#9 Регион и инновации, 28 декабря 2022
Компетенция , Калининград ,  
0 

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы
Интервью с генеральным директором Ассоциации «Кластер янтарной промышленности Калининградской области» Антоном Федосовым.

— Как прошел 2022 год для кластера?

— 2022 год стал серьезным вызовом для янтарной отрасли и кластера янтарной промышленности. Только что оправившиеся от экономических последствий локдауна компании столкнулись с проблемами, связанными с ростом геополитической напряженности и санкционным давлением западных стран. Калининградская область, несмотря на развивающийся туристический тренд, не является основным рынком сбыта. Готовая продукция поставляется в другие регионы России, страны таможенного союза и на экспорт.

В марте — апреле мы могли свидетельствовать о нарушении основных логистических цепочек и поставок готовой продукции по всему миру. Задержки платежей и высокая волатильность курса национальной валюты изначально взвинтили цены на основные комплектующие, сырье и материалы, а санкционные издержки создали дефицит импортных комплектующих, начиная с драгоценных металлов и камней, заканчивая абразивом и формомассой для ювелирных производств.

Ведение ремонтных работ на основном проекте кластера — Башне Врангеля — также было существенно заторможено. Оборудование для охранных постов, видеокамеры, датчики, алюминиевые конструкции для окон и витражей и даже цемент — все это приходило частями и с критическими задержками.

Именно на 2022 год выпало производство и реализация готовой продукции из янтаря, приобретенного компаниями кластера по оптовому контракту. Несмотря на текущие сложности, компании кластера видят перспективы развития и строят планы на будущее.

— Сколько компаний входит в кластер?

— На текущий момент в ассоциации 44 компании, в этом году количество ее членов выросло на треть. С одной стороны, это связано с тем, что в 2022 году одним из приоритетов работы кластера стало развитие народно-художественных промыслов, с другой — повлияла успешная практика оптовых контрактов с АО «Калининградский янтарный комбинат». Предполагаем, что количество членов увеличится и в 2023 году.

Мы считаем, что кластер не должен быть клубом для избранных. Членом может стать любая компания и индивидуальный предприниматель, главное — разделять правила и принципы ассоциации. Важно, чтобы это была реальная переработка, производство готовой продукции, готовность расти и развиваться в кооперации и, безусловно, действовать в рамках закона и корпоративной этики.

Наша работа в том, чтобы создать условия для производителей, комфортную среду для бизнеса и предпринимательства. Люди это видят, поэтому количество членов растет. У нас есть и выбывшие — как правило, из-за нарушения принципов корпоративной этики. Плагиат, нарушение авторского права, использование информации, относящейся к коммерческой тайне. Грубое нарушение законодательства. Наша общая ключевая задача, продиктованная Стратегией развития янтарной отрасли до 2025 года, — обеспечить 100% переработку янтарного сырья в готовую продукцию на территории Калининградской области.

— А как сегодня реализуется стратегия?

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы

— По основным параметрам мы можем видеть, что ключевой пункт о переработке 75% к 2025 году янтарного сырья в России выполняется с отставанием. Если основные площадки кластера провели инвестиционные мероприятия, смогли нарастить свои производственные возможности, то в части переработки мы пока отстаем. В рамках оптового контракта мы можем сказать, что переработка приобретенного сырья составила около 80%, остальное находится на складах компаний.

— Планируется ли новый оптовый контракт и каковы перспективы переработки?

— Из 25 тонн, приобретенных по оптовому контракту на предприятия кластера, переработана большая часть. По итогам обработки отчетов компаний можно сказать, что около 80% уже переработано в готовую продукцию, другое дело — ее реализация.

На бирже и на аукционах кластер в 2022 году выкупил около 55 тонн янтаря для последующего производства готовой продукции. Могу сказать, что это очень хороший показатель для нас.

По сводной потребности предприятия-переработчики кластера намерены приобрести около 57 тонн в 2023 году, и это фиксация уже существующей переработки на территории Калининградской области. Скорее всего, показатели будут выше по итогу 2023 года, но пока это тяжело прогнозировать.

Чтобы это произошло, необходимо проработать механизмы кредитования наших компаний, участвующих в закупке, выработать у участников четкое понимание, что мы заняты реализацией стратегии янтарной отрасли.

Но тут я еще раз хочу проговорить, что для нас важно следование правилам и принципам. Ассоциация выросла из саморегулируемой организации, и все, кто находятся в кластере, обязаны им следовать.

— Какие правила у кластера?

— Для нас совершенно недопустимы любые незаконные действия, связанные с нелегальной добычей или контрабандой янтарного сырья. Важное правило связано с кооперацией и совместным созданием добавленной стоимости. Кластер — это взаимодействие и поддержка, а не различные проявления недобросовестной конкуренции и дискриминации более слабых участников рынка.

Недопустима и перепродажа янтарного сырья без переработки. Обмен лотами внутри кластера возможен, главное — финальная переработка в кластере и на территории Калининградской области. В несоблюдении этого правила, безусловно, нарушения закона нет, но есть противоречие корпоративному принципу и задаче стопроцентной переработки. Спекуляции на сырье нам не нужны, это не создает той самой комфортной среды для ведения бизнеса.

Значимый пункт правил — сохранять коммерческую тайну предприятия, разглашение которой может нанести ущерб группе предприятий и создать недобросовестные преимущества для других.

Конкуренция должна быть по качеству, дизайну готовых изделий, в части эффективности производства и сбыта, а никак не в части организации доступа к сырью, мерам поддержки, рынкам сбыта и иным больным местам для организаций.

На текущий момент производства кластера могут переработать янтарное сырье в готовую продукцию, но это техническая возможность. Вопрос, смогут ли они ее реализовать на основных рынках в текущей ситуации, остается. Для того чтобы смогли, необходимо многое сделать. Это и создание товаропроводящих сетей, и обеспечение доступа к кредитам на закуп янтарного сырья, и работа с международными рынками, на которых есть явный дисбаланс, и он не работает в пользу национального производителя.

— В чем дисбаланс и почему национальный производитель находится в невыгодной ситуации?

— До 2016 года экспорт янтаря-сырца за пределы РФ был запрещен. С 2017 года появился экспорт сырья в любую точку мира, были бы деньги. Если Китай по-прежнему основной рынок готовой продукции из янтаря, то ввоз сырья туда не составляет проблем, ввозная пошлина — всего 3% (и она зашивается в скидки по крупнооптовым контрактам). А вот чтобы поставить туда готовую продукцию, нужно заплатить до 42% различных пошлин, акцизов и иных платежей. Т. е. национальный производитель покупает янтарь по прайсу с НДС, осуществляет переработку, платит налоги, заработную плату сотрудников, иные платежи, а производители готовой продукции из янтаря в Китае имеют большую рентабельность и доступ к сырью, чем он.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в августе выступил с инициативой ввести экспортную пошлину на янтарь, чтобы хоть как-то выровнять условия. Ведь любой экспорт янтарного сырья — это по факту поддержка зарубежных производителей и дискриминация национального производителя. Я не обсуждаю сейчас ювелиров, я говорю именно про переработчиков янтаря, которые не работают с драгоценными металлами. А ювелирам в 2023 году сделали другой «подарок». Теперь упрощенного режима не будет, и это также скажется на рентабельности и способности конкурировать с мировыми производителями. Да что далеко ходить, в Казахстане с 1 января 2023 года, наоборот, отменят НДС для ювелиров.

К примеру, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что переход на общую систему налогообложения сделает бизнес-модель почти 600 компаний Калининградской области нерентабельной.

Совокупность проблем и дисбалансов на внешних рынках, а также перечень внутренних мер усугубляют социальные проблемы, а это рабочие места, это налоги, это урезание развития отрасли.

При этом в течение последних трех лет с момента официальной регистрации кластера янтарной промышленности в Минпромторге РФ направлено в виде различных мер поддержки более 200 млн рублей. Это и льготные кредиты, и гарантии, и прямые субсидии. Это хороший показатель, и стоит отметить, что правительство Калининградской области и фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» помогают компаниям.

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы

— Почему компании не смогут работать на общей системе налогообложения?

— Это не совсем корректная постановка вопроса. Конечно, часть сможет. Часть не сможет и закроется или, еще хуже, уйдет в тень, откуда мы с 2016 года доставали всем миром отраслевой бизнес. Другой вопрос, что делать с инвестиционными активностями, с заработными платами сотрудников, с развитием компаний? Несмотря на сложности отрасль показывала поступательный годовой рост в 5–7%. Что будет теперь? И ведь это не последствия внешнеполитической обстановки, это мы сами себе делаем.

Теоретически можно, конечно, сподвигнуть компании пойти в резиденты особой экономической зоны, но это строгие обязательства по инвестициям, а с ними сейчас далеко не так просто и легко, хотя и возможно.

При этом в Калининградской области сложилась ситуация, когда, в том числе и усилиями ассоциации и правительства области, начали появляться новые команды, бренды с уникальным дизайном и продукцией, и это стало частью креативной индустрии региона. И им сейчас делать общую систему налогообложения, безусловно, жестоко. А всем уходить на налог на профессиональный доход — опять же теоретизм.

Второй, не менее теоретический вариант — всем перейти на народно-художественный промысел. При этом работа с драгоценными металлами все равно останется, но тут хоть какая-то будет потенциально поддержка со стороны государства.

— Как развиваются народно-художественные промыслы?

— 2022 год объявлен годом народно-художественных промыслов в России. Совместно с правительством Калининградской области ассоциация проработала все нормативно-правовое поле народно-художественных промыслов. Изменен закон, определены правила функционирования Совета по НХП. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» к организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50%.

Согласно статье 3 указанного закона изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.

В настоящий момент министерством проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области народных художественных промыслов (далее — НХП). Это дает возможность калининградским предприятиям получить в отношении произведенных ими изделий статус «изделие НХП», что позволит в дальнейшем претендовать на статус «изделие НХП признанного художественного достоинства» в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Также в отношении изделий НХП признанного художественного достоинства установлена возможность осуществления закупок в рамках института «закупок у единственного поставщика» (на основании пункта 37 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 412 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов. Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий НХП, в том числе:

  • до 90% расходов за потребленные электрическую энергию и природный газ;
  • на уплату процентов по кредитам в размере 0,9 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
  • на продвижение изделий НХП (участие в специализированных выставках ярмарках, фестивалях, изготовление и размещение рекламных стендов, щитов, баннеров);
  • до 90% на проведение работ по получению документов, удостоверяющих права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • до 30% расходов на потребленное сырье и материалы и пр.

Право на получение субсидии имеют организации, включенные Минпромторгом России в перечень НХП (Приказ от 24 ноября 2009 г. № 1058 «Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по включению организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета»). Перечень утвержден приказом Минпромторга РФ от 22 декабря 2016 года № 4641. На текущий момент в приказе 79 организаций из 34 субъекта РФ.

В этом году состоялся второй региональный Совет по народно-художественным промыслам, где уже было шесть заявителей, на первом было две компании. На сегодняшний день ООО МПФ «Емельянов», прошедшее региональный и федеральный Советы НХП, получило статус изделий НХП и включено в реестр. На очереди и другие компании.

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы

Очень важно, чтобы у данного типа деятельности были постоянные места локализации. Для этого кластер много сделал для создания центра коллективного пользования. Включены в состав инфраструктуры кластера, художественные объединения, проведены ярмарки и выставки, которые планируется проводить ежеквартально. В этом году мы уже провели две ярмарки и участвовали в Янтарной неделе, организуемой Минпромторгом РФ.

— А где расположен центр коллективного пользования и ярмарки для художников?

— Сердце кластера — объект культурного наследия федерального значения Башня Врангеля. Башня передана ассоциации в 2020 году. Бизнес в непростое с экономической и политической точки зрения время вложил более 11 млн рублей на восстановление первой очереди объекта. Кроме того, предписания по уборке и уход за памятником на регулярной основе осуществляются за счет средств предпринимателей.

По договоренности художественные объединения, входящие в состав инфраструктуры кластера смогут выставлять свои изделия на безвозмездной основе. Это ассоциация «КАМИР», Академия янтаря, Гильдия мастеров янтарных дел.

Центр коллективного пользования создан на базе Колледжа информационных технологий и строительства. Мы неслучайно определили место для разворачивания ЦКП. Колледж информационных технологий и строительства — член инфраструктуры янтарного промышленного кластера и площадка для создания Центра опережающей подготовки, созданного по поручению президента РФ В. В. Путина по итогам рабочей поездки в Свердловскую область 6 марта 2018 года пр-580, п1а.

Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы

В рамках этой государственной инициативы и площадки мы сможем оперативно разрабатывать и внедрять эффективные программы подготовки кадров, позволяющие в короткие сроки поставить необходимые компетенции для кадров отрасли. Теперь для членов кластера есть специальное пространство, где ювелиры, художники и дизайнеры имеют возможность провести свои мероприятия, освоить необходимые компетенции. Безусловно, мы возлагаем большие надежды на данный формат сотрудничества. Для янтарной отрасли критические компетенции — это ювелирный и промышленный дизайн, способность создавать коллекции и коммерциализировать данный продукт. Мы надеемся на связку наших ювелирных и янтарных производств и команды дизайнеров и разработчиков коллекций. Безусловно, ключевая задача — выведение новых современных коллекций на массовый рынок.

На Башне Врангеля планируется организация мастер-классов и обучающих мероприятий от художников отрасли. Можно будет попробовать обрабатывать янтарь, производить ювелирные изделия, понаблюдать за техникой резьбы по янтарю.

Кластерный мультибренд создаваемый на башне, — первый этап. Производители сейчас обдумывают создание кластерной франшизы, но основные процессы мы хотим отработать на созданном объекте.


 
Инновации В Калининграде открылся Центр пользования янтарного кластера
Материалы выпуска
Компетенция «За электромобилями будущее». Бизнес обсудил перспективы
Компетенция Антихрупкость: Высокие стандарты работы «Росбанка Премиум»
Новости партнеров К новогодним праздникам МТС обновила сеть в Зеленоградске и окрестностях
Компетенция Калининградцы и гости города всё чаще пользуются арендой квартир онлайн
Компетенция Максим Ченгаев об изменениях законодательства, вступивших в 2022 году
Компетенция Итоги 2022 года. Переработка янтаря и ключевые вызовы
Инновации В Калининграде открылся Центр пользования янтарного кластера
Решение Инвестиционный советник — это ваш финансовый доктор
Компетенция Большие задачи малых рек. Как чистят водоёмы в Калининградской области
Компетенция Время возможностей. «За Родину».
Компетенция Александр Федоров: Новый кампус изменит ландшафт Калининграда
Компетенция Бизнесменам покажут, как работает рыбокомбинат «За Родину»
Компетенция Масложировой комбинат нашел инвестора
Компетенция Время возможностей. Янтарное возрождение.
Компетенция Производители Калининградской области приняли участие в WorldFood Moscow
Содержание
Закрыть