История рыболовецкого колхоза «За Родину» началась в ноябре 1947 года на побережье Калининградского залива. Сегодня это уже группа компаний «За Родину», представляющая собой вертикально интегрированный холдинг — от вылова рыбы до выпуска консервной продукции. Компания по-прежнему лидирует в добыче кильки и салаки в Балтийском море.
Собственный флот из 12 судов, обеспеченный квотами на добычу водных биологических ресурсов, ведет промысел в Балтийском и Каспийском морях, 17 малых рыболовных ботов — в Калининградском и Финском заливах.
В октябре 2021 года на территории рыбоперерабатывающего комплекса в поселке Взморье реализовали инвестиционный проект «Строительство рыбоконсервного завода со складом готовой продукции», соответствующий мировым и российским стандартам качества, производственной мощностью 120 млн банок в год. Объем инвестиций составил около двух млрд рублей. На заводе установлены семь линий по производству консервов: «Шпроты в масле», «Килька, обжаренная в томатном соусе с овощами», «Сардины серии «Гурмэ», натуральные и бланшированные консервы, рыбные паштеты и риеты.
Продукцию «За Родину» знают и любят во всей России и в странах СНГ, компания работает с 52 дистрибьюторами в разных регионах. В начале года ей удалось заключить контракты с федеральными сетями, и рыбные консервы из Калининграда уже можно увидеть на полках крупнейших федеральных ретейлеров.
«Поставки начали только после запуска нового рыбзавода, так как вырос объем выпускаемой продукции. От момента «я хочу» до «приходи» прошло два года, такие правила. Это очень сложно, потому что, чтобы поставить кого-то на полку, надо кого-то другого оттуда убрать», — рассказывает председатель совета директоров ГК «За Родину» Сергей Лютаревич.
Участникам экскурсии показали все этапы и линии производства — от сортировки рыбы до натурального копчения, упаковки готовых консерв и хранения их на складе.
Потребность России в рыбных консервах в год сегодня составляет около 600 млн банок, из которых примерно 250 млн — килька в томате, 150 млн — шпроты, 120 млн — натуральная рыба и 80 млн — тунец и горбуша, отмечает Лютаревич.
Сегодня вылов мелкосельдевых пород рыбы (килька, салака) российскими рыбаками полностью обеспечивает заявки переработчиков.
«Культура потребления рыбных консервов в России очень отличается от европейской. Если вы зайдете в любой европейский супермаркет, то там полка с консервами будет гораздо меньше. В России она самая большая в мире, это исторически так сложилось, и это очень хорошо», — говорит руководитель.
Сегодня на заводе производится более 50 наименований рыбных консервов. В сутки «За Родину» выпускает около 500 тысяч банок — примерно 10 машин, которые развозят продукцию по всей стране. В последнее время логистику по снабжению и на готовую продукцию очень сильно пришлось корректировать.
Средняя зарплата на предприятии — одна из самых высоких в аналогичном бизнесе. Рабочие рыбцеха получают от 40 до 60 тыс. рублей в зависимости от того, как они отработают на сделке. На предприятии полный соцпакет. Кроме того, есть соглашение о сотрудничестве с отраслевыми вузами. Студенты проходят на предприятии производственную практику, некоторые остаются работать, связывая судьбу с рыбной промышленностью.
«Что касается возрождения рыбной промышленности Калининградской области, хочу отметить, что оно началось благодаря действующей государственной программе, а до этого кильку закупали в Швеции и Финляндии, потому что так было дешевле, чем самим ловить устаревшим флотом.
Помимо жестяных упаковок, «За Родину» выпускает шпроты в стеклянных банках. Это довольно сложная работа, так как укладывать рыбу вертикально труднее, чем горизонтально в жестяной банке, зато каждая рыбка в стеклянной таре видна. Шпроты в стекле — это открытость компании и еще одно подтверждение качества продукции», — отмечает Сергей Лютаревич.
Планы на будущее
«У нашей компании «За Родину» есть желание увеличить еще объем выпуска, но для этого нужны дополнительные каналы сбыта. Вот и посвятим 2023 год увеличению своей доли на российском рынке и на рынках СНГ. И новые виды консервной продукции, уверен, понравятся нашим покупателям», — отмечает руководитель.
Впечатление участника экскурсии
Светлана, предприниматель:
«Масштабно очень. Не ожидала, что на производстве сделано все настолько технологично и современно. У директора глаза горят работой, и это тоже мотивирует. Кроме того, здорово, что им удается не только оставаться на плаву, но и продолжать развиваться, модернизировать свое производство».