— Андрей Юрьевич, у вас сегодня прекрасный праздник — день рождения. Вы уже много лет крепко стоите на ногах в бизнес-среде не только Калининградской области, но и России в целом. А помните, с чего начинался ваш путь?
— Я всегда был достаточно самостоятельным. В студенческие времена занимался разгрузкой вагонов, читал лекции о научном коммунизме по 7 рублей за выступление, работал в стройотрядах в Хакасии и Норильске. Когда были кооперативы, создал малое государственное предприятие «Социальный центр развития отрасли», так называемый Машцентр. С этого момента и начались мои серьезные шаги в бизнесе.
— Когда вы решили реализоваться именно в производстве, а не в торговле?
— Это произошло быстро. Я понял, что проекты «купи-продай» мне неинтересны, а вот производство наоборот. Торговля воспитывает чувство рынка, но от перепродаж быстро приходишь к осознанию необходимости создания прибавочной стоимости. Начал я с производства ПЭТФ-преформ из пластика, а также пробок из полиэтилена. Впоследствии они использовались в основном предприятиями-производителями газированных напитков, соков, воды, пива, а также бытовой химии. Их был большой дефицит в 90-х годах. Затем бизнес расширился до производства всех частей упаковки питьевой воды. До сих пор успешно работает компания «Мега-Пласт-Янтарь». Понадобились средства для импорта сырья и оборудования, и в Австрии была создана компания по привлечению кредитных линий. Плотно занявшись финансами, в какой-то момент я даже возглавил профильный «Химмашбанк» — кстати, фундамент, на котором позже был построен «Тинькофф-банк».
— Почему вы когда-то выбрали именно фармацевтический бизнес?
— Фармнаправление появилось параллельно с другими производствами. Это был 1992 год, прошел уже 31 год. Я пришел к мысли, что нужно делать такое, что не может делать никто другой, и делать это в той области, в которую мало кто пойдет, даже имея оборудование. Фармацевтика — сфера, куда с улицы не зайдешь.
— Завод «Мирамистин» в индустриальном парке «Экобалтик», которым вы руководили, развивается очень активно. Насколько сложно ему в текущих экономических условиях?
— Сначала производство было очень небольшое. Мы долго заходили на рынок. И первую прибыль начали ощущать только в начале 2000-х годов. Но постепенно компания «Инфамед-К» была выделена в отдельное направление. Завод — резидент особой экономической зоны. И сейчас, несмотря на кризисы и экономические сложности, компания лидирует на своем рынке. Налоговые, страховые и прочие отчисления по «Инфамед-К» в бюджеты всех уровней за 2022 год составили около 0,7 млрд рублей. Это один из крупнейших налогоплательщиков в регионе. Я знаю, что сейчас из-за санкций приостановлено строительство новых производств, так как у компании есть проблемы с поставками оборудования, запчастей. Многие цепочки поставок поменялись. Но ничего не может длиться вечно, поэтому завод будет развиваться и дальше.
— Вы сейчас представляете Калининградскую область в Государственной думе, что дает вам опыт депутатской деятельности?
— У меня уже есть депутатский опыт. Я работал в Калининградской областной думе (ныне Законодательное собрание Калининградской области. — Прим. ред.). В Госдуме работа более масштабная и ответственная. Здесь больше возможностей, влияния, перспективы. Многие вопросы решаются не на заседаниях, а на площадке Комитета охраны здоровья, именно в него я вхожу. Причем я там один из немногих, у кого есть опыт фармпроизводства. У нас проходит много заседаний, экспертных советов, круглых столов. Работа сложная, но очень интересная. Я стараюсь отстаивать права фармпроизводств, для меня это важно. В составе Комитета по охране здоровья Госдумы нам удалось провести в бюджет статьи, связанные с поддержкой первичного звена медицинской помощи в Калининградской области. Это поликлиники, ФАПы, поселковые и районные амбулатории — самый напряженный в условиях волн пандемии фронт работы с населением. В 2023 году работа в этом направлении будет продолжена. Калининградская область в мае 2023-го примет выездное заседание Комитета по охране здоровья. Здесь будут обсуждаться очень важные для фармацевтической отрасли законопроекты.
— Несмотря на то что вы очень занятой человек, уверена, что у вас, как и у всех, есть хобби.
— Да. Я очень люблю путешествовать, но сейчас с этим большие сложности из-за того, что я попал в санкционные списки Евросоюза. У меня есть «замороженная» недвижимость в Австрии, и я теперь туда не могу попасть. Мое хобби — горные лыжи. Сейчас ограничен список стран, где можно экстремально отдохнуть. Вот, совсем недавно вернулся из отпуска, где была возможность покататься. Но у меня есть самое важное дело, которому посвящаю максимум внимания, — моя младшая дочь, ей три года. Это замечательное время. Стараюсь больше общаться с ней, чтобы не пропустить интересные моменты ее жизни.
— Какие у вас ближайшие планы на 2023 год?
— Планы связаны с работой депутата в Госдуме. Хотелось бы выйти с некоторыми законопроектами, поддерживающими фармацевтическую отрасль, стимулирующими ее развитие и дающими компенсацию с доходов на налоги будущих периодов. Плюс я продолжаю поддерживать Черняховск и Багратионовск — очень близкие мне муниципалитеты. Идет дальнейшая работа над популяризацией зарубежных походов русской армии периода войн антинаполеоновской коалиции, над сохранением российского культурно-исторического наследия. Я очень надеюсь, что в Багратионовске будет открыт филиал федерального музея-заповедника «Бородинское поле». Также в ближайшее время состоится презентация моей второй книги, над которой мы работали вместе с Евгением Гороховым и профессором Бренке. Она об опыте экономического развития в условиях изоляции на примере Западного Берлина. Это очень полезный опыт, и многие экономические решения могут быть успешно применены в современных условиях санкций и изоляции. Особенно это важно для нашего эксклава — Калининградской области.
Продолжится и адресная поддержка тех, кто просит о помощи, в том числе семей мобилизованных. 2022 год был непростой, будоражащий. Это был год частичной мобилизации и — прежде всего — мобилизации общества, духовной, идеологической, экономической в том числе, которая открыла новые вопросы и новые взгляды на элиты. Я убежден, что место элиты сейчас — только со страной, отношение к стране показательно. Поэтому будем продолжать работать на благо Калининградской области и страны в целом.