С 2017 года развивается электрозарядная инфраструктура, но мотивации у калининградцев переходить на экологичный вид топлива пока недостаточно. Для этого необходимы дополнительные меры поддержки.
16 декабря РБК Калининград провел круглый стол в формате Public Talk (англ. — публичный разговор) по теме «Вопросы развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации Калининградской области». Во встрече приняли участие заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Орлова, вице-президент — директор центра локализации и аутсорсинга компании «Автотор» Дмитрий Чемакин, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по цифровизации АО «Россети Янтарь» Андрей Задорожный, генеральный директор компании Voltfuel Артем Тачков и владелец электромобиля Борис Сытьков.
Разговор шел о том, что в перспективе 10 лет электромобили в Калининградской области будут трендом, о том, что скоро на рынке появятся электрокары, выпущенные компанией «Автотор», а также о развитии электроинфраструктуры в регионе.
При правительстве Калининградской области была создана рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации. Она призвана сохранять экологию в регионе и помогать развитию электрозарядной инфраструктуры, рассказывает заместитель министра развития инфраструктуры региона Елена Орлова.
«Первая функция и задача рабочей группы по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации — это сохранение экологии. У нас поставлены амбициозные цели в этом плане. Электротранспорт и зарядная инфраструктура нужны нам, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу. А вторая задача — это развивать на территории Калининградской области электроинфраструктуру, поддерживая нашего местного производителя «Автотор», который готов производить электромобили в регионе и в первую очередь реализовывать их на территории Калининградской области», — говорит замминистра.
В рамках рабочей группы рассматривалась возможность введения дополнительных мер стимулирования и мотивации жителей региона к приобретению электрокаров. Но сейчас предпринимать конкретные шаги рано, рынок еще слишком мал.
«У нас уже сегодня есть меры поддержки. Например, мы освобождаем электромобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил от транспортного налога. Пока такую меру нам позволил принять Налоговый кодекс РФ. Мы уже два года уделяем большое значение вопросу мотивации покупки электромобилей. Но пока у нас стимулировать еще некого. Когда появится массовый спрос, мы поймем, насколько это будет интересно для калининградцев, тогда будем применять новые меры поддержки. В рамках работы рабочей группы и будут прорабатываться механизмы дальнейшего стимулирования. В том числе принятие соответствующих нормативных правовых актов», — уточнила Орлова.
Рынок не работает так, чтобы человек сначала покупал электромобиль, а потом ожидал меры поддержки. Для начала нужно их гарантировать покупателю, тогда и рынок электромобилей расширится. Сейчас краеугольный камень при приобретении электротранспорта — цена. Ее нужно уменьшать, например снизив налог на добавленную стоимость, рассказывает Дмитрий Чемакин.
«Некорректно ставить вопрос, что «когда будет рынок электромобилей, тогда и появится инфраструктура и меры поддержки». Все меры должны быть просчитаны, заявлены и гарантированы для будущего покупателя. Это поможет обосновать, стимулировать приобретение электрокаров. Мы на рабочей группе в правительстве предлагали и обсуждали все три уровня поддержки владельцев. Первая — при покупке, вторая — при эксплуатации, а третья — дополнительные привилегии. По такому пути идет весь мир. При покупке важный фактор — это цена. В Калининградской области уникальная ситуация: в регионе присутствует как производитель автомобиля — компания «Автотор», так и производитель батарей — компания «РЭНЕРА», которые будут заниматься глубокой локализацией электрокаров и мотивированы закладывать в стоимость минимальные производственные затраты. Необходимость субсидирования покупателя также была предметом обсуждения, целевые субсидии покупателю показали свою эффективность во многих государственных программах. Мы предложили обсудить вариант регионального освобождения от налога на добавленную стоимость, этот косвенный налог, который включается в цену и оплачивается покупателем. Это, наряду с другими привилегиями, была бы значительная поддержка и мотивация покупателя, как и освобождение от транспортного налога, которое уже есть в регионе», — уточняет Чемакин.
Сейчас в Калининградской области количество электромобилей растет, но не так активно. Одна из не менее важных причин — недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций. Со следующего года федеральные власти выделят субсидии для Калининградской области, которые помогут закрыть часть издержек производителей электрозарядной инфраструктуры. Это поможет ее значительно увеличить, рассказывает Елена Орлова.
«Правительство РФ еще два года назад задалось вопросом, как можно сподвигнуть различные организации к развитию электрозаправочной инфраструктуры и стимулировать приобретение гражданами электромобилей. В рамках федерального постановления на 2023 и 2025 годы нам будут выделены субсидии. Они позволят компенсировать тем организациям, которые будут на территории региона устанавливать электрозарядки, 60% стоимости оборудования и 30% от стоимости технического присоединения к сети. Мы планируем выходить на уровень правительства РФ, чтобы устанавливать не только быстрые зарядные станции, но и медленные. Мы понимаем, что сегодня ритм жизни такой, что быстрые станции (зарядка за 20 минут) будут более востребованы. Их необходимо ставить у крупных торговых центров, отелей, объектов социальной инфраструктуры, недалеко от пунктов пересечения государственной границы. Медленные зарядные станции (зарядка за час и более) также бы пользовались спросом у торговых центров и отелей, потому что туда могут ставить свои электрокары не только гости, но и сотрудники. По параметрам электрозарядок мы бы хотели охватить весь спектр», — подытоживает Орлова.
Развитие электрозарядной инфраструктуры в Калининградской области началось в 2017 году. Сейчас новые станции появляются как в Калининграде, так и в муниципалитетах. Это поможет жителям Калининградской области и туристам на электромобилях комфортно путешествовать по региону, рассказывает Андрей Задорожный.
«Калининградская область — уникальный регион для пилотирования электрозарядной инфраструктуры и использования электротранспорта. В 2017 году мы первые в России запустили полномасштабный сервис оказания услуг по зарядке электротранспорта с функцией биллинга, включающий в себя клиентское мобильное приложение, панель администратора и круглосуточную службу поддержки владельцев электромобилей. В настоящий момент в Калининградской области установлено девять наших электрозарядных станций: в Калининграде, Зеленоградске, Светлогорске, Янтарном, на Куршской косе, в Гусеве и Советске. Места расположения станций зарядки образуют так называемую зеленую дорогу, которая без труда позволяет пересечь на электромобиле весь регион. Помимо этого сейчас ведутся работы по установке еще двух станций на автопарковках сети супермаркетов ООО «Виктория Балтия» в Калининграде и Гурьевске. Подход к организации сервиса зарядки у нас всегда был комплексный. Мы утвердили и успешно реализуем программу развития электрозарядной инфраструктуры до 2025 года, в рамках которой к концу этого периода мы планируем увеличить число электрозарядных станций до пятнадцати. При наличии субсидий мы рассматриваем увеличение количества наших станций до 36 штук», — обозначил планы Задорожный.
Ежегодно востребованность в Калининградской области электрозарядной инфраструктуры возрастает. Об этом говорят данные АО «Россети Янтарь», рассказывает Задорожный.
«Ежегодно наблюдается положительная динамика спроса на услуги по зарядке электромобилей. По итогам 2021 года количество зарядных сессий на станциях АО «Россети Янтарь» увеличилось более чем в 4,5 раза относительно предыдущего года. За 11 месяцев 2022 года количество зарядных сессий на зарядных станциях превысило данный показатель за аналогичный период 2021 года в 3,5 раза».
Чтобы зарядная инфраструктура всегда была доступна, на стоянках в муниципалитетах принимаются решения запретить парковку автомобилей с ДВС в местах, где установлены станции зарядки электрокаров, говорит Андрей Задорожный.
«Мы ведем активный диалог с администрациями городов, в которых установлены наши электрозарядные станции, с целью обеспечения доступности мест парковки рядом со станциями на время зарядки электромобиля. В частности, в ряде муниципалитетов устанавливают утвержденные ПДД дорожные знаки, запрещающие парковку авто с ДВС на местах, предназначенных для зарядки электротранспорта рядом со станцией зарядки», — уточняет Задорожный.
Развиваются в регионе и коммерческие сети электрозарядной инфраструктуры. Располагаются они в основном на территории жилых комплексов или крупных компаний. Ведь найти место для электрозаправки не так просто, есть свои юридические тонкости, говорит Артем Тачков.
«Мы устанавливаем частные зарядные станции. Сейчас в Калининграде их уже шесть — две быстрые зарядные станции постоянного тока и четыре станции переменного тока. В ближайших планах у нас установка еще двух зарядок. Но на этом развитие электрозарядной инфраструктуры у нас не заканчивается. Мы планируем в первом полугодии 2023 года установить еще 20 зарядных станций. Проблема, с которой мы сталкиваемся, — это места установки. Так как для частной сети электрозарядных станций нет нормативной базы, то есть у нас возникают определенные юридические сложности. Но, если будут подвижки в этом направлении и процедура установки будет упрощаться, мы готовы будем развивать сеть электрозаправочных станций и дальше», — рассказывает Тачков.
Пользователи электромобилей отмечают, что в Калининграде хорошо развивается электрозаправочная инфраструктура. Но проблема в том, что эти станции незаметны для тех, у кого нет электромобиля. Идеальным было бы обозначать эти зарядки так, чтобы они привлекали внимание, или нанести их на карты, рассуждает Борис Сытьков.
«Я проехал на своем электромобиле от Москвы до Калининграда, и если в столице проблем с зарядкой не было вообще, то по дороге до нашего города были сложности с поиском зарядной инфраструктуры. В Калининграде таких проблем нет. У меня есть своя зарядка на территории дома, есть у друзей, плюс в городе и муниципалитетах. Сложность только в том, что обыватели, у которых нет электромобиля, не видят эти электрозарядки. Поэтому людей отпугивает покупка электрокара из-за неинформированности. Может, стоит их на карту нанести».
Электромобили — это здоровая экология. Она особенно важна в зонах отдыха. Большим плюсом для развития электротранспорта в регионе может стать запрет на посещение рекреационных и туристически привлекательных зон на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, например Куршской косы или Зеленоградска. Там можно создать перехватывающие парковки с электрокаршерингом, чтобы жители региона и туристы могли взять такой автомобиль напрокат или же путешествовать на своем электромобиле, говорит Дмитрий Чемакин.
«Туристическая отрасль и приморские города региона могут получить совершенно другой, уникальный потенциал для своего развития, если ограничат въезд и парковку автотранспорта с ДВС в туристические районы и откроют его для транспорта на безуглеродном топливе, обеспечив возможность жителям и гостям региона передвигаться на арендованном или приобретенном электротранспорте», — продолжает Чемакин.
В ближайшее время в регионе компанией «Автотор» будет запущена программа ремоторизации: в некоторые марки автомобилей по желанию владельца можно будет вместо двигателя внутреннего сгорания установить электрическую силовую установку. Такая программа также может стимулировать жителей региона обновлять свои автомобили и пересаживаться на электрокары.
«Ремоторизация — это программа, когда в автомобиле заменяется двигатель внутреннего сгорания и сопутствующие системы на электрическую силовую установку. Сейчас для нас уже две мировые компании готовят комплекты, связывают их по управляющим сигналам, и уже с апреля 2023 года мы сможем некоторые модели автомобилей ремоторизировать по желанию владельцев. Мы заменим двигатель внутреннего сгорания, бак, выхлопную систему, примем технические решения по размещению батарей, смонтируем электрическую силовую установку, согласованную со всеми системами, такими как АБС, тормозной системой. И это будет, по сути, электромобиль, только не новый, а ремоторизированный. Для нас эта программа предоставит возможность обновить парк автотранспорта в Калининградской области, для владельца — снижение затрат на эксплуатацию и на запчасти. И конечно, плюс это возможности в регионе ездить без заправки углеродным топливом, заряжая машину только дома и около работы. И если мы предложим жителям региона свои электромобили, программу ремоторизации при условии недорогой стоимости комплекта, а также развитую инфраструктуру зарядных станций, тогда появится стимул пересаживаться на электрокары», — делится планами Дмитрий Чемакин.
Все присутствующие на круглом столе пришли к выводу, который обсуждался ранее на рабочей группе по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации. В Калининграде важно создать меры поддержки на разных уровнях, чтобы мотивировать жителей региона на покупку электрокаров. Уровней мотивации должно быть три. Первый — программа освобождения от налогов и программа субсидирования при покупке электромобиля, чтобы снизить его начальную стоимость. Второй уровень — привилегии при эксплуатации, третий — дополнительные привилегии. Сейчас в регионе с 2018 года действует единственная мера — это отмена транспортного налога на электромобили малой мощности.