажёров.

— Что происходит с международным сотрудничеством в новых условиях? Известны примеры преследования учёных за использование открытых данных, за лекции за границей.

— Мы не сталкивались с этой проблемой. Учёные, чьи темы предполагают широкую международную кооперацию, продолжают ездить за границу, читать лекции в разных странах и достигать результатов, запланированных в их научных работах. Всё ли обстоит благополучно? Нет. Отнюдь не всё. Большая часть наших европейских партнёров нас прокляли и разорвали отношения. Это факт, с которым мы живём. И факт, который, безусловно, вызывает определённое возмущение, потому что многие темы имели общечеловеческое значение. Исследования в области медицины в рамках приграничного сотрудничества, например, сейчас прекращённые, касались региона в целом и были очень важны для популяции, формирующейся по берегу Балтийского моря. Мы рассчитываем, что когда-то исследования возобновятся. Этика в науке очень сложно устроена. Мы всячески приветствуем выбор в пользу кооперации и сотрудничества, сделанный несколькими нашими крупными партнёрами, в том числе и в странах ЕС, и думаю, он заложит основу того возрождения, которое наша страна и глобальная интеграция, при всём различии её участников, переживёт в следующие десятилетия.

— Мир глобален. Возможно ли вообще развитие науки без кооперации разной научной мысли, обмена информации?

— Мир глобален, но не универсален. Поэтому, говоря, что есть только один способ создания будущего и этот способ доминантен, мы ставим себя в условия сегрегации и дискриминации. Поэтому Россия, безусловно, имеет право на своё суждение об образе будущего и о формировании тех способов производства, которые являются национальными и которые разделяют наши партнёры. Плюриверсальность — появился такой термин не очень давно. Когда главное достоинство глобального развития заключается в различии позиций между центрами развития. Различие — есть вклад в общее дело. Мы разные, и мы формируем многообразное будущее, а не какое-то одно.

На самом деле, это не первая ситуация в истории человечества, в истории разных регионов. Она всегда очень тяжело переживалась, всегда была связана с войной и противостоянием, но, как правило, человечество выходило из неё обновлённым. Пусть в этот раз будет так же.

Критическое мышление

Как научиться критически мыслить

— В университете есть проект для студентов, который называется «Тривиум». Он призван учить студентов критически мыслить. Продолжая предыдущую мысль, востребована ли сейчас в России эта опция — критическое мышление? Многие критически мыслящие люди стали называться иностранными агентами.

— Как раз про это я и говорю, когда мы ставим перед собой задачу видеть мир не догматически, искать альтернативы развития. Это и есть способ критического мышления — когда мы начинаем обсуждать мейнстрим под названием «либеральные ценности» или универсализм развития, демократический и космополитический (это формулировка 1976 года очень значительного американского философа Ричарда Рорти, без которого не обходится ни одна — ни консервативная, ни неоконсервативная, ни неолиберальная — программа). Рорти в свою очередь использует наследие Джона Роулза, написавшего текст «Теория справедливости». Это два столпа, из них и возник мейнстрим. Проект космополитического демократического мира, где каждая нация должна отказаться от части своего наследия, чтобы объединиться в общее целое. Логично возникает вопрос: кому принадлежит общее целое и кто является лицом, определяющим, что эти ценности плохие, а эти — хорошие?

Когда мы рассуждаем о критическом мышлении, мы говорим, что у любой точки зрения должна быть альтернатива. Мнение, что ЕС производит хорошее будущее, а Китай и Россия — плохое, мягко сказать, не отвечает установкам, создаваемым в этом же мейнстриме. Нас сейчас упрекают в том, что мы позволяем себе нечто большее, чем должны позволять в рамках этой мировоззренческой концепции. Нет, мы ищем свой путь. Это всегда очень тяжёлая история. Но, если нация не пытается произвести собственное будущее, значит, она мертва. Мы, слава богу, живы и намерены подавать миру пример.

Когда мы создаём конструкцию под названием «Тривиум» (тоже не самое удачное название, мы сейчас со студентами ищем другое), то делаем следующий шаг. Это платформа общеуниверситетских курсов — студенты могут выбрать их сами. В них есть три части и появится четвёртая. Это история, включая мощный блок истории России. Это философия, включая мощный блок русской философии. И это критическое мышление, включая универсальные методы научного познания мира, правильной оценки ситуации, системы принятия решений и формирования собственной интенции, то есть целеустремлённости в достижении жизненных целей. Это конструкция, которая сейчас сложилась в нашем университете. Есть несколько крупных федеральных проектов — и они обязательно войдут в состав нашей внутренней платформы, — связанных с новым проектом «Твой ход», инициированным администрацией Президента Российской Федерации, Сергеем Кириенко (первый заместитель администрации президента. – Ред.). Это очень хорошая конструкция для поддержки того, что у нас называется «жизненно-образовательный маршрут». И проект «ДНК России», опять не самое удачное название, к сожалению. Пятнадцать лет назад эта конструкция пыталась возникнуть в форме россииведения. Тогда не пошло почему-то. Считаю, это необходимая штука, и она должна войти в состав университетского образования.

— «Тривиум» — дискуссионный клуб? Где это критическое мышление возникнет, в каком месте?

— Никак, кроме как в совместной деятельности, критическое мышление не формируется. В том числе и в формате дискуссионного клуба, и в форме занятий, когда рубежа, отделяющего преподавателя от студента нет, все занимаются общим мышлением. В том числе и на занятиях без преподавателя, когда студенты работают друг с другом, привлекая цифровую среду. Это очень креативная вещь, дающая возможность, без преувеличения, расширить горизонты мысли.

— Есть спрос, если говорить коммерческим языком?

— Да. С первого хода 1600 студентов безо всякого принуждения записались на эти направления.

— Вы использовали термин «жизненно-образовательный маршрут». Что это такое?

— Одна из задач университетского образования, как мы его видим, — это поиск друзей, партнёров и соратников для общих дел. Мы всячески приветствуем деятельность в сообществах и группах. Когда, например, ребята ставят перед собой задачу коллективной защиты диплома, организации студенческого сообщества. Сейчас у нас 42 студенческих сообщества. Год назад их было шесть. Сообщества существуют не на бумаге, это совершенно реальные дети, они занимаются абсолютно реальными делами — от экологии и волонтёрства до киберспорта и музыки. Инфраструктура для этого у нас создана.

Когда мы говорим о жизненно-образовательном маршруте, то имеем в виду, что образование и жизнь — одно целое, они не разорваны, студент, закончивший университет, остаётся университетским человеком навсегда. Он должен нести ценности своего университета, осознанно маршрутизировать жизненные задачи либо с опорой на свои сообщества и группы, либо обращением к образовательным системам.

— Многофункциональный центр для студентов «Студхаус» и другие опции, включая то, о чём вы говорите, должны сделать привлекательной жизнь студента. Она таковой является уже сегодня, как вам кажется?

— Я не могу сказать, что у нас получается всё. Многие вещи мы делаем в первый раз. Четыре года назад в университете не было электронного документооборота. Невозможно совершить подвиг в реальности, для этого не предназначенной. А сейчас мы создаём реальность, где возможно всё. Есть у нас такой девиз: «В Балтийском федеральном университете, в Калининграде возможно всё». «Студхаус», центр образовательно-культурной деятельности студентов, открыт с 10 утра до 10 вечера. В перспективе он будет открыт круглосуточно. Там есть возможности для осуществления 26 студенческих активностей, работы студенческих сообществ на пространстве в 1000 кв. м. Этого недостаточно для университета, в котором 11 500 студентов. Это первый шаг. Такие же «Студхаусы» будем строить в локации на Чернышевского, на Зоологической. Для нас это очень важные задачи.

75-летие университета

Юбилейный год

— В 2022 году БФУ исполнилось 75 лет. Расскажите, чем содержательным вы отмечаете эту дату и к какому рубежу подошёл университет?

— Я начал нашу встречу с того, что подарил вам юбилейный альбом, выпущенный к 75-летию. Его нужно не только рассматривать, но и читать. История высшего учебного заведения началась с педагогического института в Калининградской области в 1947 году. Листая альбом, вы обнаружите колоссальное количество энергичных, целеустремлённых людей с потрясающими инициативами и совершенно особенным взглядом на мир.

75-летие БФУ — это история прежде всего университетских людей и становление университета как места, где производится будущее. Я ничуть не преувеличиваю. Если мы хотим увидеть будущее здесь и сейчас, надо смотреть не на истребитель пятого поколения или на iPhone, а на наших детей. Через 10, 15, 20 лет нынешние студенты встанут у руля страны, будут основным средним поколением, создающим реальность, эту страну и двигающим её вперед.

История именно про это. В книге есть один эпизод… Профессор Шпилевой, который работал на физмат-факультете (сейчас это Институт высоких технологий), рассказал, как его отец, физик Алексей Шпилевой, в 1958 году сел на байдарку вместе с приятелем и собакой и поплыл из Балтики в Чёрное море. Огромный энтузиазм в глазах этих людей виден по фотографиям, и он дорогого стоит. В эпоху 60-х именно они сделали рывок.

75-летие университета заставляет нас в рамках нашей новой стратегии вспоминать предшественников, гордиться ими и брать с них пример.

Наша стратегия связана с идеей конвенции поколений. Преодоление межпоколенческого разрыва, поиск общих ценностей, общих ориентиров для создания будущего страны силами университетских людей — наша основная миссия.

Межпоколенческое взаимодействие — это взаимообмен для поиска той удивительной мелодии, которая помогала стране, преодолевая самые сложные годы, двигаться вперёд, возрождаться, устремляться, поражать мир своими достижениями.

Мы декларируем четыре ценности: ценность наследия, ценность инновации, ценность равенства и ценность будущего. Мало произвести будущее — нужно сохранить его, сберечь и помочь ему расцвести.

Текст: Любовь Антонова, Александр Катеруша

Компетенция Бизнесменам покажут, как работает рыбокомбинат «За Родину»
Содержание
Закрыть